Биография замоскворецкого дома: Малая Ордынка, 29
Гимназия Протопоповой
История этого участка прослеживается по документам с начала XIX века. Тогда его хозяйкой была купеческая жена вдова" Варвара Ермиловна Ляхова. То есть ее социальное положение - "купеческая жена", к тому же она - вдова.
В 1830-е годы участком владел московский купец Михаил Алексеевич Чельцов. При нем владение разделилось на две разные по назначению части. Левая (глядя с улицы) часть была занята деревянным домом, хозяйственными постройками и хозяйственным двором. Правая половина была отведена под сад.
Следующее упоминание владения в документах относится к 1871 году. Его хозяйками были три москвички, социальный статус который определялся интересной формулировкой: "московских купеческих сыновей жены". Это Анна Филипповна, Мария Николаевна и Елизавета Степановна Воронковы.
В этом же 1871 году А. Ф. Воронкова покупает у дочери священника Анны Михайловны Терновской соседнее владение, по площади равное половине ее совместного с другими
Воронковыми участка. Так определился размер владения, сохраняющийся до сих пор.
В декабре 1888 года Анна Филипповна Воронкова совместно с Евдокией Филипповной Шокиной выкупают у мещанок М. Н. и Е. С. Воронковых их доли в совместном владении Воронковых. Т.о. весь большой участок оказался у сестер А. Ф. Воронковой и Е. Ф. Шокиной. В июне 1903 году хозяйки дарят свое владение их сыну и племяннику, врачу Василию Ивановичу Воронкову. По оценке стоимость подарка составила 12000 рублей. Всего через год В. И. Воронков продает подаренный ему участок личному почетному гражданину Александру Сергеевичу Протопопову за 28500 рублей, включая сюда и долг по закладной в 14000 рублей. Следовательно, В. И. Воронков получив подарок сразу же заложил его. Возможно, что такова и была цель дарительниц - дать возможность сыну получить деньги для какой-то необходимой траты.
Такова предыстория участка. Новый важный этап начинается в феврале 1908 года. А. С. Протопопов просит у городских властей разрешения начать строительство большого каменного училищного здания. В прошении говорится о трехэтажном доме с жилым полуподвалом, на самом деле полуподвал вполне возможно было считать полноценным этажом. В дальнейшем о здании говорят как о четырехэтажном.
Чертежи постройки подписал архитектор Михаил Павлович Иванов (1841-1919). Проект М. П. Иванова осуществили частично: была построена левая часть дома: три окна по фасаду и подъезд с эркером. Узкое здание вытянулось в глубину участка. Предполагалось такое распределение помещений: в полуподвале гардероб, кухня, прачечная, помещение для прислуги. В первом этаже три класса, во втором тоже три класса, а в третьем кроме трех классов еще и физическая лаборатория.
В новом доме разместилась частная женская гимназия Ольги Федоровны Протопоповой. Учебное заведение имело все права гимназий Министерства Народного просвещения. Председателем попечительского совета был муж хозяйки и владелец участка Александр Сергеевич Протопопов.
8 марта 1911 года в строительный комитет Московской городской управы были представлены на утверждение чертежи второй очереди гимназии. Их подписали два архитектора: М. П. Иванов и Петров (может быть это архитектор А. Д. Петров?).
Проект 1911 года сильно отличался от первоначального варианта 1908 года. Полностью изменились назначения помещений, а, следовательно, и планировка. Вот так собирались использовать помещения: в полуподвале в левой части - столовая, в правой части - квартира. Первый этаж: в левой части квартира начальницы гимназии, в правой квартира для сдачи в наем. Второй этаж: в левой части - четыре класса, в правой - квартира. Третий этаж: в левой части - зал, в правой - квартира. Четвертый этаж: зал для игр гимназисток подготовительного и первого классов.
При утверждении проекта специалисты строительного отдела Городской Управы особенно интересовались надежностью конструкций четвертого этажа: выдержат ли они нагрузку от находящихся в зале людей? Решено было, что выдержат. Уже к концу 1911 года гимназия была построена.
После октябрьского переворота 1917 года бывшая гимназия и находившийся рядом Дом учителя, построенный издателем И. Д. Сытиным, работали "в паре". Сейчас здание Дома учителя занимает Театр Луны. Дом учителя имел комнаты для проживания приезжающих учителей, музей учебных пособий, библиотеку, помещения для методических занятий, большой зал. Здесь шла теоретическая работа. Практику учителя проходили в бывшей гимназии О. Ф. Протопоповой.
В 1940 году в здании гимназии разместилось Ремесленное училище № 28 (электромонтажников). Такое название у училища как раз с 1940 года. А основано было в 1930 году за Балчугом, тогда это была школа фабрично-заводского ученичества при Мосэлектромонтаже. В школу ФЗУ принимали ребят с образованием не ниже 7 классов, основное внимание при обучении уделялось профессиональной подготовке.
В первое время после переезда у училища не было своей столовой, и ученики ежедневно строем ходили через все Замоскворечье обедать за кинотеатр "Ударник". Ученики ремесленных училищ носили черную форму.
Во время Великой Отечественной войны воспитанники училища № 28 ставили тяговые подстанции на железных дорогах освобожденного Северного Кавказа, стоили химкомбинат на Урале.
За трудовой героизм и отличное выполнение заданий Государственного комитета обороны СССР в 1942 году училище № 28 было награждено красным знаменем ГКО СССР. Были неоднократные попытки изъять его: на полотнище есть портрет Иосифа Сталина. Это в 1960-80-хх гг. считалось недопустимым. Но знамя сберегли, и оно как реликвия хранится в училище.
Еще одна высокая награда была получена в 1943 году - орден Трудового Красного знамени - за отличное выполнение силами учащихся специальных заданий для нужд обороны страны. Это единственное училище Москвы, награжденное в годы войны орденом.
Среди выпускников училища - знаменитый футболист, Заслуженный мастер спорта СССР, игрок сборной страны Анатолий Ильин.
К 1980-м гг. старое здание гимназии-училища уже требовало реконструкции. Капитальный ремонт с заменой перекрытий и перепланировкой шел с 1986 по 1990 годы. Его вели военные строители (их стиль работы - прочно, грубо, без деталей, местами криво). От старого здания остались только капитальные стены, гимназию помнят лишь две пилястры с капителями в вестибюле.
Александр Фролов