Демократия начинается в подъезде своего дома
Корреспондент "ВЗ" беседует с адвокатом Ольгой Власовой, жительницей нашего района, которая отстаивает в судах интересы москвичей, в том числе и в сфере ЖКХ.
- Ольга Игоревна, расскажите о своей деятельности?
- Последние пять лет, помимо своей основной работы в качестве адвоката по арбитражным делам, я занимаюсь вопросами сферы жилищно-коммунального хозяйства. Это и управление многоквартирными домами, и возвращение общедомового имущества собственникам, и вопросы территориального общественного самоуправления. Особое внимание - нарушениям прав жителей в процессе принятия некоторых градостроительных решений. Всегда рада проконсультировать жителей по этим вопросам.
- Можете привести примеры таких дел?
- Например, такая ситуация. Есть ТСЖ, в которое входят два дома, земельные участки оформлены в собственность. И вот недавно жители обнаруживают, что на их земле копают траншею. Оказалось – рядом строят жилой комплекс и по проекту должны прокладывать коммуникации через дворовую территорию. Ни инвесторам, ни властям не пришло в голову, что это чужая земля, и ей нельзя уже распоряжаться без согласия собственников. Траншею прорыли, но сейчас идет суд, мы доказываем, что прокладывать коммуникации возможно, минуя наш участок, и незадачливому застройщику придется свои трубы убирать, а двор приводить в порядок.
Есть еще похожие истории. В связи с тем, что жители очень активно оформляют земельные участки в собственность, а чиновники к этому не привыкли, то споров и конфликтов всяческих на этой почве будет еще немало.
- Над чем работаете сейчас?
- В настоящее время я занимаюсь несколькими делами. Защищаю интересы группы жителей квартала № 47-48 района Кунцево, где собираются сносить дома. Жители отстаивают свою собственность, право жить в кирпичных домах малоэтажных домах, а не в башнях, построенных по программе реновации.
Кстати, и с домами по программе реновации не всегда все хорошо. Так, мы защищали человека, которому была предоставлена квартира с серьезными строительными недоделками. Удалось доказать в суде нашу правоту.
Более сложное дело: иск жителей района Марфино. Рядом с жилыми домами начинаются строительство "экоквартала" с 33-этажными домами. Они будут экранировать излучение от находящейся рядом Останкинской башни. Раньше там более 8 этажей нельзя было строить, налицо – ухудшение условий проживания тысяч жителей, возрастают риски для их здоровья, а стоимость недвижимости снижается.
Еще одна болезненная история. Когда утверждали проект строительства нового многофункционального центра, то жители соседнего дома еще не поставили в кадастровый учет свой земельный участок. И вот сейчас выяснилось, что здание по проекту занимает весь выделенный под строительство земельный участок. А вот все подъездные пути, пожарные проезды спланированы по территории соседнего участка, который на тот момент был городским. Но сейчас такая ситуация: жители – собственники участка встали стеной, и не пускают строительную технику на свою землю. И совсем непонятно, как этот центр будет функционировать, если даже его построят. Закон и здравый смысл на стороне жителей, проект придется переделывать. Подобных споров много.
Кроме того, сейчас я активно работаю с жителями Пресни. Решаем проблемы, которые очень актуальны и для Замоскворечья – борьба с шумом, с барами и ресторанами.
Причем, мы не только защищаем право жителей на тишину! Мы пытаемся оспаривать постановление правительства Москвы о размещении сезонных кафе при предприятиях общепита.
В регламент размещения таких кафе нужно внести две поправки:
Первая. Если веранда непосредственно примыкает к жилому многоквартирному дому, то необходимо согласие жителей. Причем вне зависимости, поставлен на кадастровый учет земельный участок или нет. Тут не только земля, но и шум, кроме того, как правило, используется общедомовое имущество (к фасаду прикрепляют разные элементы летнего кафе и пр.).
Вторая. Многие москвичи не знают, что участки под летние кафе и веранды предоставляются бесплатно! Это происходит потому, что летние веранды по какой-то причине приравняли к элементам благоустройства! Несправедливо? Да. Ведь владельцы получают прибыль. И вот парадокс: если на тротуаре помещается нестационарный торговый объект, то его владельцы будут платить аренду, а вот кафе почему-то нет. Или вот еще сравнение. Просто поставить машину на парковку в центре - 380 рублей в час, а коммерсант, зарабатывая на той же земле большие деньги, ничего за это не платит. Странная история.
