• Формирование планировки района

      Первый период - XII-XIV вв. Вначале заселяются прибрежные территории близ древнейших коммуникаций, узел которых - возле брода в устье Неглинной. В первой половине XIV столетия устанавливается связь с Большим посадом через наплавной ("живой") мост, находившийся тогда "против трубы" (западнее Петровской башни Кремля). К концу XIV в. за счет развития великокняжеских и боярских сел и слобод уплотняется население северо-западной и северной части Заречья. Образуются местные торги и коммуникации, тяготеющие к древним торгам и переправам. От первого "живого" моста определился начальный отрезок нынешней Большой Ордынки, закрепилась особо важная тогда торгово-дипломатическая функция дорог, проходивших по восточной части Заречья и соединявших Москву с Ордой. Основное население вдоль них составляли "ордынцы" и "толмачи".

      Второй период - XV-XVI вв. Для него главные события - возведение новых стен Кремля (1485-1495) и Китай-города (1535-1538). Возникновение Государева сада (конец XV в.) повлекло заселение приречной полосы тремя Садовническими слободами, полукольцом охватившими древнейшие села и слободы Заречья (Кадаши, Овчинники, Голутвино, Ордынцы, Кузнецы, Конюхи) и отделенными от них болотистой старицей Москвы-реки.

      К концу XV - началу XVI в. относится окончательное формирование Пятницкой улицы и закрепление за ней роли важной торговой магистрали Замоскворечья. Это связано с постройкой существующих стен Кремля и возведением укреплений Китай-города, когда "живой" мост продвинулся вниз по течению и был передвинут к Москворецким воротам Китайгородской стены. С той поры дорога к мосту стала активно обживаться. Так сформировался начальный отрезок Пятницкой улицы, которая в тот период начиналась непосредственно от Москворецкого моста и включала в себя Балчуг, хотя больших дворов там не стояло, так как место было заболоченным. В середине XVI в. улица оканчивалась у Климентовского городка, а далее шли два пути - по трассам современных Новокузнецкой и Большой Татарской улиц, дублируя ордынские направления.

      Основой улицы стал отрезок юго-восточной (ордынской) трассы, традиционно связавшей главный московский торг с одним из замоскворецких торжков, который по способу торговли - с возов - назывался Ленивым. Подобные торжки известны с глубокой древности и возникали, как правило, у границы заселенной территории, "на всполье", при дороге, где был простор для скопления множества телег.

      Так случилось и в Заречье: Ленивый Торжок образовался на свободной территории. Это подтверждается тем, что к названию разобранного в 1934 г. храма Параскевы Пятницы, обозначавшего центр древнего торга, прибавлялось топонимическое уточнение "Проща" - то есть место расставания, прощания, околица. По Торжку и улица получала название "Ленивка" (так прежде называлось и начало нынешней Волхонки, где располагался занеглименский Ленивый Торжок).

      Топонимы "Ленивый Торжок", "Ленивка", относящиеся к отрезку Пятницкой улицы от ее теперешнего начала до Климентовского переулка, активно употребляемые еще в XVIII в., безусловно, древнейшего происхождения и продержались в Москве несколько столетий. Название улицы "Ленивка" долгое время было синонимом Пятницкой; другое ее название - Хорошая улица - также встречается в документах XVII в. Эти топонимы могли возникнуть очень рано - возможно, в XIV в., в период возвышения Москвы. Со времен владычества Золотой Орды у замоскворецкого Ленивого торжка появилась лишь ему присущая специфика, объяснимая расселением в Заречье ордынцев и близостью Татарской слободы, отголосок которой дошел и до наших дней: на бывшем Пятницком рынке, занимающем, видимо, лишь часть территории старинного торга, совсем недавно и, вероятно, традиционно торговали кониной.

