• Рожков Владимир Степанович, протоиерей

    О. Владимир Рожков (Владимир Степанович Рожков) родился 6 января 1934 г. в Москве в семье рабочего. Русский.

    Отец погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.

    • 1951-1952 гг. - послушник в Троице-Сергиевой лавре.
    • 1952-1956 г. - студент Московской духовной семинарии, г. Сергеев Посад.
    • 1956-1959 гг. студент в Московской духовной академии, г. Сергеев Посад. После 3 курсов был отчислен за "неблагонадёжность" (с точки зрения советской власти) - за переписку с иностранной паломницей.
    • 1959-1960 гг. - студент Ленинградской духовной академии, окончил со степенью кандидата богословия (тема диссертации: "Экзегетические труды св. Григория Нисского по Священному Писанию Ветхого Завета"), г. Санкт-Петербург.
    • 22 мая 1961 г. обвенчался с дочерью священника Ниной Васильевной Барановой.
    • 4 декабря 1961 г. - рукоположен митрополитом Питиримом (Свиридовым) во диакона.
    • Декабрь 1961 - 20 апреля 1962 гг. - диакон храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
    • 21 апреля 1962 г. - епископом Киприаном (Зерновым) в Скорбященском храме на Большой Ордынке рукоположен в иерея.
    • 21 апреля - 31 мая 1962 г. - священник Покрова Пресвятой Богородицы села Петровского Наро-Фоминского района Московской области. Служил при настоятеле о. Александре Мене. Из воспоминаний протоиерея Александра Меня: "Прислали отца Владимира Рожкова, которого только что рукоположили. Мы с ним прослужили немного: через два месяца, соблазнившись камилавкой, которую ему обещали в Пушкине, он ушел туда. Служил он сперва с большой охотой, с рвением, и вечером даже проводил беседы (я ему предлагал: "Вот тебе тема - говори! " - и он говорил). То был "медовый месяц" его служения."
    • 31 мая 1962 - 1964 гг. - настоятель храма свт. Николая Чудотворца в г. Пушкино Московской области.
    • 1964-1966 гг. - аспирант аспирантуры при Московской духовной академии, референт Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархи, старший помощник инспектора Московской духовной академии и семинарии, настоятель Покрова Пресвятой Богородицы села Петровского Наро-Фоминского района Московской области.
    • С 1966 г. - сотрудник ОВЦС и преподаватель аспирантуры при Московской духовной академии.
    • 1967-1968 гг. - священник храма св. мч. Иоанна Воина на Якиманке.
    • 1968-1970 гг. - изучал каноническое право в Папском Восточном институте в Риме.
    • С 1970 г. - преподаватель, затем доцент МДА по кафедре западных исповеданий.
    • 1970 - лето 1971 гг. - настоятель Святой Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.
    • Лето 1971 - март 1974 гг. - настоятель храма Воздвижения Креста Господня (Илии Пророка) в Черкизове.
    • Март 1974 - март 1978 гг. - настоятель храма иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" в Марьиной Роще.
    • 1975 г. - доктор канонического права, тема диссертации: "Церковные вопросы в Государственной Думе" (защищена в Папском Восточном институте).
    • Март 1978 - декабрь 1979 гг. - настоятель Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
    • Декабрь 1979 - февраль 1984 гг. - настоятель храма иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе.
    • С 20 февраля 1984 - настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (Замоскворечье).
    • Умер после тяжелой болезни 19 апреля 1997 г. в Москве. Похоронен на Головинском кладбище в Москве.

