Есть в Замоскворечье музей, посетить который в нынешнее сложное время актуально было бы каждому. Переступив его порог, вы с шумной современной Садовнической улицы моментально перенесетесь в другую эпоху, в атмосферу Великой Отечественной войны – эхо великих побед и поражений, борьбы жизни со смертью, просто суровых будней войны звучит здесь, не стихая. Артефакты - а здесь собраны только подлинные реликвии времен Великой Отечественной - вещь суровая, правдивая и всегда поражающая воображение. Тем более что все экспонаты можно потрогать – это еще одна особенность музея, и она дорогого стоит. Держишь в руках обычную, проржавевшую от времени солдатскую каску, безучастный металл холодит пальцы, и этот холодок добирается до сердца – она, эта каска, была на человеке в последний момент его жизни. Кем он был, что пережил, как погиб? Думаешь об этом - и слова: "защита Родины", "воинский долг", "цена победы" наполняются каким-то особенным, глубоким смыслом.
Простые солдатские котелки, кружки, ложки, лопаты, фляжки, ножи, ремни – все эти немые свидетели войны говорят с тобой на каком-то особом, интуитивно понятном языке, рассказывают о тяжелом быте, постоянной опасности, стремлении выжить и вернуться домой с победой.
Оружие – отдельный разговор. А его тут немало. Миномет, винтовки Мосина, ручные гранаты, взрыватели, противопехотная мина в деревянном корпусе, пулеметные ленты от "Максима", гильзы - вся эта военная утварь, аккуратно развешена и разложена по стенам и углам зала, покоится в стеклянных витринах рядом с ладанками, иконами и крестиками… Сложенные треугольниками солдатские письма – весточки с фронта, с каким нетерпением и надеждой ждали их близкие! И вот теперь они здесь, можно развернуть, прочитать.
Что еще? Маленькие ампулы с обеззараживающим составом – ими можно было сделать обычную воду из лужи пригодной для питья, противогаз – такой был у каждого нашего солдата на случай применения химического оружия, стеклянные фляжки и бутылки из-под вина, вазы и рюмки, искусно выточенные из гильз разного калибра – солдаты в свободное время занимались вот таким нехитрым творчеством…
Все, что здесь собрано – находки поисковиков отряда "Победа", сделанные ими во время многочисленных экспедиций по местам боевой славы. Обходя леса и поля, волонтеры-поисковики бережно, как археологи, раскапывают старые воронки от снарядов, исследуют места, где шли ожесточенные сражения Великой войны, отбирая у земли все то, что она хранила долгие десятилетия. Существует музей без всякого финансирования – силами и стараниями директора КДЦ "Орбита" Алексея Александровича Елистратова и командира поискового отряда "Победа" воина-афганца Сергея Николаевича Щербинина. Открыт музей был в 2015 году, но предыстория его создания началась почти 35 лет назад.
"В далеком 1988 году, – рассказывает Сергей Николаевич, – мой сосед, как и я, недавно вернувшийся с войны в Афганистане, Алексей Воронков, уговорил съездить на охоту. Приехали на станцию Погостье Ленинградской области. И уже в метрах десяти от станции я вдруг увидел человеческие кости. "Это солдаты Великой Отечественной войны непогребенные лежат", - объяснил мне Воронков. Такого быть не может, - не поверил я. У меня это в голове не укладывалось, я думал, что все наши защитники Отечества упокоены под мемориальными плитами. А тут такое… Прошли дальше, а там еще больше костей. Это меня потрясло - у меня много родных погибло в Великую Отечественную, тема мне близкая и родная. Вот с этого времени я и влился в поисковую работу. И вот 30 с лишним лет хороню наших солдат.
С самого начала мы все делали за свой счет – сами сколачивали деревянные кресты, мастерили гробы или привозили готовые в вагонах обычных электричек, шокируя пассажиров. Захоронение солдат проводили торжественно. Приглашали священников, чтобы они служили панихиды. Словом, как могли, отдавали дань памяти".
Всего поисковики отряда подняли из земли и достойно, с почестями похоронили более 5 тысяч русских солдат. На каждого найденного солдата поисковики составляют протокол, проводят экспертизу. Большая удача, если удается установить имя солдата. Это бывает, когда на человеке сохранился медальон со сведениями о нем. В таком случае находятся родственники солдата, им передаются вещи покойного и все сведения о нем. Но подавляющее большинство павших воинов остается неопознанными. Что делать с найденными при них вещами? Крестики, золотые кольца отдавали в храмы. А сохранившиеся оружие (непригодное к употреблению, конечно), предметы быта - бесценные реликвии прошлого поисковики передавали в школы, формируя там целые экспозиции, в музеи. Мысль о том, чтобы создать свой музей появилась давно, но долго не было такой возможности. Только в 2015 году смогли оформить экспозицию на Садовнической, и она пополняется каждый год – после каждого полевого сезона поисковики привозят новые находки.
