• Архитектор и театральный художник Людмила Казакова. Интервью

    2021.10.27 Пятницкий рыбный комплекс. Фото Александра Фролова

    2021.10.27 Пятницкий рыбный комплекс. Фото Александра Фролова

    В сентябре отметила юбилей известный архитектор и театральный художник, профессор МАРХИ, житель Замоскворечья Людмила Казакова. Мы побывали в ее мастерской в Большом Овчинниковском переулке. Юбиляр любезно согласилась ответить на вопросы "Вестей".

    Супружеская чета архитекторов Людмила Казакова и Виктор Рассказов 6 ноября отмечают золотую свадьбу

    Супружеская чета архитекторов Людмила Казакова и Виктор Рассказов 6 ноября отмечают золотую свадьбу

    - Людмила Алексеевна, расскажите о себе.

    - Я окончила МАРХИ, затем примерно десять лет проработала в "Гипротеатре" (Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий при Министерстве культуры СССР). Мои учителя в МАРХИ Александр Александрович Великанов и Владилен Дмитриевич Красильников. Именно они привели меня в "Гипротеатр", уже с третьего курса института я начала там работать.

    - Почему вы решили связать свою жизнь с архитектурой?

    - Однажды, когда я училась в школе, я несла на урок труда склеенный вместе с мамой из плотного картона домик - с окошками и дверью. Вдруг утыкаюсь носом в шинель. Поднимаю глаза - стоит солдат: "Девочка, ты будешь архитектором!" Я эти слова запомнила на всю жизнь. Возможно, они и повлияли на мой выбор института.

    - Расскажите о своей работе в театре.

    - Театром я увлекалась еще студенткой. Профессии театрального художника я обязана тому же Великанову, который привлек меня к этой работе: он делал театральные декорации к спектаклям, а мне поручил костюмы.

    Потом в моей жизни была очень серьезная автомобильная авария… После нее я не могла уже ходить каждый день на работу. Но профессию не бросила.

    Особенно мне нравилось работать с режиссером Романом Виктюком. С ним мы в студенческом театре МГУ поставили пьесу Людмилы Петрушевской "Уроки музыки", эту постановку сразу же запретили, театр закрыли на какое-то время. Всего с Виктюком мы сделали 9 замечательных спектаклей.

    Затем меня пригласил Евгений Иосифович Славутин в свой театр, который сейчас называется МОСТ, я до сих пор с ним сотрудничаю.

    Сейчас у меня уже примерно 90 оформленных спектаклей. Но при всем этом архитектура была у меня в приоритете всегда. И когда появилась возможность открыть собственную архитектурную мастерскую, я с радостью взялась за это дело.

    - Когда это произошло?

    - В конце 1980-х годов. В 1985 году я, как член Союза художников, получила это здание в Большом Овчинниковском под мастерскую, а в 1991 году зарегистрировала свою архитектурную мастерскую. В это время можно было уже самостоятельно творить, проектировать, строить, но народ не решался. Я была одной из первых, кто согласился на самостоятельное проектирование. Я поняла, что пришло мое время. Женщин в архитектуре тогда еще было мало.

    - Какой был ваш первый реализованный проект?

    - Особняк в Замоскворечье, на Пятницкой улице, 58. Это 1987-88 годы. Одноэтажный домик с мансардой был в полуразрушенном состоянии. Мы провели реконструкцию, внутри восстановили потрясающую историческую деревянную лестницу XIX века на второй этаж, решетки.

    - Пару лет назад дом перестроили, оставив от исторического здания одну фасадную стену. Уничтожили и лестницу, и все интерьеры. Вас спрашивали?

    - Нет, конечно. Жаль дом, теперь это уже не историческое наследие, а новодел.

    - Вы продолжили строить в Замоскворечье?

    - Да, после этого был дом на Малой Ордынке, в конце, где поворот на Пятницкую улицу. И мой заметный проект – здание постпредства Адыгеи в Старом Толмачёвском переулке. Получилось так, что я все детство прожила в Адыгее, главный архитектор Майкопа – моя знакомая, учились вместе, и меня попросили помочь. Ранее здесь был детсад, я реконструировала его в здание постпредства. В работе мне очень помогла купленная мной еще в юности книга с адыгейскими орнаментами – я делала решетки, мраморный пол, подвесной потолок, используя национальные узоры из этого фолианта.

    На улице Бахрушина есть современный двухэтажный дом (№ 10, строение 1) – это первое в новой России здание, построенное специально для банка. Там я проектировала арочные ворота и решетки, рисунок которых выполнен в историческом стиле.

    Есть в Замоскворечье еще один спроектированный мной жилой дом - в Руновском переулке. Он построен "Мастер-банком" в конце 1990-х годов.

    - И, конечно, Пятницкий рыбный рынок...

    - Да. Начала я его проектировать в 1994 году. Это очень большая ответственность строить - в заповедной зоне, историческом Замоскворечье. Задача была непростой, надо было соблюсти ограничения – два этажа, не выше, и внешне здание должно быть в стиле исторической застройки.

