Достопримечательность строения 1, выходящего на улицу, - рельефы на фасадах, сюжеты двух из которых уникальны для Москвы. Гельрих повторил эти два сюжета год спустя и на фасаде другого своего проекта на Большой Полянке, 44.
Первый сюжет – достаточно удивительная, и более неповторяющаяся в Москве тема – "Бог Нила": пирамида, пальма, огромное солнце и египетский сфинкс, на которого опирается полулежащий внушительного вида мужской персонаж в напоминающей античную накидке, позволяют достаточно уверенно "прочитать" этот сюжет! Еще "Иконологический лексикон" в 1763 г. писал: "Нил, славная в Африке река, которой египтяне приносили жертвы так, как Богу. В Тюллерийском саду представлена она в виде Старика, венчанного Цветами и плодами, облокотившегося на Сфинкса, в левой руке держит рог изобилия". Копию этой скульптуры из сада Тюильри можно увидеть в экспозиции Пушкинского музея. Но истоки этих скульптур следует искать в Александрии, у серапеума (храм Сераписа) в I веке до нашей эры. Эти скульптуры и наш московский рельеф, персонифицирующие реку Нил, были связаны с благополучием и с достатком, процветанием и, принимая во внимание пальму на московском рельефе, - постоянством, стабильностью и долголетием. В начале следующего года всю эту историю, включая версию появления кувшина с вытекающей водой, планируется представить более подробно.
Второй рельеф включает три фигуры: Урания — муза астрономии (по Рене Менару - "звездоведения"), которая атрибутируется по глобусу в ее руках. Юноша – факел в его руках символизирует просвещение, опустившийся на колено мужчина, которого уместно "прочитать", как "мыслитель". И для такой интерпретации есть еще одно обоснование – в правом верхнем углу композиции неприметная "деталь". Масляная лампа – это символ знания, а источаемый ей свет – персонификация света знания!
Думается, уместно прочитать этот сюжет именно как "Просвещение, свет знания", четыре круглых рельефа аллегорически представляют:
На фасаде еще представлено 4 овальных медальона с менадами (танцовщицами).
* * *
К 2022 году, все эти скульптурные изображения пришли в удручающее состояние, 9 рельефов вообще были утрачены. Поскольку дом 43 не является объектом культурного наследия, то исполнители работ по капитальному ремонту фасада не были обязаны заниматься реставрацией.
Но неожиданно сложилась цепочка заинтересованных неравнодушных лиц и организаций, благодаря которым эти уникальные рельефы были сохранены.
Прежде всего, это подрядчик работ ООО "ГеоБест", который сам проявил инициативу и, вместо очередной покраски, пожелал сохранить историческую подлинность здания. Подрядчик обратился к муниципальному депутату Денису Давыдову, уполномоченному по капремонту в этом доме, далее в деле приняли участие главный редактор "ВЗ" Андрей Востриков, державший руку на пульсе во время всего процесса, и краевед Александр Фролов, которые и обратились ко мне. В итоге подрядчиком были проведены консультации с ООО "ОРГпроект", Российской ассоциацией реставраторов (РАР), и по ее рекомендации была приглашена компания "Альфа-Арт" для работы с рельефами. После проведенного осмотра стало ясно, что рельефы, в силу их физической деструкции, могут не "дожить" до следующего ремонта и будут утрачены навсегда. Было принято решение демонтировать их, провести расчистку, изготовить по расчищенным рельефам формы и отлить скульптуры заново. Вот эти рельефы, являющиеся точной копией подлинных, сейчас и установлены на фасаде.
Подлинные рельефы под эгидой РАР будут отреставрированы, а затем их предполагается передать в Музей истории Москвы. Думается, это заслуживающий внимания городских властей пример, когда в рамках обычного ремонта фасада (не объекта культурного наследия!) были возвращены подлинные образы, раскрыты сюжеты и спасены сами исторические рельефы, более века украшавшие здание в центре столицы.
Дмитрий Французов, проект Mascaron.org
От редакции. Благодарим Дмитрия Аркадьевича Французова, который помог сохранить для будущих поколений память об уникальном архитектурном объекте, восстановить по фотографиям утраченные рельефы и описать их. Теперь у прохожих, спешащих по Пятницкой, есть повод остановиться у дома 43 и полюбоваться его отреставрированным фасадом - именно таким, каким его задумал Густав Августович Гельрих.