      Еще в середине XVIII в. в документах встречается давнее название Новокузнецкой улицы - Ленивка. В то время и позднее "Ленивкой" принято было называть весь ареал перекрестка Пятницкой и Климентовского переулка с подходящими к нему улицами. Это подтверждает наличие здесь в древности торга "на крестце", уточняет его характер ("Ленивый Торжок") и указывает прежнее направление Пятницкой улицы к Зацепе, то есть к Фроловским воротам Скородома.

      Древние юго-восточные дороги Замоскворечья в течение XVI-XVII вв. постепенно превращались в улицы - современную Новокузнецкую и Большую Татарскую. Последняя, проложенная в обход Торжка у Пятницкой церкви, прежде, видимо, пересекала нынешний Большой Овчинниковский переулок и выходила к берегу старицы примерно западным коленом существующего Среднего Овчинниковского переулка, отсюда поворачивала на "живой" мост.

      Примыкавшие к этим улицам первоначальные поселения, из которых древнейшими были, видимо, Овчинники, разрастались и, сомкнувшись, окончательно утратили былую обособленность. Упомянутая слобода с самого начала являлась дворцовой, каковой она числится в документах первой трети XVII в., правда - уже как "конюшенная Овчинная слобода".

      Тесными отношениями с Овчинниками была связана располагавшаяся южнее вдоль старицы Татарская слобода. Ее населяли татары, выходцы из Орды - потомственные овцеводы и знатоки лошадей, которым торговали, а пригнанный для продажи скот пасли на ближних лугах у озерков.

      Против Татарской слободы, по другую сторону современной Новокузнецкой улицы, стояли дворы и мастерские кузнецов. Между ними вклинивались толмачи, жившие в районе Старого Толмачевского переулка (ранее - Никитский, по стоявшей здесь церкви Никиты).

      По мере развития слобод к югу возле Скородома выделились Монетчики (в районе существующих Новокузнецкой и Монетчиковских пер.).

      На рубеже XVI-XVII столетий все эти слободы обслуживали большую торговую магистраль, проходившую по трассам современных улиц Большой и Малой Татарских, огромное значение которой в ту пору определило размещение за Фроловскими воротами Скородома Новой Коломенской Ямской слободы.

      Необходимость обороны все плотнее заселяемого Заречья при отсутствии стен вызвало интенсивное размещение вдоль окраин военных слобод. К концу XVI в. военизация Заречья привела к тому, что оно стало именоваться Стрелецкой слободой. Особая оборонная роль четвертой части Москвы была подчеркнута тем, что плацдарм построенного в 1591 г. Скородома по внешней линии имел здесь бревенчатое укрепление в тремя проездами соответственно воротам.

      Третий период. Существующая основа планировки Замоскворечья была окончательно сформирована в XVII в. Именно в это время окончательно определилось развитие магистральных направлений Заречья.

      Возведение Скородома изменило положение Замоскворечья в структуре города. Почти полностью исчезли неосвоенные территории. В пределах Земляного города постепенно исчезали "всполья"; интенсивно росла плотность застройки, приобретавшей городской характер; в строительстве обозначились "городские" (в их новом понимании) приемы.

      С первых десятилетий XVII в. в Нижних Садовниках, застроенных плотнее других слобод, параллельно реке проложилась обходная дорога, вскоре превратившаяся в улицу, названную Садовнической. В это же время постепенно застраивается территория Государева сада. Остатки его погибли в пожаре 1701 г. С тех пор наименование слобод - в большой степени дань традиции.

      Главенствующая роль восточных, Ордынско-Коломенских трасс на первых порах удерживалась, но под влиянием событий Смутного времени ослабла. Эти события привели к ломке структуры ранее сложившихся кварталов. За долгие годы войны, когда боковые ворота Заречья блокировались, в центре его территории пролегли к действующим Серпуховским воротам спрямленные трассы от "живого" (нынешнего Б. Москворецкого) моста (нынешние Большая Ордынка и Пятницкая - от Климентовского пер.). Современное направление Большой Ордынки окончательно скорректировано в течение XVII в., когда возросло значение Серпуховской дороги, а Фроловские ворота оказались второстепенными.

