В сентябре отметила юбилей известный архитектор и театральный художник, профессор МАРХИ, житель Замоскворечья Людмила Казакова. Мы побывали в ее мастерской в Большом Овчинниковском переулке. Юбиляр любезно согласилась ответить на вопросы "Вестей".
- Людмила Алексеевна, расскажите о себе.
- Я окончила МАРХИ, затем примерно десять лет проработала в "Гипротеатре" (Государственный институт по проектированию театрально-зрелищных предприятий при Министерстве культуры СССР). Мои учителя в МАРХИ Александр Александрович Великанов и Владилен Дмитриевич Красильников. Именно они привели меня в "Гипротеатр", уже с третьего курса института я начала там работать.
- Почему вы решили связать свою жизнь с архитектурой?
- Однажды, когда я училась в школе, я несла на урок труда склеенный вместе с мамой из плотного картона домик - с окошками и дверью. Вдруг утыкаюсь носом в шинель. Поднимаю глаза - стоит солдат: "Девочка, ты будешь архитектором!" Я эти слова запомнила на всю жизнь. Возможно, они и повлияли на мой выбор института.
- Расскажите о своей работе в театре.
- Театром я увлекалась еще студенткой. Профессии театрального художника я обязана тому же Великанову, который привлек меня к этой работе: он делал театральные декорации к спектаклям, а мне поручил костюмы.
Потом в моей жизни была очень серьезная автомобильная авария… После нее я не могла уже ходить каждый день на работу. Но профессию не бросила.
Особенно мне нравилось работать с режиссером Романом Виктюком. С ним мы в студенческом театре МГУ поставили пьесу Людмилы Петрушевской "Уроки музыки", эту постановку сразу же запретили, театр закрыли на какое-то время. Всего с Виктюком мы сделали 9 замечательных спектаклей.
Затем меня пригласил Евгений Иосифович Славутин в свой театр, который сейчас называется МОСТ, я до сих пор с ним сотрудничаю.
Сейчас у меня уже примерно 90 оформленных спектаклей. Но при всем этом архитектура была у меня в приоритете всегда. И когда появилась возможность открыть собственную архитектурную мастерскую, я с радостью взялась за это дело.
- Когда это произошло?
- В конце 1980-х годов. В 1985 году я, как член Союза художников, получила это здание в Большом Овчинниковском под мастерскую, а в 1991 году зарегистрировала свою архитектурную мастерскую. В это время можно было уже самостоятельно творить, проектировать, строить, но народ не решался. Я была одной из первых, кто согласился на самостоятельное проектирование. Я поняла, что пришло мое время. Женщин в архитектуре тогда еще было мало.
- Какой был ваш первый реализованный проект?
- Особняк в Замоскворечье, на Пятницкой улице, 58. Это 1987-88 годы. Одноэтажный домик с мансардой был в полуразрушенном состоянии. Мы провели реконструкцию, внутри восстановили потрясающую историческую деревянную лестницу XIX века на второй этаж, решетки.
- Пару лет назад дом перестроили, оставив от исторического здания одну фасадную стену. Уничтожили и лестницу, и все интерьеры. Вас спрашивали?
- Нет, конечно. Жаль дом, теперь это уже не историческое наследие, а новодел.
- Вы продолжили строить в Замоскворечье?
- Да, после этого был дом на Малой Ордынке, в конце, где поворот на Пятницкую улицу. И мой заметный проект – здание постпредства Адыгеи в Старом Толмачёвском переулке. Получилось так, что я все детство прожила в Адыгее, главный архитектор Майкопа – моя знакомая, учились вместе, и меня попросили помочь. Ранее здесь был детсад, я реконструировала его в здание постпредства. В работе мне очень помогла купленная мной еще в юности книга с адыгейскими орнаментами – я делала решетки, мраморный пол, подвесной потолок, используя национальные узоры из этого фолианта.
На улице Бахрушина есть современный двухэтажный дом (№ 10, строение 1) – это первое в новой России здание, построенное специально для банка. Там я проектировала арочные ворота и решетки, рисунок которых выполнен в историческом стиле.
Есть в Замоскворечье еще один спроектированный мной жилой дом - в Руновском переулке. Он построен "Мастер-банком" в конце 1990-х годов.
- И, конечно, Пятницкий рыбный рынок...