- Вообще кафе - летние и "зимние" - источник многих проблем для жителей, чьи дома были облюбованы коммерсантами или оказались в непосредственной близости от заведений общепита. Наверняка у вас много дел, связанных с этой проблемой.
- Да, безусловно. Вот пример. Открыли в доме кафе, все здание теперь в вытяжках, кондиционерах, арка между двумя домами служит входом в ресторан. Боремся с этим злом. Жители добились признания дома объектом культурного наследия. И теперь приводим здание в нормальный вид, ведь теперь уродовать его облик нельзя по закону.
Кстати, фасад дома – отдельная тема. Что можно с ним делать, что нельзя? Например, предприниматели сплошь и рядом используют фасады, размещая рекламные конструкции. А ведь по закону они имеют право повесить на фасад только информационную табличку, все остальное – по согласованию с собственниками.
Еще большее зло – это пристройки к жилым домам, которые делают рестораны и другие коммерсанты - чудовищный самострой, это все необходимо сносить.
Что касается шума. На мой взгляд, надо вернуть правило – если кафе или ресторан находится на первом этаже жилого дома, то после 23 часов оно работать не должно. Так практикуется в Европе. Там с 23 в центре города - мертвая тишина…
Предприниматель, открывая кафе в жилом доме, должен понимать, что у него будут ограничения. В том числе - не готовить на открытом огне, иметь свою вытяжку. Вытяжка не должна мешать жителям и должна быть с ними согласована. В моей практике есть случай, когда от вытяжки – от мощных вентиляторов на крыше - дом трясется, по ночам никто спать не может.
Приведу еще пример. Есть дом, где жители конфликтуют с магазином на 1 этаже. Магазин хочет разгружаться во дворе. Жители против, и по СанПиНу придомовую территорию нельзя использовать в этих целях. Жители установили шлагбаум, коммерсанты пошли на конфликт. Зря они это сделали. Мы начали разбираться, и вскрылось, что входная группа магазина перестроена, к дому пристройка незаконная приделана, а в ней тандыр. Подаем в суд.
Заметьте, что в большинстве случаев в суд идут люди от безысходности, потому что контролирующие органы не выполняют свои функции.
- Как жителям вернуть общедомовое имущество, например подвал? Это сложная проблема?
- Иногда, но это, подчеркну, очень небольшое количество, город возвращает эти территории жителям без проблем.
В других случаях приходится доказывать, что подвал отвечает признакам общедомового имущества, Как это определить? Первое. Надо в БТИ взять старую экспликацию, где написано, какое было назначение помещения. Если там указано что это служебно-вспомогательное помещение, то это общедомовая собственность. Все остальное – офисные, складские, там сложнее. Надо поднимать документацию, выяснять, когда оно таким стало. Если, например, изначально запроектирован первый этаж был под магазин, то под ним могут будут складские помещения, которые не являются общедомовой собственностью, они были предназначены именно для магазина. В таком случае добиться чего-то будет крайне сложно.
Второй момент. Надо заказывать выписку из реестра, посмотреть есть ли собственник. Выгнать арендаторов проще, а если есть частный собственник, то опять сложно. Надо смотреть документы, не истек ли срок исковой давности. Тогда можно будет понять, есть ли перспектива.
Сложнее судиться с частным собственником. Когда затронуты интересы бизнеса, особенно когда помещение в центре, когда деньги немалые замешаны, начинается битва не на жизнь, а на смерть. И не всегда законными путями...
Мы возвращали на Татарской улице техническое помещение, оно изначально для домовых служб было предназначено. Это было несложно доказать, и мы победили.
- А если город сдал подвал в аренду коммерческой структуре?
- Не имеет значения. Если жителям удастся получить решение суда о признании права собственности, то арендатор пусть судится с департаментом имущества. И еще есть интересный момент - можно будет за три года взыскать арендную плату. Не все это знают. Я видела всего одно такое решение, жители взыскали очень приличную сумму.
Помимо подвалов проблема частая - чердаки. На Патриарших частные лица, имеющие квартиры на последних этажах, присоединили себе чердаки, построили там пентхаузы, перекрыв выход на крышу. Судились с 14 по 18 год, но нам удалось полностью отсудить эти чердаки. А демонтировали постройки только в этом году.