      Разделение в 1731 г. Замоскворечья на две "команды", когда "пограничной" улицей стала Ордынка, закрепляет за Пятницкой улицей уже сложившееся представление о ней как о главной магистрали восточной половины района. Эта часть Заречья вскоре стала именоваться "Пятницкой", что было введено в официальный обиход при учреждении полицейских "частей" города.

      Формирование существующей трассы Пятницкой улицы, ее продолжения до Серпуховских ворот и превращение в одну из главных магистралей Замоскворечья произошло в течение XVII столетия, когда разоренное после Смутного времени и выгоревшее Замоскворечье стало застраиваться почти заново. При этом средняя его часть претерпела серьезные планировочные изменения. Важное значение этой магистрали подтверждается большим количеством каменных зданий, поставленных в XVII в. во владениях, расположенных вдоль Пятницкой (Каменные палаты составляют основу существующих домов 6, 10, 13, 15, 30, 31 по Пятницкой и 9 по Черниговскому пер.). И почти все они, по крайней мере в XVIII в., принадлежали богатым купцам.

      Проложенная к Серпуховским воротам Пятницкая улица стала главной на восточной половине Заречья, а трассы Большой Татарской и ее дублера - Кузнецкой улицы, тяготевших к Пятницкому рынке как к общественно-торговому центру данной округи, приобретали черты "внутренних", межслободских коммуникаций, какой была здесь, видимо изначально Лужнецкая улица (ныне - ул. Бахрушина).

      К концу XVII в. центральное положение в Заречье заняла и Ордынка, воспринимавшаяся как пограничная трасса между двумя частями района, где главными улицами продолжали быть Якиманка и Пятницкая. Это обстоятельство положило начало тому территориально-административному делению Замоскворечья в пределах Земляного города, которое, возникнув в XVIII столетии (сначала одиннадцатая и двенадцатая "команды", затем Якиманская и Пятницкая части), дошло до наших дней (до недавнего времени соответственно - Октябрьский и Москворецкий районы, теперь районы Замоскворечье и Якиманка) . (Впрочем пограничное, межслободское положение Ордынки прослеживается уже с конца XV в., когда по одну сторону Ордынки (к западу) располагалась Кадашевская слобода, а по другую "Ордынцы" (здесь жили слуги князя, выполнявшие его поручения в Орде), татарские слободы и слободка толмачей). К середине XVII в. между Пятницкой и Ордынкой находилась Ордынская черная сотня, а южнее - Екатерининская черная слобода.

      Почти у каждой из главных улиц существуют и по сей день ответвления - дублеры, например, Малая Ордынка, являющаяся остатком какой-то из промежуточных трасс Ордынской дороги. Малая Ордынка идет от Климентовского переулка, то есть от места, где в XV в. уличная застройка кончалась и начинались "всполья". Церкви, расположенные здесь, в старину носили прибавления к своим названиям - "на Всполье" и "в Ордынцах". Таковы церковь Георгия на Всполье (позднее - Иверская), исчезнувшая недавно церковь Покрова в Ордынцах (на Всполье), церковь Екатерины на Всполье.

      Вплоть до Петровского времени включительно сохранялась особая роль Замоскворечья в обороне Москвы. Земляной город, сменивший укрепления Скородома (погибли в пожарах Смуты), имел в районе Заречья сплошную цепь бастионов (1628-1629; 1637-1638).

      Таким образом, планировочная структура Замоскворечья окончательно сложилась в XVII в. Большая Ордынка и Пятницкая улицы, начинаясь от Москворецкого моста, шли почти параллельно и сходились у бывших Серпуховских ворот. Далее простирались поля, между которыми, продолжая улицу, шла дорога на Сепухов. Благодаря появлению на месте брода Всехсвятского (Большого Каменного) моста с лавками к концу XVII в. возродилось общегородское значение западных магистралей.

      суббота, 19 января 2008 г., 23:56 .
      17968 просмотров.
      Ответить
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.