Все москвичи знают "Вечёрку", которая основана почти 100 лет назад, в 1923 году. Сейчас газета приходит по подписке. продается в киосках, ее выпуски раздаются у метро, а раз в неделю "толстушка" с телепрограммой бесплатно распространяется по почтовым ящикам жителей тиражом в 750 000 экземпляров - этот проект осуществляется при поддержке Правительства Москвы.
В выпуске № 9 (10-17 марта) в статье Андрея Объедкова "Чай по-купечески" рассказывается о директоре КДЦ "Орбита" Алексее Елистратове , точнее об его хобби - реставрации старинных самоваров. Если раньше про "Орбиту" знало Замоскворечье, то сейчас вся Москва!
Читайте и приходит на чай в "Орбиту"!
Ссылка на публикацию - https://files.vm.ru/pdf/2022.03/original/622868d382682c4561d3e65c.pdf
Статья полностью:
ЧАЙ ПО-КУПЕЧЕСКИ
Две больших экспозиции в культурно-досуговом центре "Орбита" в районе Замоскворечье составляет коллекция самоваров, которую собрал директор КДЦ Алексей Елистратов.
Корреспондент "ВМ" побывал в гостях у Алексея Елистратова и узнал о его увлечении.
Сейчас в Культурно-Досуговом Центре "Орбита" красуются 37 самоваров различной формы: это и "шары", и "яйца", и "вазы". А первый из них появился пятнадцать лет назад, когда клуб собирался проводить Масленницу в Михайловском парке.
- В православный праздник, который по традиции проходит весной, мне хотелось удивить жителей района, угостить чаем, заваренном по старинному русскому рецепту в самоваре, как это делали наши предки в Замоскворечье, - делится Алексей. – Ведь Замоскворечье в царской России был купеческий район и в нем любили чаепития. Такие церемонии описаны даже в пьесах драматурга Островского, который роился недалеко от нашего Центра. Даже в советские времена на Пятницкой было много "Чайных", куда захаживали местные жители.
И тогда директор направился на блошиный рынок. Но столкнулся с проблемой: было много дешевых самоваров, но сломанных, покореженных. И только один в рабочем состоянии, но дорогой. Однако до праздника оставалось пару дней, ремонтировать самому не было времени.
- Долго торговался с продавцом хорошего самовара и купил за 25 тысяч рублей, по очень дорогой по тем временам цене, - вспоминает Елистратов. – Не пожалел собственных денег, не было другого выхода. Радовало одно, что купленный самовар был большого объема - воды хватило на всех гостей. Все были восхищены вкусом чая и нахваливали напиток. Я загорелся и уже через несколько выходных вновь поехал на барахолку.
На этот раз новоявленный коллекционер выбирал уже "убитый" самовар, который был подешевле, чтобы отреставрировать самому. Удивило то, что все самовары были разных форм.
- Самыми редкими оказались круглые, ныне они ценятся дороже всего, - делится Алексей. – Оказалось, что в 19 веке старались покупать сосуды, которые были с клеймом известной марки. Но сейчас ценятся те, которые были кустарного производства с клише неизвестных тогда мастеров – таких сейчас сохранилось единицы.
Мужчина сам начал реставрировать самовары: на каких-то делал сам краники, на каких-то восстанавливал ручки. Некоторые медные самовары были настолько зелеными, что несколько дней приходилось начищать пастой Гоя. Конечно, уходит много времени, на один самовар уходило несколько вечеров во время просмотра телевизора: совмещал приятное с полезным.
- Чистить наждачкой не решился, иначе бы испортил бы внешний вид, - констатирует Алексей Елистратов.
И сейчас практически все 37 штук сияют на полках заведения. Цена некоторых из них составлят тепреь около 70 тысяч рублей. Интересуюсь: не пьет из них чай?
- Из большинства нет, так как после каждой заварки, надо обязательно чистить от накипи, чтобы не испортился внешний вид, - говорит коллекционер. – Но все они в рабочем состоянии. Регулярно пользуюсь только тремя самоварами во время проведения районных мероприятий. А остальные – выставочные экспонаты. Многие приходят ко мне как в музей - специально полюбоваться. Ведь экспозиция у меня бесплатная…
Директор "Орбиты" начинает объяснять, как правильно надо пользоваться самоваром.
- Сверху расположена конфорка, я ее называю "короной", - показывает Алексей Елистратов. – В ней вставлена тушилка. Она используется, когда вода в самоваре вскипела и нужно перекрыть поступление воздуха в трубу, где заложены дрова.
Мужчина разбирает самовар, показывая устройство: внутри труба, внизу – зольник: из него высыпают золу.
- А вот и клеймо, о котором я рассказывал, - показывает Алексей. – Год выпуска обычно ставили на ножке. У меня в коллекции самый старый 1886 года выпуска. На некоторых они настолько стерты, что даже трудно разобрать надпись. Год выпуска можно определить лишь по фамилии мастера, зная в какие годы он обычно изготавливал свою продукцию.
- Я всегда любил что-то делать своими руками, а вот восстановление самоваров приобрело новый смысл: я прикасаюсь к истории, хочу донести ее до потомков, - не без гордости говорит Елистратов. - Хочу оставить что-то в наследство детям. Надеюсь, что они не без гордости будут говорить: "А это досталось нам от папы...
Сейчас ни одно значимое мероприятие в Замоскворечье не проходит без участия Елистратова с его самоварами. И коренные жители знают своего героя, приходят к нему побаловаться чайком. Особенно на традиционные Масленицы.
Директор "Орбиты" как настоящий хозяин не мог отпустить, не попоив чайком и начинает заваривать кипятить самовар во дворе центра. Заливает в сосуд пять литров воды, в трубу закладывает небольшие лучины и сверху накрывает крышкой.
- Я даже нашел на рынке медный чайник начала двадцатого века, в нем делаю заварку, - хвалится Алексей. – Всегда немного кладу сахара, чтобы вкус был насыщеннее.
Когда вода закипела, он заносит старинный сосуд в помещение и начинаем разливать по граненным стаканам в подстаканниках конца девятнадцатого века.
- Все должно быть в купеческом стиле, должен ощущаться дух района, - улыбается Елистратов…
Андре Объедков