Легко ли быть принципиальным домоуправом?
На вопросы "Вестей" отвечает председатель Совета дома № 6/13 по улице Зацепский Вал Сергей Якушев.
- Сергей Юрьевич, ваш дом был построен в 1963 году, фактически, это хрущевка, хотя в ней и 9 этажей. Но квартиры типичные для массового строительства того времени: смежные комнаты, низкие потолки, совместные санузлы, сидячие ванны… Как живется в этом доме?
- Моя семья переселилась сюда много лет назад, когда я еще учился в начальной школе. Можно сказать, что я почти всю жизнь здесь живу.
Мы и все наши соседи были счастливы, что переехали из коммуналок. Очень были довольны таким жильем. Своя квартира, без соседей, это было просто счастье! Благодаря массовому строительству хрущевок, миллионы советских людей вышли из коммуналок, бараков и подвалов.
Так что дом свой мы свой очень любим!
На Зацепском валу построили в ряд три дома нашей серии. Кстати, наш дом после постройки дал крен на 1,7 градуса. Причины понятны - здесь рядом старица Москвы-реки, плывуны, а рядом с домами проходит кольцевая линия метрополитена. Дома установлены на сваи, когда их забивали, земля дрожала, а грохот был слышен на Добрынинской площади. У нас говорили, что пристроенные в 1965 году к домам стекляшки-магазины – это еще и подпорки к нашему дому.
- Сейчас мы видим, что эти стекляшки разделены на массу клетушек-магазинчиков. А что там было изначально?
- В пристройке к нашему дому со стороны Садового кольца была достаточно популярная блинная, в ней и фильмы снимались, например, "Черный принц" (см. кадр из фильма). В пристройке между домами 6/13 и 4 был огромный магазин "Мужская и женская одежда", а между домами 4 и 2 - магазин "Калинка" по продаже импортных товаров за чеки.
- Поговорим о вашем дворе. Прежде всего, расскажите, как и когда вам удалось его закрыть шлагбаумами.
- В начале 2000 годов Садовое кольцо было гораздо уже. Когда его расширяли, у нас отрезали половину двора, а здесь были прекрасные газоны, мы выращивали замечательные махровые сорта сирени. Жители пытались отстоять двор, стали писать письма, жаловаться, возмущаться. Нам сказали, что это нужно городу. Я, правда, пытался объяснить, что город - это, прежде всего, его жители, о них нужно беспокоиться…
Но пришлось смириться и думать о том, как нам в этих условиях обустроить и защитить свой двор, который стал гораздо меньше.
Шлагбаумы мы поставили еще в 2006 году, это был редкий случай. Тогда город еще не принял четкие правила их установки. В то время шлагбаумы были дорогим удовольствием. Многие собирались установить их в своих дворах, но когда узнавали, что за них надо платить, тормозили. И шлагбаумы были в то время только у министерств и ведомств.
А нам некуда было деваться, замучили чужие машины. И главный человек, который помог в установке – это глава муниципального округа Николай Петрович Матвеев. И это я не от себя говорю, а от лица жителей.
А в 2018 году – новая тенденция – проезжую часть заузить, расширить тротуары. И у нас во время благоустройства по программе "Моя улица" шлагбаумы снесли. Сразу же все оказалось забито машинами, такси - не пройти. К сожалению, по программе на территории двора практически не были предусмотрены места для транспорта жителей, все заузили, только проезд оставили. Нам сказали, что проект утвержден на самом высоком уровне, никто ничего менять не будет, но с помощью муниципальных депутатов, управы района и активистов-жителей сумели внести изменения в проект, немного уменьшили газоны, и появилась возможность парковки транспорта жителей.
А дальше пришлось добиваться от Департамента капремонта, чтобы он шлагбаумы восстановил. Мы просто пройти в подъезд не могли, так все было забито посторонним транспортом. Дойдя до крайности, пригласили сюда телевидение, сделали такой проблемный репортаж.
Помимо этого снова обратились к Николаю Петровичу Матвееву. Мы вдвоем били этот вопрос и, наконец, добились. Результат налицо: двор огорожен.
