31 января (12 февраля) 1865 года родился Алексей Александрович Бахрушин, богатейший замоскворецкий купец, известный меценат, вошедший в историю как основатель первого театрального музея в России.
Династия купцов Бахрушиных была известна не только большим капиталом, современным производством и умением вести дела, но и любовью к благотворительности. В Москве они построили больницу, родильный дом, дом призрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек, колонию для беспризорников. За благотворительную деятельность двое представителей династии были удостоены звания Почётный гражданин Москвы.
В 1888 году в семейное дело активно включился двадцатитрехлетний Алексей Александрович. Два года он активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Весь день молодой купец проводил на производстве, а вечерами бежал в театр. Его главным увлечением были опера и балет. Он исправно посещал все постановки Малого театра и даже сам принимал участие в любительских спектаклях.
Есть легенда, что к созданию музея Алексея подтолкнуло пари, заключенное с неким молодым человеком по фамилии Куприянов, который собирал афиши, программки и фотокарточки актеров, а затем хвастался ими перед товарищами. Задетый за живое Алексей якобы поспорил с этим театралом, что он в течение месяца соберет коллекцию ничуть не хуже. Сказано – сделано! Он не только выиграл пари, но и нашел свое призвание, дело всей жизни. Эти первые экспонаты и положили начало будущему первому театральному музею в России.
Алексей Александрович методично собирал все, что имело отношение к театру: программки, афиши, фотокарточки, сценические костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и многое другое. Будущие экспонаты музея он находил в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили сами актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. Бахрушин неоднократно ездил в Европу и приобретал там интересные экспонаты для своего музея.
30 мая 1894 года Алексей Александрович впервые показал свою коллекцию друзьям, а 29 октября того же года музей был открыт для театральной общественности Москвы.
Собрание сначала помещалось в подвале дома Бахрушина на углу Зацепского вала и Лужниковской улицы, построенного архитектором К. К. Гиппиусом в 1896 году. Построенный в стиле ранней английской готики дом москвичи прозвали "Версаль на Зацепе". Но экспонатов становилось так много, что скоро и жилые помещения стали музейными залами. Сын Бахрушина Юрий вспоминал, что очень быстро и коридор, и буфетная, и детские превращались в экспозиции. В 1913 году дед коллекционера отдал ему соседний дом, который вскоре тоже был заполонен театральными сокровищами.
Коллекция музея разрасталась, приходило все больше посетителей. Актеры с удовольствием жертвовали свои вещи для музея, прекрасно понимая, что так сохраняют память о себе. Алексей Александрович шел на любые хитрости, чтобы увеличить свое собрание. Он придумал организовывать временные витрины, в которых размещал несколько экспонатов, относившиеся к ожидаемым актерам. И без обиняков говорил гостю, что о нем собрать материалов не удалось, а вот о его коллегах рассказывают значительно больше вещей. Будучи уязвленным, актер присылал свои личные вещи в дар музею.
О фанатизме Бахрушина слагали легенды. Так, когда в 1909 году на кладбище Данилова монастыря приводилась в порядок обветшавшая могила Гоголя, рассказывали, что там появился Бахрушин, и, подкупив рабочих, смог получить в коллекцию череп автора "Ревизора". Говорили, что Бахрушин якобы увенчал череп Гоголя серебряным венком и поместил в специальный палисандровый ларец со стеклянным оконцем. Правда, подтверждения этому мифу не нашлось.
Собрание Бахрушина стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Алексею Александровичу хотелось сделать его достоянием Москвы. Как гласный (то есть депутат) городской Думы он предложил передать свой музей в собственность Москвы. Но отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. "Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!"
В 1909 году Бахрушин предложил передать коллекцию Императорской Санкт-Петербургской академии наук, но с условием, что музей должен остаться в Москве. 25 ноября 1913 года подарок был принят. Сам же Алексей Александрович стал почетным пожизненным попечителем музея. Когда президент Академии Великий князь Константин Константинович поинтересовался у Бахрушина, что он хочет взамен за передачу музея, то Алексей Александрович ответил, что он передает музей не для того, чтобы что-то получить, а чтобы сохранить уникальную коллекцию. В качестве благодарности от государства Бахрушину была предоставлена аудиенция у императора, а чуть позже был пожалован орден Святого Владимира IV степени.
После 1917 года у музея настали нелегкие времена, новые власти хотели его уничтожить, утверждая, что его тематика классово чужда победившему трудовому народу. И даже, несмотря на то, что 1 февраля 1919 года музей перешел в состав учреждений Наркомпроса, а Алексей Александрович был назначен его директором, нападки на музей продолжались. До своей смерти в 1929 году Алексей Александрович был лишен избирательных прав.
Но справедливость восторжествовала. Сейчас Москва гордится "Версалем на Зацепе" – крупнейшим театральным музеем в мире, в коллекции которого собрано более полутора миллионов экспонатов. И вспоминает добрым словом его основателя. В 1959 году Лужниковская улица получила имя Бахрушина, а в 1982 году на территории музея был установлен небольшой памятник Алексею Александровичу работы скульптора Леонида Берлина.
Гордей Аргунов