    Из воспоминаний протоиерея Владимира Воробьева об о. Владимире: "Отец Владимир любил богослужение, обладал прекрасным голосом и музыкальным слухом. Особенно он любил читать Покаянный канон святого Андрея Критского в начале Великого поста. Отец Владимир был человеком широких взглядов, сильного, проницательного ума, он горячо радовался возрождающейся евхаристической жизни, большому количеству причастников в воскресные и праздничные дни. Последние годы жизни отца Владимира прошли в постоянной борьбе с болезнями матушки и его собственными. Но как только болезнь отступала, отец Владимир старался чаще совершать Божественную литургию. Нередко во время служения на глазах его появлялись слезы. Особенно трудными и скорбными были для него последние осень, зима и весна. По временам он почти не мог передвигаться, даже читать ему было очень трудно. С волнением и сочувствием сослужители и прихожане смотрели, как он, собирая последние силы, все же приезжает в храм, выходит на полиелей, уже ослабевшим голосом читает воскресное Евангелие. Желание служить Богу, не покинувшее его до конца, умиляло людей, видевших, что служение стало для отца настоятеля настоящим подвигом. Отец Владимир готовился к своему исходу. Он часто говорил о скорой кончине, часто исповедовался и просил у собратьев прощения. Он стал смиренным и кротким - болезни и скорби очищали его сердце. Господь призвал его в день воскрешения праведного Лазаря, а девятый день после его кончины пришелся на первый день Пасхи. Всем приходом это было воспринято как знак милости Божией. В Вербное воскресенье после окончания Божественной литургии в Николо-Кузнецкий храм прибыл Святейший Патриарх Алексий, чтобы проститься с отцом Владимиром. Храм был наполнен прихожанами, Святейший Патриарх Алексий сказал теплое слово о почившем пастыре. На следующий день, в Великий Понедельник, после Литургии Преждеосвященных Даров Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, вместе с более чем пятьюдесятью пастырями совершил отпевание по священническому чину. Достойно и торжественно закончился земной путь отца Владимира, не дожившего всего двух дней до 35-летнего юбилея своего пастырского служения."

    Протоиерей

    Сочинения:

    • Очерки по истории Римско-католической Церкви, М., 1994
    • Очерки по истории Римско-католической Церкви, М., "Духовная библиотека, 1998.
    • Церковные вопросы в Государственной Думе. [1906-1917 гг.] М., .: Издательство Куртицкого подворья; Общество любителей церковной истории 2004

    Награды Русской Православной Церкви:

    • орден святого князя Владимира II степени
    • орден святого князя Владимира III степени
    • орден Преподобного Сергия Радонежского III степени
    • орден благоверного князя Даниила Московского III степени

    Священнические награды:

    • митра (к празднику Святой Пасхи, 1979 г.)
    • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (в день 50-летия, 6 января 1984 г.)
    • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до "Отче наш" (к празднику Святой Пасхи, 1987 г.)

    Из воспоминаний священника Андрея Лоргуса об о. Владимире: "Я не встречал больше никого, кто совершал бы литургию, как он. Это трудно описать словами. Это дар Духа, то, как он служил - огненно… Это было очень страшно. Он предстоял Господу лично, он молился со слезами, он увлекал своей молитвой и голосом прямо к Богу. Одна женщина так хорошо это выразила: "Я обычно на раннюю прихожу литургию, а батюшка всегда позднюю служит. Но однажды я замешкалась, и мне пришлось уходить в тот момент, когда начиналась поздняя литургия. Я уже повернулась, чтобы уйти, и вдруг услышала за спиной как бы призыв ко мне Самого Бога: "Куда ты уходишь? ". На самом деле это был возглас священника "Благословенно Царство… ". Но я поняла, что надо либо с этим голосом оставаться, либо убегать прочь". К этому нельзя было отнестись, как к чему-то, что в церкви происходит каждый день. Ее рассказ раскрывает самое поверхностное, но очень верное отношение к его служению. С ним надо было молиться всю Литургию до конца или не молиться вовсе. Равнодушным оставаться было нельзя."

