• Судьба дома на Садовнической улице, 77

    Начало 1930-х Садовническая ул., 77 (дом до распила и переезда). Фото С.Свиделя

    Начало 1930-х Садовническая ул., 77 (дом до распила и переезда). Фото С.Свиделя

    Есть в Замоскворечье здание с уникальной и даже трагической судьбой. Это дом 77 по Садовнической улице, ныне разделенный на две части: строение 1 (бывший Институт повышения квалификации государственных служащих) и жилое строение 2.

    Длинный пятиэтажный кирпичный дом построили здесь в 1930 году. Проектировал его архитектор П. Яньковский. Здание стояло глаголем - буквой Г. Короткая часть - по Садовнической, а ножка буквы Г - длиной 88 метров - параллельно Нижней Краснохолмской улице.

    В середине 1930-х гг. затеяли строительство новых мостов через Москву-реку. Новый (существующий по сей день) Большой Краснохолмский мост решили проложить под углом 55° к фарватеру, устраняя излом Садового кольца. Этому проекту наша пятиэтажка мешала - негде было ставить съезд с моста, но сносить новенькое здание было жалко. Выход был найден весьма необычный - дом решили немножко подвинуть. Глаголь разрезали на две части: короткую, выходившую на Садовническую улицу, решили оставить на месте, а вторую - сдвинуть против часовой стрелки (один край - на 53 метра, другой - на 33) и поставить на новый фундамент. Благо опыт такой в Москве имелся. Всего до Великой Отечественной войны в столице успели подвинуть 23 дома.

    Летом 1937-го под руководством инженера Эммануила Генделя, крупнейшего специалиста по перемещению зданий, эту смелую затею реализовали, причем даже без выселения людей (а в доме проживали 600 человек). Ситуацию осложняло то, что стоял дом на заболоченном грунте острова. Кто-то из инженеров даже счел передвижение здания в таких условиях авантюрой и отказался участвовать в проекте. Но все прошло удачно. Об этом достижении гения советских архитекторов писала в июле 1937-го газета "Правда". Здание поместили на рельсы и при помощи 28 электрических домкратов осторожно сдвинули с места.

    Особую гордость Генделя вызвало то, что во время перемещения дома водопровод, канализация, газ, электричество, телефоны и радио продолжали работать в обычном режиме. После завершения операции две части дома скрепили шестиэтажной перемычкой. В таком виде дом № 77 простоял еще 30 лет. Пока 25 декабря 1967 года примерно в 9 часов вечера в месте соединения двух частей дома не прогремел мощнейший взрыв, разрушивший целый подъезд и унесший жизни 147 человек.

    Кошмарное событие породило множество слухов. Судачили, что кто-то вместе с балконом благополучно перелетел Садовое кольцо, что женщина вылетела прямо в ванне на Большой Краснохолмский мост (почему на мост, а не сразу в реку?), а младенец в колыбели зацепился за ветку дерева, и тоже, разумеется, остался жив-здоров. Рассказывали и о других "мягких посадках".

    В Замоскворечье еще остались живые свидетели, оказавшиеся у дома сразу после взрыва. По их рассказам, место трагедии было окутано густой пылью и ничего разглядеть было невозможно.

    Официальная версия утверждает, что трагедия произошла по причине взрыва бытового газа. Но в народе обсуждались и иные гипотезы, подчас самые невероятные. Говорили, что взрыв газа не мог привести к таким разрушениям, что это был теракт или взрыв немецкой авиабомбы. Последняя версия обросла любопытными подробностями. Сотрудник ЖЭКа якобы нашел в подвале неразорвавшуюся бомбу и позвал участкового. Тот заядлый рыбак, а в прошлом сапер-фронтовик, решил по-тихому извлечь из нее взрывчатку, чтобы было чем глушить рыбу. Вечерком после службы он решил заняться этим простым для него делом, но не справился…

    Есть совсем фантастическая версия: под домом возникла "гравитационная аномалия", из-за которой он и рухнул. Дом якобы стоит на разломе в геопатогенной зоне. В подтверждение этой теории рассказывали, что здесь уже взрывались поочередно два дома - доходный дом еще до 1917 года и магазин-булочная в 1920-х.

    Еще одна возникшая после трагедии легенда: якобы на месте разрушенного подъезда разбили мемориальный сквер из 147 рябин - по числу жертв… На самом деле там и 10 деревьев не влезло бы.

    Кстати, по неофициальным данным жертв было больше - около 200, а число травмированных вообще неизвестно, так как эта цифра нигде не публиковалась. По числу официально признанных жертв - это крупнейший взрыв бытового газа в истории СССР.

    На следующий день на место трагедии приезжал Брежнев. Под впечатлением от увиденного Леонид Ильич активно поддержал идею сворачивания газификации жилых домов. В новостройках выше 5 этажей запретили проводить газ, наступила эра электроплит. А на месте "нехорошего" дома в 2014 году возвели офисный центр (дом 79) - уже четвертое здание на этом месте.

    Дарья Вострикова

    1996. Садовническая ул., 77. Фото Валерия Усманова

    1996. Садовническая ул., 77. Фото Валерия Усманова