- В конце 1990-х вроде бы был период, когда чердаки оформлялись в собственность жителей последних этажей…
- Да, действительно, на тот момент было законодательство, которое это позволяло. Но было много случаев, когда документы подделывались. Я занималась таким делом на Таганке, проверила и установила, что договоры, распоряжения левые. Такие помещения можно вернуть, отсудить. Пристройки, надстройки – все это в большинстве случаев незаконно можно сносить по суду.
- У нас в Замоскворечье есть случаи, когда люди просто потеряли парадный вход в подъезд. Его оформили в собственность…
- Его можно отсудить. Похожая ситуация у меня была на Пресне. В подвале размещалась социальная организация, вход в подвал из подъезда. Они поставили стенку и сделали себе вход через парадный подъезд. Мы вернули подъезд и парадное помещение, и готовим иск о том, чтобы демонтировать стенку.
- Рекомендуете ли жителям брать землю в собственность?
- Да. Особенно учитывая, что у нас центр города. Например, если вознамерятся сносить дом, и можно чего-либо добиться только если земля на кадастре. Поможет это и в случае размещения кафе и многих других ситуациях. Что пугает жителей? Они думают, что надо платить налог. Нет, налоги вы не будете платить. Люди не знают, что они уже платят за обслуживание территории. Есть 491 постановление, где утвержден минимальный перечень услуг по содержанию многоквартирного дома, которые должна оказывать УК работающая по городскому тарифу. В эту сумму уже входит стоимость обслуживания придомовой территории. И если у дома не стоит на кадастре земельный участок, то по решению жителей эту часть денег УК может использовать на другие цели. Так что финансовой нагрузки тут не будет, а вот возможность решать вопросы, связанные с эксплуатацией земельного участка в защиту своих прав появится.
Жители зачастую остаются равнодушными к проблемам своего двора, своего дома, самоустраняются от решения общих проблем. А потом удивляются, почему в доме разруха. Надо осознать, что демократия начинается в подъезде своего дома!
- Ваше мнение о ТОС – территориальном общественном самоуправлении?
- В регионах ТОС работает эффективно. Например, в регионах, строят дороги, мосты. Добиваются больших успехов. У ТОС есть полномочия для привлечения финансирования. В Думе лежит законопроект, дающий ТОС права полноценного органа местного самоуправления.
- Что может ТОС не в провинции, а в Замоскворечье?
- ТОС - это, как и Совет дома, он может влиять на много вопросов: благоустройство, выбор подрядчика и др. Вообще ТОС может заниматься теми же вопросами, что и муниципальные депутаты.
- О мошенничестве. Сейчас засилье юридических фирм, они обзванивают людей, предлагают, просто навязывают, свои услуги... Свежий пример, следствием ОМВД России по району Замоскворечье возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ ("мошенничество")". Два гражданина выманили у 88-летней пенсионерки 600 тысяч рублей, они "помогали" ей вернуть вложенные ранее денежные средства. Оказалось, что они вообще не юристы…
- Это проблема остро стоит в Москве и в Питере. Мне самой такие звонки поступают. Очень большое количество таких фирм. И делятся они на две категории.
Первые, это откровенные мошенники, которые берут деньги и не делают вообще ничего. Это как раз, как в том случае, о котором вы рассказали.
Вторые. В этих фирмах действительно есть юристы – и там как повезет. Но в основном, они также просто раскручивают людей на деньги, причем, больше всего страдают пенсионеры. Стандартная схема. Человек приходит с небольшой проблемой - и платит 40 тысяч за стандартные обращения в прокуратуру, который он мог бы составить и сам. Вот пример. У человека был судебный приказ, и он отдал 90 тысяч рублей за простое заявление об отмене этого судебного приказа.
- Как бороться с этим злом?
- Прежде всего, привлекать внимание к этой проблеме, предупреждать людей. Надо объяснять, что если идет массированная реклама, предлагают услуги бесплатно, то не надо на это вестись. Огромный процентов того, что предлагает агрессивная реклама по телефону или в интернете – это мошенники.
Вам предлагают услуги адвоката? У любого адвоката есть удостоверение и его реестровый номер. Надо просто зайти на сайт адвокатской палаты и проверить.
- А как получить бесплатную юридическую помощь?
- На сайте адвокатской палаты города Москвы есть перечень адвокатов, которые занимаются этой помощью бесплатно, в основном, не по уголовным, а по гражданским делам. И я вхожу в этот список.
- Ольга Игоревна, можете оставить ваши контакты для наших читателей?
- Можно звонить по телефону (495) 410-23-39. Обращайтесь, рада буду помочь!