    Из воспоминаний протоиерея Михаила Ардова об о. Владимире: "На Головинском кладбище в Москве, неподалеку от храма, где я теперь служу, стоит небольшой памятник из белого мрамора. На нем изображение креста и надпись: "Протоиерей Владимир Рожков. 1934 - 1997". Я этого человека знал, хотя в последние годы его жизни мы с ним не общались. Был отец Владимир личностью весьма колоритной, и в особенности он выделялся на том сером фоне, который составляло большинство его патриархийных коллег.

    Карьеру свою Рожков начал под покровительством знаменитого в свое время митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича), он был у этого иерарха старшим иподиаконом. А поскольку митрополит долгие годы возглавлял Иностранный отдел Патриархии, отец Владимир преуспел и на поприще церковной дипломатии…

    В Риме он близко сошелся со столь же жизнелюбивыми, как и он сам, католическими патерами. К этому периоду жизни отца Владимира относится презабавный эпизод, о котором он сам мне повествовал. Тут для несведущих надлежит сделать некое разъяснение: в Православной, как и в Католической, Церкви для таинства евхаристии используется натуральное виноградное вино.

    Рожков рассказывал:

    - Помню, надо было мне очередной раз возвращаться из Москвы в Рим. Я упаковал пять литров водки и пять коньяку. С нашей таможней у меня проблем не было, ребята из Иностранного отдела позвонили в аэропорт, и меня пропустили… Ну а в Риме итальянский таможенник спрашивает: "Что у вас здесь? " - "Пять литров водки", - говорю. "А здесь? " - "Пять литров коньяку". Он говорит: "Зачем вам столько? " А я отвечаю: "Для богослужения. Мы, православные, так служим… " - "В таком случае, - говорит, - пожалуйста, проходите… " Ну, я прошел… А после всех формальностей я вернулся и подарил этому таможеннику бутылку водки и бутылку коньяку…

    Я уже упомянул о жизнелюбии отца Владимира. Надобно заметить, что оно у него было, так сказать, всеобъемлющим: он был завсегдатаем лучших московских ресторанов и - увы! - даже ходоком по дамской части.

    Пик карьеры Рожкова пришелся, если не ошибаюсь, на конец шестидесятых годов. Он ведал отношениями с Ватиканом в Иностранном отделе Патриархии, был доцентом в Московской Духовной Академии и настоятелем одного из столичных храмов. Симпатию к латинянам отец Владимир сохранил на всю жизнь. В восьмидесятых годах, когда происходило мое с ним общение, он уже не преподавал в академии и не работал в Иностранном отделе, но его комната в московской квартире была увешана фотографиями римских понтификов и кардиналов.

    У Рожкова был отменный художественный вкус. Он был тонким ценителем старинной церковной утвари и облачений, антикварные вещи были у него и в квартире, и на даче. Наш с ним общий приятель протоиерей Борис Гузняков свидетельствовал, что эстетизм был свойствен отцу Владимиру с юности. В начале пятидесятых годов, когда он еще был иподиаконом, во время одной из Божественных литургий Рожков шепнул отцу Борису:

    - Ты чувствуешь, как запах этого ладана подходит к мелодии этой Херувимской?

    В 1977 году я переехал на улицу Черняховского, и мы с Рожковым стали близкими соседями - он жил на Часовой улице. Между нашими домами расположен известный в Москве Ленинградский рынок, на каковом торжище мы с ним по временам и встречались. Накануне одной из таких встреч я узнал, что Рожкову исполнилось пятьдесят лет, а потому я его спросил:

    - Батюшка, чем же вас наградили к юбилею?

    - Отверстием, - отвечал он. (Будучи митрофорным протоиереем, Рожков получил право служения литургии с "отверстием Царских врат".)"

    О. Владимир в "Вестнике Замоскворечья":

    • "Новокузнецкая" - № 14/2000

    Храм свт. Николая в Кузнецах. Известные личности - zamos.ru/dossier/company/23164

    Депутаты Москворецкого райсовета 1990-1993 гг. - zamos.ru/dossier/company/23393


    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.