Руководитель Центра государственных услуг района Замоскворечье Лариса Загрябина о работе в 2022 году.
Цифры и факты из отчета на Совете депутатов
В 2022 году МФЦ района Замоскворечье предоставил 187 636 услуг.
За последние годы количество предоставляемых услуг в центрах "Мои Документы" увеличилось со 180 до более 280. По экстерриториальному принципу на сегодняшний день предоставляется 99% услуг.
В каждом центре доступен единый набор дружелюбных сервисов. Центры усовершенствованы для более комфортного пребывания и передвижения маломобильных граждан, а для удобства родителей с детьми есть детская игровая зона, а также комната матери и ребенка. В центрах можно сделать фото на документы, распечатать или снять копию с документов, оплатить госпошлины и иные платежи с помощью платежных терминалов в зале или в окне приема. В зоне обмена книгами каждый желающий может оставить свою книгу и взять другую понравившуюся, почитать в комфортной обстановке, а также посмотреть афишу городских мероприятий на ближайшее время. Здесь же можно бесплатно отсканировать QR-коды со ссылками на аудиокниги или электронные тексты известных взрослых и детских произведений. Книги периодически обновляются, что позволяет регулярно знакомиться с новыми авторами.
Центры госуслуг "Мои Документы" развиваются, улучшают инфраструктуру сети офисов, расширяют перечень услуг и делают их получение удобнее. Есть возможность оформить ряд услуг "одним пакетом" в рамках 9 жизненных ситуаций ("Рождение ребенка", "Многодетная семья", "Оформление наследства", "Перемена имени", "Приобретение жилья", "Смена места жительства", "Я — автомобилист", "Я потерял документы", "Я оплачиваю налоги") или подать комплексный запрос в центре госуслуг.
Работа с управляющими компаниями и поставщиками услуг в сфере ЖКХ
Центры госуслуг производят начисления по более 4 млн лицевых счетов. С 28 апреля 2022 г., в случае если расчет начислений осуществляется через центры госуслуг, граждане могут получать в личном кабинете на портале mos.ru справку о наличии/отсутствии задолженности или переплаты за жилищно-коммунальные и иные услуги. Ранее при получении информации о задолженности в центрах госуслуг"Мои Документы" официальные сведения о переплате не предоставлялись вовсе (переплата просто учитывалась в едином платежном документе). Жители по-прежнему могут выбрать — получить справку в МФЦ или онлайн на портале mos.ru.
Новые услуги 2022 года
Флагманские офисы
С 2018 г. в Москве стали открываться флагманские офисы "Мои Документы". Сейчас флагманы открыты в Центральном, Юго-Западном, Южном, Восточном, Северном, Юго-Восточном и Северо-Западном административных округах. Здесь доступен расширенный перечень услуг. Например, во всех флагманских офисах предоставляется услуга по регистрации транспортного средства, получению водительского удостоверения в день обращения, услуга по оформлению загранпаспорта детям до 14 лет за сутки (доступна во флагманах ЮАО, ЮВАО), регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств (доступна также в МФЦ городского значения).
Во флагманских офисах ведется прием заявлений на некоторые услуги Фонда социального страхования.
Во флагманах и Дворце госуслуг можно оформить услугу МИД "Консульская легализация документов". Государственная услуга предоставляется Консульским департаментом МИД России в пределах города Москвы вне зависимости от регистрации заявителя по месту жительства, пребывания в РФ. Услугу могут получить физические лица как российского, так и иностранного гражданства, проживающие на территории РФ.
В настоящее время услуга "Прием заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке" предоставляется в 7 флагманах и Дворце госуслуг.
Во флагманских офисах и Дворце госуслуг на ВДНХ предоставляются услуги Министерства юстиции РФ:
- Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств.
- Проставление апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации.
С 29 сентября 2022 г. во флагманских офисах и Дворце госуслуг на ВДНХ предоставляются услуги Департамента образования и науки города Москвы "Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации" и "Подтверждение документов об ученых степенях и ученых званиях".
