• Пасха в Дахау

    икона

    Глеб Рар

    Пасха в Дахау

    Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие - от тифа...

    28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты "SS" на мотоциклах патрулируют территорию, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.

    29 апреля. К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это - знак надежды, что эсэсовцы скорее будут сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 часов вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается... И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся за колючей проволокой лагеря.

    Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.

    Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов "SS" передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у партийной элиты в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии...

    Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в "блоке 27" - моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.

    Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина.... Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.

    Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в "блоке 26", который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, комната была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.

    Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших эсэсовских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом эсэсовской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.

    В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по ст. стилю), который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени "репатриационные офицеры" специального отряда "СМЕРШа" уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые ограждения из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к репатриации.

    За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные "ризы", которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие — "В начале было Слово" - также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!

    Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве - сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения.

    Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной Литургией в русском храме в Дахау вместе со всеми православными христианами "на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных".

    Свято-Воскресенский храм в Дахау, который был построен воинами Западной группы войск Российской армии незадолго до ее вывода из Германии в августе 1994 года, являет собой точную реплику северно-русской шатровой церкви или часовни. За престолом храма находится большая икона, на которой изображены ангелы, отворяющие врата концентрационного лагеря Дахау и Сам Христос, выводящий пленных на свободу.

    Если вы сами когда-нибудь попадете в Германию, не премините посетить наш русский храм на территории бывшего концлагеря Дахау и помолитесь за всех замученных "на месте сем и на иных местах мучения". Сообщите имена иных православных братьев и сестер, заключенных и погибших здесь, в Дахау, или в прочих нацистских концлагерях для того, чтобы включить их в храмовые молитвы.

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    ХРИСТОС АНЕСТИ!

    CHRIST HAS RISEN!

    Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

    ВРЕЗКА

    Храм в Дахау

    Свято-Воскресенский храм на территории бывшего концлагеря Дахау построен в память о соотечественниках, которые в годы Второй мировой войны погибли в Дахау и в других концентрационных лагерях "третьего рейха".

    Храм выдержан в строгой многовековой строительной традиции деревянных церквей на погостах русского севера. Сруб и все детали в 1994 году были изготовлены опытными умельцами во Владимирской области и установлены в Дахау строителями покидавшей Германию Западной группы войск.

    После завершения строительных работ в Дахау побывал архиепископ Берлинский и Германский Феофан, совершивший чин малого освящения часовни. Ее полное и торжественное освящение состоялось 29 апреля 1995 года, в день 50-летия освобождения уцелевших заключенных Дахау. Его совершил ныне покойный Высокопреосвященный митрополит Николай Нижегородский и Арзамасский - сам бывший фронтовой офицер. Во время своего визита в Германию Святейший патриарх Алексий II 20 ноября 1995 года отслужил в часовне Воскресения Христова заупокойную литию.

    С 8 сентября 1996 г., после обустройства алтаря, в часовне, ставшей храмом, начали служить литургии.

    Алтарная икона Свято-Воскресенского храма в Дахау "Воскресший Спаситель освобождает заключенных концентрационного лагеря Дахау" создана православной немкой иконописцем Ангелой Хойзер. Мэр Москвы Юрий Лужков подарил храму большую икону вмч. Георгия Победоносца.

    ВРЕЗКА

    Глеб Рар

    Глеб Александрович Рар родился 3 октября 1922 года в Москве в семье офицера русской армии. Сразу после рождения ЧК сначала посадила его отца в московский концлагерь, а затем всю семью выслали в Эстонию как потомков эстляндских переселенцев.

    В 1940 году, перед вхождением в Прибалтику советских войск, семья Раров, прикрываясь фамилией, звучавшей по-немецки, на одном из последних кораблей переправилась в Германию. В 1942 году Глеб Рар поступил в архитектурный институт в Бреслау, где создал православную общину. В то время он вступил в Народно-трудовой союз (НТС), организацию, связанную и с немецким антигитлеровским подпольем, и с Русским освободительным движением. В июне 1944 года Рар был арестован гестаповцами как член НТС, и до освобождения его из лагеря Дахау американцами содержался в различных лагерях.

    После войны и пребывания в лагере беженцев Рары переселились в Гамбург, где Глеб Александрович устроился на работу в секретариат Русской зарубежной Церкви. Женившись в 1957 году на дочери русского эмигранта В. Орехова, он переезжает на Тайвань, где работает на радиостанции "Свободная Россия". Следующее десятилетие его жизни связано с франкфуртским издательством "Посев", в то же время он начинает свою правозащитную деятельность. Видный публицист (литературный псевдоним - Ветров). Долгое время вел исторические и религиозные передачи на радио "Свобода". Глеб Александрович Рар, являясь авторитетнейшим православным мыслителем и публицистом, уже с 1988 года выступал за объединение Русской зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью.

    На территории бывшего концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника была построена православный храм Воскресения Христова в память православных жертв нацизма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.

    По личному указанию Президента Российской Федерации В. В. Путина супруги Рар получили российское гражданство. Шестерых своих детей Глеб Александрович и Софья Васильевна Рары воспитали в духе служения Церкви и верности России.

    Умер 3 марта 2006 года под Мюнхеном.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.