Когда появились первые трамваи в Замоскворечье? В столице электрический трамвай впервые был запущен 6 апреля 1899 года. Первый маршрут связал Бутырскую заставу с Петровским парком. Но жителям Замоскворечья еще 10 лет приходилось довольствоваться конкой. В июле 1909 года было открыто движение трамвая на коротком участке от Серпуховской до Калужской площади. А в 1911 году трамвайная линия по Садовому кольцу замкнулась. Маршрут получил наименование "Б", и москвичи ласково прозвали трамвай "Букашкой".
4 августа 1909 года начал работу Замоскворецкий трамвайный парк, расположенный у Калужской площади. Это событие стало важным этапом в развитии трамвайной сети района.
2 октября 1909 года был открыт еще один важный трамвайный маршрут – от Красной площади к Павелецкому вокзалу. Линия проходила по Пятницкой улице, Климентовскому переулку и Кузнецкой (ныне Новокузнецкой) улице. Трамваи убрали с Пятницкой только в 1964 году, когда пробили Садовнический проезд.
В ноябре 1909 года трамвай начал курсировать по Кожевнической улице, соединяя Павелецкий вокзал с Новоспасским мостом.
А в 1934 году в Замоскворечье впервые пришла "Аннушка" – легендарный маршрут, прочно вошедший в городскую историю, культуру и фольклор. "Аннушка" стала любимым трамваем москвичей, неотъемлемой частью жизни нашего района.
Кстати, знаете, почему маршрут получил наименование "А"? В 1911 году он проходил по всему Бульварному кольцу, которое именовалось "кольцо А".
А с 1934 года маршрут А начинался от Пречистенских ворот по бульварам, далее с Большого Устьинского моста Аннушка двигалась по Садовнической улице, по Балчугу, Пятницкой, Климентовскому и далее на юг по Новокузнецкой. На Зацепской площади вокруг закрытой церкви святых Флора и Лавра сделали разворотное кольцо. С 1936 года маршрут А стал кольцевым, замкнув Бульварное кольцо по Садовнической и Болотной улицам Острова. Но уже в 1937 году он снова ходил от Пречистенских ворот до Зацепской площади.
Именно эту конечную остановку упомянул Сергей Михалков, написав знаменитые строчки:
В 1991-1997 годах "Аннушку" отменили, что вызвало недоумение москвичей. Но к 850-летию столицы ее снова вернули на карту города по маршруту "Чистые пруды – Калужская площадь".
С июля 2020-го маршрут "Аннушки" опять изменился, впервые выйдя из Замоскворечья через Новоспасский мост к Таганскому району, он пошел теперь от Чистых прудов к Новоконной площади, с ноября 2019 года – к станции МЦД-2 Калитники.
В сентябре 2025 года в Москве появился новый маршрут № 90, соединяющий станцию метро "Сокольники" с Павелецким вокзалом. Этот маршрут стал первым в России, где начали курсировать трамваи без подключения к контактной сети.
Для реализации проекта был разработан уникальный тип трамваев с автономным ходом. Эти современные вагоны способны преодолевать два километра по проспекту Академика Сахарова без использования контактной сети – энергия для автономного движения накапливается на других участках маршрута. На новом маршруте было запущено около 20 автономных трамваев модели "Львёнок-Москва".
Однако маршрут № 90 существовал всего два месяца. 12 ноября его упразднили, объединив с новым маршрутом Т1 – первым трамвайным диаметром, прошедшим через Замоскворечье, – от Метрогородка до станции "Университет". Это самый длинный трамвайный маршрут в мире, 27 километров! Он проходит через 13 районов города, четыре железнодорожных вокзала, 24 станции метро, МЦК и МЦД. По маршруту курсируют 50 трамваев "Львёнок-Москва", интервал между которыми днём составляет всего шесть минут.
По словам старожилов, также один за другим ходили трамваи в Москве до появления метрополитена. Тогда трамвай был основным видом городского транспорта.
Гордей Аргунов