С 1 июля 2022 года во флагманских офисах и Дворце госуслуг на ВДНХ появилась возможность создания заверенных усиленной квалифицированной подписьюэлектронных дубликатовбумажныхдокументов, которые обычно хранят дома, например, документы о прохождении военной службы, образовании и квалификации, трудовой деятельности, государственных и ведомственных наградах, доходе, прохождении лечения и др. Электронные дубликаты направляются в личный кабинет заявителя на портале gosuslugi.ru, где хранятся бессрочно.
С июня офисы "Мои документы" начали принимать заявления по ковидной амнистии. Граждане могут оформить компенсации по уплаченным штрафам за несоблюдение коронавирусных ограничений. Деньги возвращают горожанам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Главное — штраф должен быть выписан органом исполнительной власти города Москвы, ГКУ "Организатор перевозок" или судами на основании протоколов, составленных органами исполнительной власти города Москвы. Амнистия действует до конца года и охватывает все ограничения, кроме нарушений режима самоизоляции и штрафов, выписанных по постановлениям Роспотребнадзора и МВД.
Кроме того, во флагманских офисах "Мои документы" или Дворце госуслуг на ВДНХ можно пройти идентификацию личности для оформления карты болельщика. С 4 июля можно оформить персонифицированные электронные карты через портал gosuslugi.ru. Заявления принимают исключительно в электронном виде, но подтвердить данные нужно лично в центре "Мои Документы".
Полезные дополнительные сервисы: медицинский кабинет "Моё здоровье", туристическое бюро "Мои путешествия", фотоателье "Моё фото","Мой нотариус" и зона общественного питания "Моё кафе" и (флагманы ЮВАО, ЮЗАО).
Во флагманских офисах ведут прием специалисты ГБУ "Малый бизнес Москвы". Они готовы предоставить услуги предпринимателям, а также дать консультацию или проверить комплектность документов.
Проекты центров "Мои Документы"
"Спортивные выходные"
В августе 2020 г. был запущен проект центров госуслуг и Департамента спорта города Москвы "Спортивные выходные" — серия бесплатных занятий уличными видами спорта для всех желающих старше 18 лет в парках столицы. Под руководством квалифицированных наставников, чемпионов Европы и мира горожане могут освоить азы йоги, северной ходьбы, функциональных тренировок и других популярных видов спорта. Участниками тренировок стали популярные спортсмены, актеры, телеведущие. "Спортивные выходные" также проходят в онлайн-формате на канале проекта. В летнем сезоне в офлайн-тренировках приняли участие более 27 тыс. человек, а количество локаций впервые достигло 20. 1 октября 2022 года проект стартовал в новом формате. Впервые занятия в холодное время года проходят на уникальных закрытых локациях столицы — в студиях растяжки и фитнеса Smstretching, Доме культуры "ГЭС-2", здании Северного речного вокзала и Доме культуры на ВДНХ. Появились новые направления тренировок: barre — балетная тренировка с элементами пилатеса, йоги и танцев, fitboxing — интенсивная кардиотренировка с элементами бокса, pilates, TRX — функциональная тренировка с петлями для развития координации и выносливости, а также hot 36° stretching и hot 36° yoga — тренировки в горячем зале для развития гибкости и укрепления мышц всего тела.
"Мой администратор"
В 2020 году запустился проект "Мой администратор". Ряд функций администраторов поликлиник стали выполнять сотрудники центров госуслуг. В 2021 году проект был включен в основную деятельность центров госуслуг.Сейчас почти 1,5 тыс. специалистов работают администраторами в поликлиниках столицы. В задачи администраторов входит решение различных вопросов пациентов: помочь записаться к специалисту, сориентировать по месторасположению нужного кабинета, уточнить графики приема врачей и пр. Сотрудники центров госуслуг освободили время медицинских работников для выполнения их непосредственной работы —оказания медицинской помощи пациентам. Все администраторы поликлиник проходят специальную подготовку и обучение в образовательном центре "Академия искреннего сервиса", а также изучают функционал, специфику работы в поликлинике, развивают навыки проактивного поведения и работы в нестандартных ситуациях с сохранением ориентации на интересы пациента. Перед выходом в поликлинику сотрудник работает в центре госуслуг— это позволяет приобрести практику уверенного и доброжелательного общения с жителями района. Работая в медицинских учреждениях, администраторы продолжают на ежедневной основе развивать свой профессионализм — разбирают варианты решения возникающих ситуаций, изучают нововведения в медицинских учреждениях.
