23 февраля 1909 года открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия. Давайте перенесемся 114 лет назад в Москву на Большую Ордынку и понаблюдаем, как происходило становление Обители милосердия
Подготовка
В подготовленной при непосредственном участии Великой княгини Елизаветы Федоровны книге "Марфо-Мариинская обитель милосердия", вышедшей в 1914 г., так рассказывается о рождении идеи создать обитель милосердия: "В минуты тяжелой скорби учредительница Обители нашла у мощей великого московского Чудотворца [святителя Алексия Московского] утешение и укрепление на одиноком жизненном пути. Под его сению [в Алексиевском храме Чудова монастыря в Кремле] с первого дня кончины покоились останки измученного тела ее супруга, и Святитель вложил в ее скорбную душу желание посвятить свою жизнь исключительно Богу и ближним и учредить Обитель для служения Христовой любви".
В память о своем супруге Великая княгиня решила открыть Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая стала главным делом ее жизни. Она основательно подошла к воплощению своей идеи: совершала паломнические поездки, знакомилась с уставами и укладами жизни многих монастырей.
Для устроения обители милосердия были нужны средства. У Великой княгини были драгоценности, подаренные супругом, семейные реликвии, дорогие подарки от родственников. Она поступила мудро, разделив все драгоценности на три части: подарки от членов императорской семьи передала в казну, что было в рамках традиций; что-то, из числа семейных реликвий, подарила родственникам; остальное приготовила на продажу, чтобы получить необходимые для создания обители милосердия средства; часть ценных вещей была заложена ею в банк под проценты.
На вырученные деньги в 1907 году Великая княгиня приобрела в Замоскворечье, на Большой Ордынке, земельные владения с четырьмя постройками и большим садом. Потом они были объединены в единую территорию архитектором Алексеем Щусевым.
Начало поста и дата открытия
Марфо-Мариинская обитель милосердия официально была открыта 23 февраля (по новому стилю) 1909 г., на второй день Великого Поста. Великая княгиня Елизавета Феодоровна намеренно приурочила ее открытие к началу поста, поскольку желала начать ее деятельность с общей молитвы и совместного с сестрами говения.
Накануне она вернулась из Петербурга, куда ездила помолиться у гробницы св. Иоанна Кронштадтского, и окончательно переехала в Марфо-Мариинскую обитель. Следующий день и стал днем официального открытия Обители.
В письме к своей подруге Е. Н. Струковой Великая княгиня написала в этот день: "Вчера я вернулась в Москву, наконец-то я в своей Обители, какой покой души".
Ко дню открытия в Обители уже действовали кружок "Детская лепта", изготавливавший одежду для бедных детей, и три медицинских учреждения: лазарет-убежище для раненых воинов Русско-японской войны на 10 коек, лечебница для бедных женщин и детей на 20 коек, убежище для чахоточных женщин на 18 коек.
Вместе с первой настоятельницей служение в только что открывшейся Обители начали шесть сестер милосердия.
Одним из первых начинаний Великой княгини в Обители стало создание храмов на ее территории. В первую очередь был обустроен храм в честь святых праведных сестер Марфы и Марии.
В апреле 1912 г. состоялось освящение сердца Обители – собора Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего доминантой всего архитектурного ансамбля. Он строился с 1908 г. по проекту архитектора Алексея Щусева, росписи в храме выполнены Михаилом Нестеровым.
Число сестер быстро росло. К концу 1909 г. их было уже 19. Послужить Богу и больным, нуждающимся людям изъявляли желание девушки и женщины самых разных возрастов и сословий. Так начиналась история Марфо-Мариинской обители милосердия, ставшей уникальным явлением в общественной и церковной жизни Москвы и России в целом.
Текст и фото: Марфо-Мариинская обитель ©