    В результате получилось необычное здание. Внешне оно невысокое, многие даже принимают его за старинное. Но когда заходишь внутрь – попадаешь в современное пространство атриума, перекрытого круглыми нефами, сквозь которые льется свет. Изначально проект был еще красивее - от заднего окна сверху должен был обустроен водопад, струи которого падали бы в аквариумы с рыбками. Это было бы очень эффектно. Все было рассчитано хорошими специалистами, спроектировано, но у заказчика, "Мосрыбхоза", не хватило средств.

    А сейчас здесь все печально. Его концепция поменялась, он превратился в обычный торговый центр, рыбы и морепродуктов совсем мало…

    - А если брать в целом по Москве, что у вас интересного построено?

    - В Ветошном переулке - "Французские галереи", напротив ГУМа. Это здание бывшего Пантелеевского подворья. Проект его реконструкции отмечен Премией Мэрии Москвы в области литературы и искусства "Золотое сечение".

    Вместе со скульптором Владимиром Суровцевым в Марьине поставили памятник "Солдату Отечества", в память о тех, кто сражался в войнах ХХ века.

    У меня еще много нереализованных проектов. Я посчитала, что за годы моей работы, как архитектора, сделано 40 проектов. Но осуществлено было около 10.

    - Что не удалось воплотить в жизнь?

    - Например, здание в Сокольниках для уже упоминаемого мной театра МОСТ. Был утвержден проект, принят с восторгом... Но не получилось. Жаль.

    Был у меня еще проект - у впадения Яузы в Москву реку, напротив Астахова моста. Получился хороший проект жилого дома, внешне напоминающий по архитектуре корабль. Сейчас же там выстроено здание по очень неудачному проекту.

    - Какая из ваших работ самая любимая?

    - Пятницкий рыбный торговый комплекс!

    - Что интересного из современной архитектуры столицы вы могли бы назвать?

    - Москва-Сити. Это осуществленный проект будущего. Здесь мы не отстали от запада. Архитектура должна развиваться, искать новые формы, смысл и красота в многообразии!

    - Вы преподаете в МАРХИ. Можете сравнить нынешнюю молодежь с вашим поколением, в чем отличие?

    - Главное отличие в том, что сейчас в основном, женские группы. Юношей значительно меньше. Возможно, это связано с тем, что девушки лучше сдают вступительные, лучше готовятся, более ответственные.

    В итоге у архитектуры XXI века будет женское лицо. Плохо это или хорошо, но это так. Когда я делала выставку в Союзе архитекторов "У архитектуры XXI века будет женское лицо", на которую собрала всех женщин, что-либо сделавших в архитектуре в начале 2000-х, то нас было очень немного.

    Когда я училась в вузе, старшекурсники говорили девушкам в глаза: "Зачем вы идёте учиться в МАРХИ, все равно вы ни на что не способны в архитектуре". Сейчас ситуация изменилась - и на западе, и у нас.

    - Как вам работа иранской женщины-архитектора Захи Хадид в Москве - бизнес-центр "Пересвет-Плаза" на Дубровке?

    - Очень интересное здание, неожиданные решения.

    - Людмила Алексеевна, напоследок, расскажите о здании, в котором располагается ваша архитектурная мастерская.

    - Особняк в Большом Овчинниковском переулке был построен после пожара Москвы, 1823 год. В начале ХХ века дом принадлежал сестрам водочного короля П.А.Смирнова. При советской власти дом национализировали и поделили на комнаты-клетушки коммунальных квартир. Сестрам Смирновым выделили комнатку метров 5, спали они в чуланчике размером со шкаф.

    К середине 1980-х особняк был расселен и пришел в плачевное полуразрушенное состояние. Пришлось восстанавливать, реставрировать былое богатство интерьера. Не все, конечно, удалось воссоздать. Однажды к нам заглянул старичок, который жил в этом доме, рассказал, что в годы его детства на потолке в этой комнате был натянут расписной холст, на котором красовались ветви цветущих яблонь и райские птицы. Настолько это было прекрасное зрелище, что дети собирались здесь, ложились на пол и смотрели вверх, любовались, мечтали о путешествиях и красивой жизни.

    - Людмила Алексеевна, спасибо за беседу. Новых творческих удач, здоровья и неиссякаемого вдохновения!

    Андрей Востриков, Александр Фролов (фото)

    2021.10.20 Б.Овчинниковский пер., 22. Фото Александра Фролова

    2021.10.20 Б.Овчинниковский пер., 22. Фото Александра Фролова

    2021.10.20 Б.Овчинниковский пер., 22. Решетки. Фото Александра Фролова

    2021.10.20 Б.Овчинниковский пер., 22. Решетки. Фото Александра Фролова

    Малая Ордынка, 44. Проект

    Малая Ордынка, 44. Проект

    Пятницкая ул., 58. Проект

    Пятницкая ул., 58. Проект

    Пятницкий рыбный рынок

    Пятницкий рыбный рынок

    Французские галереи в Ветошном переулке. Проект

    Французские галереи в Ветошном переулке. Проект

    Театр МОСТ в Сокольниках. Проект

    Театр МОСТ в Сокольниках. Проект

    Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили

    Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили

    Категории: Новости, № 10