"Сопровождаемое трудоустройство воспитанников ПНИ"
В марте 2021 года стартовал проект по трудоустройству воспитанников городских психоневрологических домов-интернатов. На каждом этапе — от приема на работу до самого рабочего процесса — подопечным помогают кураторы со стороны домов-интернатов и центров "Мои Документы". Проект по трудоустройству проживающих в психоневрологических интернатах направлен на создание беспрепятственного пространства для жизни людей с ментальными особенностями. Ключевым инструментом в адаптации и социализации становится трудовая занятость: работа помогает проживающим не только зарабатывать деньги, но и реализовать личностный потенциал, обрести независимость и уверенность в собственных силах. Сейчас уже 88 воспитанников психоневрологических интернатов работают в 51 офисе "Мои Документы". На Премии HR-бренд-2021 "Мои Документы" стали победителями в номинации "Равные возможности". Ее получают только те работодатели, которые обеспечивают лучшие условия труда людям с инвалидностью. Многим людям с ментальными особенностями проект по сопровождаемому трудоустройству помог лучше адаптироваться, научиться организовывать свой день, взаимодействовать с другими людьми.
"Москва — с заботой о ветеранах"
Проект "Москва — с заботой о ветеранах" был запущен в мае 2019 г. Его цель — обеспечение ветеранов наиболее востребованными государственными услугами на дому. Более 60 тыс. ветеранов получили сертификат участника с указанием телефона руководителя районного центра госуслуг, который стал их личным консультантом. Ветеран может в любой момент обратиться с вопросом к своему персональному помощнику или попросить специалиста приехать на дом для оформления услуги. За время работы проекта поступило свыше 30 тыс. звонков, в том числе было оказано около 6 тыс. государственных услуг. Среди наиболее популярных — оформление и выдача социальной карты москвича, выдача справок о городских и федеральных выплатах, а также прием документов для предоставления льгот на пользование телефонной связью.
"Москва — с заботой об истории"
Проектстартовал 9 апреля 2019 г. Цель — сохранить память о героях Великой Отечественной войны. Передать семейные реликвии в Главархив через центры госуслуг может каждый желающий. Истории и материалы, собранные в ходе проекта, легли в основу выставки, которая размещена в 29 центрах госуслуги в онлайн-формате на сайте Главархива Москвы в разделе "Проекты". К 9 Мая 2020 г. был открыт виртуальный музей Главархива и центров госуслуг "Москва — с заботой об истории". На сайте vov.mos.ru размещены оцифрованные копии писем, фотографий, фото предметов быта и гардероба, также в музее можно найти документальные видеоролики, интерактивные карты, военные новости и многое другое. С 17 мая 2021 г. запущен второй этап проекта "Москва — с заботой об истории" — "Московская фотолетопись". В рамках проекта горожане могут сдать через центры госуслуг на вечное хранение в Главархивфотопленки из семейных архивов, отображающие историю Москвы и жизнь москвичей в ХХ веке.
Современный диагностический комплекс
В 74 центрах госуслугразмещены современные диагностические комплексы. Они помогают провести быстрое бесплатное обследование организма (определить состав тела, измерить уровень насыщения крови кислородом, артериальное давление и пульс, провести анализ выдыхаемого воздуха). Комплекс позволяет записаться к врачу, для этого понадобится ввести полис ОМС и дату рождения. Горожане активно пользуются новинкой, на данный момент более 450 тыс. обследований прошли посетители центров. Москвичи чаще всего хотят узнать свой рост, проверить пульс и уровень насыщения крови кислородом. Результаты можно распечатать, направить по электронной почте или в электронную медкарту, оформить которую при необходимости помогут специалисты центров госуслуг. Жители могут получить индивидуальные рекомендации по сбалансированному питанию после обследования. Рацион разрабатывается на семь дней и включает в себя подробное меню. В семи флагманских офисах есть роботы-диагносты. Они измеряют температуру тела, уровень сахара и кислорода в крови, давление и пульс, объем легких человека. Сделать электрокардиограмму всего за 1 минуту можно в 25 центрах госуслуг. Уже более 46 тыс. человек сняли ЭКГ в офисах "Мои Документы".