Девятиэтажный дом № 23 в Вишняковском переулке - это бывший главный дом купцов Лукутиных, известных как создатели знаменитой федоскинской миниатюры.
Дом построил Василий Андреевич Лукутин (1757-1830), купец 1-й гильдии, имевший право на ношение шпаги и право ездить по Москве в экипаже с четверкой лошадей (нечто вроде современного лимузина с мигалкой). Кроме того, он входил в состав директоров московской конторы Коммерческого банка.
Именно его сын Пётр (1784-1864), выросший в усадьбе в Лужниковском переулке (так до 1922 года назывался Вишняковский переулок), получил от своего тестя П. И. Коробова маленькую, почти убыточную фабрику изделий из папье-маше в селе Федоскине, севернее Первопрестольной. При Петре Андреевиче шкатулки, табакерки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами.
Бренд "федоскинская миниатюра" стал всемирно известен, а продукция фабрики славилась далеко за пределами Российской империи.
В 1900 году потомки Лукутиных получили потомственное дворянское Всероссийской Империи достоинство, и, соответственно, свой герб.
Промысел сохранился до наших дней. Наверняка вам хорошо знакомы чёрные лаковые коробочки с яркой сюжетной живописью.
В XVIII веке усадьба занимала территорию от Лужниковского до 1-го Спасоболвановского (Новокузнецкого) переулка, куда выходил сад.
Считается, что дом рядом (Новокузнецкая ул., 20/21-19, стр. 1), стоящий торцом к переулку, может сохранять части стен старого главного дома усадьбы (в настоящее время это здание снова радикально перестраивается).
Дом, о котором мы повествуем, был построен в конце XVIII века, как новое главное строение усадьбы. Это трехэтажное здание с фасадом, украшенным портиком. По сторонам стояли, образуя парадный двор, два флигеля. На южную сторону, в сад, выходила лоджия, садовый фасад имел два ризалита. Удивительно, но дом пережил пожар Москвы 1812 года. Скорее всего, потому что был отделен от других строений Пятницкой и Кузнецкой улиц обширными садами - своим и соседним.
В XIX веке Лукутины продали свое владение, в 1830-х годах ее приобрел Владимир Николаевич Третьяков (1780-1847) - потомственный почётный гражданин, владелец текстильных, бумаготкацких, ситценабивных и бумагокрасильных фабрик. Во владении Третьяковых усадьба оставалась до 1918 года, они были однофамильцами или дальними родственниками знаменитых купцов-коллекционеров, основателей картинной галереи.
Первая надстройка
В 1907 году (возможно, в 1910-м) Третьяковы надстроили здание на один этаж и приспособили под квартиры, то есть оно было превращено в доходный дом. Работы вёл архитектор Пётр Анисимович Ушаков, который бережно отнёсся к архитектуре здания, он почти полностью сохранил отделку первых этажей, четвёртый этаж оформил в неоклассическом стиле, чтобы он не диссонировал со старыми частями дома. Возможно, что Третьяковы со своих производств уже не имели большой прибыли и занялись популярным на рубеже XIX - XX веков бизнесом по сдаче квартир внаем. Так, последний владелец усадьбы Владимир Владимирович Третьяков, уже не купец, а потомственный дворянин, к 1917 году владел еще двумя доходными домами в соседнем 1-м Спасоболвановском переулке (дома №№ 10 и 18/53, стр. 1), а также доходным домом на Малой Дмитровке.
В 1918 году дом советская власть национализировала, большие квартиры были превращены в коммуналки.
Вторая надстройка
В 1930-х годах дом снова надстроили на два этажа - довольно распространенное для того времени действие.
Третья надстройка
В 1980-е годы здание расселили на реконструкцию - и надстроили ещё раз, снова на три этажа, превратив в девятиэтажку (плюс невысокий технический этаж) - и это все на фундаменте XVIII века! Надстроенные этажи получили еще и балконы.
К сожалению, до реконструкции, в конце 1970-х годов, были снесены пилоны парадных ворот усадьбы (см. фото вверху), которые сейчас, несомненно, были бы объявлены объектом культурного наследия.
Квартиры после реконструкции предоставили руководящим сотрудникам, и жители района сразу же дали зданию остроумное название "Барский дом".
А сейчас дом называют "Дом трех эпох" - эпох купеческих усадеб, доходных домов и советских многоэтажек.
Андрей Востриков