• Рудкин Филипп Никитович. Он побеждал лучших танкистов Вермахта

    Он побеждал лучших танкистов Вермахта

    Нелегкая военная судьба выпала Герою Советского Союза генералу Филиппу Никитовичу Рудкину. Он прошел три войны, был неоднократно ранен, да и характер у Филиппа Никитовича был не из легких. Жесткий и требовательный человек, он не боялся конфликтовать с начальством, при этом выполнял самые сложные боевые задачи, умело планировал операции. Без всякого преувеличения можно сказать, что вся жизнь генерала Рудкина была отдана военной службе - он умер через два года после того как вышел в отставку.

    Боевая биография Филиппа Никитовича началась в 22 года, когда в начале Первой мировой войны он был мобилизован в армию из родной белорусской деревеньки с поэтическим названием Черная Сосна. Служил рядовым в пехоте, воевал на переднем крае.

    С первых дней образования Красной армии Филипп Никитович вступил в ее ряды. В годы Гражданской войны служил в органах контрразведки Северного и Западного фронтов. Принимал участие в боях против войск генерала Юденича, в 1918 и 1919 годах был контужен и ранен. После окончания войны служил в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД.

    В 1937 году 44-летний Филипп Никитович Рудкин заканчивает академию танковых войск. В Великую Отечественную он вступает в сентябре 1941 года начальником отдела автобронетанкового управления Карельского фронта. А летом 1942 года уже в должности заместителя начальника Сталинградского учебного легкобронетанкового центра Филипп Рудкин принимает участие в Сталинградской битве.

    В 1942 году он стал командиром 179-й отдельной бригады, сделав её одним из лучших танковых соединений не только в составе 3-й танковой армии и Воронежского фронта, но и вообще в Красной Армии.

    Рудкин был жестким и требовательным командиром. Но мог и не подчиниться приказу, например, потому что техника только что прибыла с завода и не готова к боевым действиям. Скорее всего, Рудкин мог себе позволить больше, чем другие командиры, имея за спиной годы службы в НКВД, сослуживцы и начальники его опасались.

    Но именно такие поступки, а также грамотный подбор командиров, выучка механиков-водителей, четкая организация тыловых и ремонтных служб позволяла его танковой бригаде выполнять самые сложные боевые задачи.

    Все знали: бригада Рудкина не подведет.

    Его звездный час наступает в феврале-марте 1943 года в ходе операции "Звезда", которая привела к освобождению Харькова, Белгорода, Курска.

    Там 16 марта он совершил главный свой подвиг - блестящий выход из окружения, который ознаменовался Звездой Героя и званием генерал-майора танковых войск.

    Танки Филиппа Никитовича прорвали линию обороны танковой дивизии СС "Мертвая голова" в Харькове. В скоротечном бою бригада уничтожила 16 легких и 3 тяжелых танка, две самоходные пушки, 12 бронемашин, более 60 транспортных машин с боеприпасами и продовольствием, 2 миномета, 12 станковых пулеметов, 25 мотоциклов, более 700 солдат и офицеров противника. Не давая врагу опомниться, в районе хутора Чернушки танкисты разгромили фашистский опорный пункт, уничтожив 2 противотанковые батареи и более 150 солдат и офицеров. Полковник Рудкин вывел из двойного кольца окружения не только семь своих танков, но и 2500 бойцов других подразделений, оборонявших Харьков.

    В этих боях Филипп Никитович был ранен, по счастью, легко.

    Впрочем, свою Звезду Филипп Никитович мог получить и раньше, и не раз - за упорные бои при освобождении Харькова 15-16 февраля, за 8-дневные ожесточенные оборонительные бои у села Тарановка, за уличные бои в Харькове 14-15 марта. На протяжении двух месяцев бригада была главной опорой всей танковой армии генерала Рыбалко, а к 4 марта оставалась единственным боеспособным подразделением этой армии.

    15 февраля 43 года в дни первого освобождения Харькова танкистов Рудкина отправили в стрелковое соединение на юго-восточную окраину города для развития успеха. Командир 62-й стрелковой дивизии генерал-майор Георгий Михайлович Зайцев доложил командованию, что захватил предместье Харькова. Однако когда полковник Рудкин прибыл в дивизию, он увидел, что на самом деле предместье не занято, а стрелковые соединения разбрелись по хатам. По замыслу Зайцева Рудкин должен был рассредоточить свои танки по стрелковым полкам. Но Филипп Никитович выполнять задачу так, как ее видел командир дивизии, отказался. Распылять бригаду и действовать отдельными танками Рудкин считал неправильным. "Что хочу, то с вами и делаю, - заявил рассерженный генерал. - Захочу, расстреляю". В итоге в атаку Рудкин пошел всей своей бригадой. Стремительное наступление танкистов создало угрозу окружения частям 2-го танкового корпуса СС, командование которого приняло решение покинуть город, несмотря на приказ Гитлера Харьков не сдавать.

    А вот бои на Курской дуге и наступление под Орлом не принесли Рудкину успеха. Эти сражения для 3-й танковой армии генерала Рыбалко оказались не очень удачными. За взлетом последовало падение. 6 августа 1943 года Рудкин был освобождён от должности командира корпуса "как не справляющийся с работой, не могущий руководить боем корпуса" и назначен на должность командующего Тамбовским танковым военным лагерем.

    Но в самом начале 1944 года его назначают командиром 11-го танкового корпуса, участвовавшего в Проскуровско-Черновицкой и Белорусской наступательных операциях, а затем в штурме Кёнигсберга.

    Кроме Звезды Героя генерал-танкист был награжден тремя орденами Ленина, орденами Красного Знамени и Кутузова II степени.

    После Победы Филипп Никитович продолжил службу. Был командующим бронетанковыми и механизированными войсками Южно-Уральского военного округа.

    В ноябре 1952-го, за два года до смерти, Герой вышел в отставку в звании генерал-майора танковых войск. Вечная память и вечная слава Герою!

    Юлия Буцина

    Рудкин Филипп Никитович (1893–1954). Жил по адресу: Новокузнецкая ул.,33