Поначалу Сергей Щербинин работал в поисковом отряде "Надо жить", который состоял из взрослых людей. Но в 2001 году к поисковикам напросились школьники 14-15 лет, их было много. Так был создан детский поисковый отряд, который назвали "Победа". Под неусыпным надзором Сергея Николаевича ребята проходили настоящую походную школу. Учились разводить костры на трясине, отличать сухие дрова от сырых, готовить еду в котелке и многим другим походно-полевым премудростям. Дети взрослели, некоторые покидали отряд, но им на смену сразу приходили новые. В помещениях, переданных отряду, Щербинин организовал занятия с подростками. Поставили верстаки, ребята занимались подготовкой экспонатов, очищали их. В свободное время пили чай, общались, слушали рассказы Щербинина и других опытных поисковиков, смотрели исторические фильмы. Получился такой неофициальный патриотический клуб. Дети собирались здесь со всей Москвы.
"Сейчас ребят стало меньше, - сетует Сергей Николаевич. - В 2000 годы я приходил в школы, рассказывал о подвиге народа в годы войны, о том, чем занимается наша "Победа", и ребята записывались к нам целыми классами. Девочки тоже приходили. Сейчас – нет, никто не идет. Вот последний раз я прошелся по одному колледжу - всего 4 человека из 400 в наш отряд записались. Да и организовать встречу со школьниками сегодня крайне сложно, очень много согласований надо пройти. Иногда такое ощущение, что все делается для того, чтобы я в школу не попал и ничего о патриотизме не рассказал. А потом удивляются, почему такое поколение безыдейное растет".
Тем не менее, в отряде Щербинина стабильно насчитывается до 150 бойцов. Работа поисковика непростая, требует силы воли и определенной закалки: летом - дожди, комары, гнус, зимой - холод. Да, поисковики работают даже зимой. Порой даже в новогодние праздники, если погода позволяет. Работы всегда много – земля хранит тайны еще многих и многих павших героев Великой Отечественной. "Там, где проходили жесточайшие сражения, очень много наших воинов лежат непогребенными, бывает в 6-7 рядов, - рассказывает Щербинин. - Например, под Вязьмой, на том же Погостье (и название то какое подходящее!), подо Ржевом - в Ржевской битве полегло более 1 млн. 300 тысяч человек! И, знаете, в этих местах гнетущее чувство всегда. Даже в ясный солнечный день находиться там тяжело. Вот в Верее, например, построили люди дачи рядом с местами кровопролитных боев. Но жить не смогли. Такая энергетика тяжелая… Первоначально поисковики выезжали в экспедиции по местам боев дивизии народного ополчения. Потом зону поиска расширили, сейчас отряд работает по всей стране.
Работа поисковиков не ограничивается полевыми экспедициями. Много сведений они находят в архивах. "Очень помогает в работе аэрофотосъемка времен войны. Сверху каждую воронку видно. Мы накладываем архивную карту на современную и определяем места воронок. Зачем? Дело в том, что воронки обычно служили местом захоронения. В них просто сбрасывали тела и прикапывали землей. Еще пример. После долгой работы в архивах мы нашли под Зубцовым подбитый советский военный самолет. Откопали. Он падал вертикально, не все снаряды взорвались, многое уцелело – крылья, куски фюзеляжа…"
Не ограничиваясь музейной экспозицией, поисковики создали еще мобильную, передвижную выставку. Нашли спонсоров, которые оплатили оборудование. В прошлом году весной отряд развертывал такую выставку для детей-инвалидов.
Словом, так или иначе, несмотря на сложности, работа поисковиков продолжается. На следующий год запланированы раскопки в Смоленской, Калужской, Тверской, Новгородской областях.
Там до сих пор в полях, в болотной трясине, в засыпанных окопах и воронках скрыта память о жестоких сражениях и о судьбах сотен тысяч защитников Родины. Последний солдат той войны будет похоронен еще не скоро.
Адрес музея поискового отряда "ПОБЕДА":
Садовническая ул., 66.
По вопросам проведения экскурсий можно обращаться по телефону:
8 916 630 80 08