- Да. Начала я его проектировать в 1994 году. Это очень большая ответственность строить - в заповедной зоне, историческом Замоскворечье. Задача была непростой, надо было соблюсти ограничения – два этажа, не выше, и внешне здание должно быть в стиле исторической застройки.
В результате получилось необычное здание. Внешне оно невысокое, многие даже принимают его за старинное. Но когда заходишь внутрь – попадаешь в современное пространство атриума, перекрытого круглыми нефами, сквозь которые льется свет. Изначально проект был еще красивее - от заднего окна сверху должен был обустроен водопад, струи которого падали бы в аквариумы с рыбками. Это было бы очень эффектно. Все было рассчитано хорошими специалистами, спроектировано, но у заказчика, "Мосрыбхоза", не хватило средств.
А сейчас здесь все печально. Его концепция поменялась, он превратился в обычный торговый центр, рыбы и морепродуктов совсем мало…
- А если брать в целом по Москве, что у вас интересного построено?
- В Ветошном переулке - "Французские галереи", напротив ГУМа. Это здание бывшего Пантелеевского подворья. Проект его реконструкции отмечен Премией Мэрии Москвы в области литературы и искусства "Золотое сечение".
Вместе со скульптором Владимиром Суровцевым в Марьине поставили памятник "Солдату Отечества", в память о тех, кто сражался в войнах ХХ века.
У меня еще много нереализованных проектов. Я посчитала, что за годы моей работы, как архитектора, сделано 40 проектов. Но осуществлено было около 10.
- Что не удалось воплотить в жизнь?
- Например, здание в Сокольниках для уже упоминаемого мной театра МОСТ. Был утвержден проект, принят с восторгом... Но не получилось. Жаль.
Был у меня еще проект - у впадения Яузы в Москву реку, напротив Астахова моста. Получился хороший проект жилого дома, внешне напоминающий по архитектуре корабль. Сейчас же там выстроено здание по очень неудачному проекту.
- Какая из ваших работ самая любимая?
- Пятницкий рыбный торговый комплекс!
- Что интересного из современной архитектуры столицы вы могли бы назвать?
- Москва-Сити. Это осуществленный проект будущего. Здесь мы не отстали от запада. Архитектура должна развиваться, искать новые формы, смысл и красота в многообразии!
- Вы преподаете в МАРХИ. Можете сравнить нынешнюю молодежь с вашим поколением, в чем отличие?
- Главное отличие в том, что сейчас в основном, женские группы. Юношей значительно меньше. Возможно, это связано с тем, что девушки лучше сдают вступительные, лучше готовятся, более ответственные.
В итоге у архитектуры XXI века будет женское лицо. Плохо это или хорошо, но это так. Когда я делала выставку в Союзе архитекторов "У архитектуры XXI века будет женское лицо", на которую собрала всех женщин, что-либо сделавших в архитектуре в начале 2000-х, то нас было очень немного.
Когда я училась в вузе, старшекурсники говорили девушкам в глаза: "Зачем вы идёте учиться в МАРХИ, все равно вы ни на что не способны в архитектуре". Сейчас ситуация изменилась - и на западе, и у нас.
- Как вам работа иранской женщины-архитектора Захи Хадид в Москве - бизнес-центр "Пересвет-Плаза" на Дубровке?
- Очень интересное здание, неожиданные решения.
- Людмила Алексеевна, напоследок, расскажите о здании, в котором располагается ваша архитектурная мастерская.
- Особняк в Большом Овчинниковском переулке был построен после пожара Москвы, 1823 год. В начале ХХ века дом принадлежал сестрам водочного короля П.А.Смирнова. При советской власти дом национализировали и поделили на комнаты-клетушки коммунальных квартир. Сестрам Смирновым выделили комнатку метров 5, спали они в чуланчике размером со шкаф.
К середине 1980-х особняк был расселен и пришел в плачевное полуразрушенное состояние. Пришлось восстанавливать, реставрировать былое богатство интерьера. Не все, конечно, удалось воссоздать. Однажды к нам заглянул старичок, который жил в этом доме, рассказал, что в годы его детства на потолке в этой комнате был натянут расписной холст, на котором красовались ветви цветущих яблонь и райские птицы. Настолько это было прекрасное зрелище, что дети собирались здесь, ложились на пол и смотрели вверх, любовались, мечтали о путешествиях и красивой жизни.
- Людмила Алексеевна, спасибо за беседу. Новых творческих удач, здоровья и неиссякаемого вдохновения!
Андрей Востриков, Александр Фролов (фото)