И с магазинами договорились по-доброму: если что-то привезли, то – приехали – разгрузились - уехали. Никаких чужих машин здесь не должно отстаиваться.
К сожалению, не всем жителям удается припарковать машину около дома, территория очень ограниченная, без помех для пешеходов максимум можно поставить 25-30 машин. В связи с тем, что в двух домах по 66 квартир, остальные жители используют резидентские разрешения. Обходимся, кое-как выходим из положения. Жители к этому относятся с пониманием, во многом помогают.
- Какие вопросы еще удалось решить?
- Бомжей отвадили. Они облюбовали здесь местечко у вытяжки метро, спали здесь в тепле и, конечно, туалет устроили. Обратились к руководству метрополитена, и они закрыли место под вытяжкой железными листами. Греться бомжам стало негде, и они благополучно покинули двор к нашему удовольствию. Более того, мне метрополитен и бумагу прислал, что эта вытяжка уже находится в плохом состоянии, устарела, и ее заменят на новую, современную, более компактную. Мы, было, обрадовались, но, к сожалению, дальше этого письма дело пока не продвинулось. Ждем…
А старожилы помнят, что вокруг этой вытяжки метрополитена в 1960-70-х гг. был выстроен огромный газетный киоск. Сейчас же, конечно, такое категорически запрещено.
- А есть еще нерешенные проблемы?
- Проблемы с зеленью, которую вытаптывают. Сейчас есть в городе тенденция – убирать металлические небольшие заборчики, которыми огорожены газоны. Вдоль Садового кольца в спешном порядке сняли. И вот что получилось: территория от магазинов к кольцу вся вытоптана. Хотелось бы, чтобы появились живые заборчики из кустарника, как нам в свое время и обещали...
Да и лавочки по Садовому… Есть большие вопросы в их целесообразности. Обычный горожанин вряд ли будет отдыхать у проезжей части, эти места занимают, в основном, бомжи, а от них остаются грязь, бутылки и прочее.
- В доме есть проблемы?
- В основном, все проблемы мы решаем в рабочем порядке. Есть только один вопрос - необходимо разобраться и навести технический порядок с запорной арматурой, вентилями в подвале. На данный момент при производстве работ по протечке холодной или горячей воды в какой-либо одной квартире, слесаря перекрывают всю воду во всем доме. А раньше перекрывали только отдельный стояк и только ту воду, с которой связана неисправность. Если у кого-то прорвет трубу, отключат весь дом, мы останемся без воды. Вопрос нужно срочно решать!
- В ходе реконструкции расширили тротуары Татарской улицы… Ваше отношение?
- Я с этим не согласен: для проезда осталась только узкая полоса. Предположим, машина сломалась и встала, а ее не объехать - не проехать. А если учесть, что у нас теперь заезды во дворы только со стороны Татарской…. Раньше можно было заехать во дворы и с Озерковской набережной, когда шлагбаумов не было, сейчас нельзя. И если кто-то сломается – все, беда.
Очень бы хотелось около наших домов на Татарской улице организовать парковочные места "парковка только для резидентов", так как у нас почти не осталось дворовой территории, мы всех просим об этом.
- А в подъезде у вас всё прилично…
- Да. И уборка в подъезде не плохая. Хочу рассказать о нашей небольшой победе – обустройстве колясочной на первом этаже. Изначально это была комната для консьержки. Затем ее для своих нужд захватил один из жителей: "это мне компенсация за то, что нет балкона". Но удалось вернуть - это общедомовая собственность! Сейчас здесь жители оставляют лыжи, велосипеды, коляски, в квартирах-то тесно.
- Сергей Юрьевич, наверное, сложно быть почти четверть века домоуправом, причем таким принципиальным?
- Да, непросто. Я человек пунктуальный, люблю порядок, порой, возможно, резковат. Считаю, что если человек обещал, то он должен сделать! Для себя я понял – если вижу непорядок, молчать не могу! Начинаю шуметь, пробивать, чего-то добиваюсь. Но в результате все это на благо жителей!
Беседовал Сергей Филин