• Фабрика золотых и серебряных изделий на Малой Ордынке

    2014.М.Ордынка, 17

    Большой краснокирпичный дом, украшающий Малую Ордынку, наверняка знаком каждому замоскворечанину. Приятно рассматривать его нарядно украшенный фасад, в котором угадываются декоративные мотивы древнерусской архитектуры, любоваться красивыми сложными карнизами, полукруглыми окнами и думать, что это немного напоминающее сказочный терем здание, скрывает некую тайну. Так и есть - в недрах этого дома более ста лет назад рождались бриллиантовые кольца, жемчужные бусы, гранатовые браслеты, текли серебряные реки и золотые ручейки, причем в самом прямом смысле этих слов. Здесь в конце XIX века находилась большая ювелирная фабрика.

    Появлению нарядного дома № 17 на Малой Ордынке, бывшей фабрики золотых и серебряных изделий, Москва обязана двум людям - Немирову и Колодкину. Оба умерли задолго до его строительства, но без них не было бы ни фабрики, ни замечательной ювелирной фирмы, внесшей большой вклад в русское ювелирное искусство.

    Николай Васильевич Немиров (на фото) был вологжанином, в юности приехавшим в Москву, уже обучившись мастерству серебряного дела. Иван Иванович Колодкин, московский купец, имел небольшое ювелирное дело и торговую лавку. Он взял Немирова к себе приказчиком. У Колодкиных не было своих детей, и молодой, дельный, честный Николай Немиров, много лет проработавший на фирме, стал наследником купца, получив к тому же двойную фамилию. В 1868 году Московским магистратом было одобрено прошение Николая Васильевича отныне именоваться Немировым-Колодкиным. С этого времени начинается становление и развитие ювелирной фирмы, получившей известность не только в России, но и в Европе. Изделия фирмы находятся ныне во многих музеях страны и в частных коллекциях - Торговый дом "Н.В. Немиров-Колодкин".

    В 1872 году Немиров-Колодкин открыл свою первую небольшую фабрику на Б. Ордынке, недалеко от дома. Для ее управления нужны были люди, и Николай Васильевич (у него тоже не было детей) решил пригласить своих племянников из Вологды для работы на фирме. Ими стали Александр и Николай Николаевичи Дружинины, Иван Александрович Лапин, Алексей Николаевич Давыдов. Все они поселились в доме дяди и стали приказчиками.

    Высокий художественный и технический уровень изделий, производимых Немировым-Колодкиным, были замечены Московской дворцовой конторой. С 1876 года она стала регулярно делать на фирме заказы на серебряную посуду для Московских императорских дворцов. Дела шли успешно, к 1880-м годам Торговый дом владел не только фабрикой, но и магазином на Ильинке, несколькими лавками в Москве и Нижнем Новгороде.

    Николай Васильевич умер в 1886 году, оставив миллионную фирму своим племянникам, двум семьям - Давыдовым и Дружининым. В 1892 году они учредили "Фабрично-торговое товарищество преемников Н.В. Немирова-Колодкина". Наследники не только сохранили, но и увеличили масштаб предприятия.

    В рекламном проспекте Товарищества преемников можно прочитать: "Увеличивающееся поступление заказов, особенно же по исполнению разных предметов церковной утвари, заставило Товарищество открыть собственную фабрику для производства золотых, серебряных и ювелирных изделий и церковной утвари из разных металлов. В настоящее время фабрика эта помещается на Малой Ордынке, в собственном здании Товарищества".

    В 1891 году преемники Немирова-Колодкина купили у крестьянина Сергея Уварова владение на М. Ордынке, где сейчас стоит дом № 17. По обследованию территории на 1887 год, во владении было четыре одноэтажных деревянных строения. Два из них выходили торцом на улицу, остальные стояли в глубине двора. Как сказано в архивной описи: "Строения находятся в прочном состоянии, при исправном содержании могут простоять определенный уставом Общества срок". Но простояли они недолго, все деревянные дома были снесены. На их месте было построено двухэтажное кирпичное здание с полуподвалом и проездной аркой.

    В "Плане оценочного отделения за 1895 год по прошению Высочайше утвержденного Товарищества преемников Н.В. Немирова-Колодкина о разрешении строительных работ во владении, состоящем в Пятницкой части" было отмечено, что над проездными воротами должен быть устроен отложной кирпичный свод без употребления железных балок и рельс, всем железным конструкциям нужно придать пятикратную прочность, а на чердаке сделать правильные брандмауэры.

    Архитектором был приглашен уже состоявшийся к тому времени Иван Иванович Мочалов. Почти все его постройки в Москве утрачены или перестроены. Здание фабрики на М. Ордынке является одним из лучших по сохранности творений Мочалова. Строительство было завершено в 1895 году.

    В настоящий момент дом имеет П-образную форму. На улицу выходит одна из вертикальных перекладин буквы "П". Но первоначально были построены только два параллельных корпуса - уличный и в глубине двора. В начале XX века они были соединены еще одним объемом. Внутри здания при переходе из одного корпуса в другой до сих пор ощущается повышение-понижение пола в той части, где стыкуются более ранние и более поздние постройки.

    Мочалов выстроил двухэтажный краснокирпичный дом с богато украшенным фасадом. В конце XIX века эстетика краснокирпичных зданий заняла прочное место в архитектурных вкусах России. Подчеркнутую симметрию верхней части дома нарушают проездная арка ворот и рядом с ней входной проем в здание (в настоящее время заложен). Они сильно сдвинуты к правому краю.

    Фасад обильно покрыт нарядными, тщательно выполненными из кирпича элементами, повторяющими декоративные мотивы древнерусской архитектуры. Это и сама проездная арка, пропорциями и расположением сопоставимая с арками русских храмов XIII-XVII веков, и пилястры со сложным рисунком. Декоративность композиции фасада достигается сочетанием сложных карнизов, поясков, пилястр, состоящих из чередующихся ширинок, треугольников, сухариков, поребриков и пр. Фасад завершался несколькими красиво оформленными аттиками и фронтонами (ныне утрачены). Окна второго этажа имеют полуциркульное завершение, что в купе с кирпичным декором, делает дом нарядным теремом. Первый этаж более строг, его прямоугольные окна разделены гладкими пилястрами.

    Фасады, обращенные во внутренний двор и проулки, лаконичнее и строже. Их украшением служат лишь полуциркульные окна второго этажа. Стены первых двух этажей имеют большую толщину. Над зданием возвышалась труба, необходимая функциональная принадлежность фабрики, где выполняются литье и другие операции, связанные с высокой температурой.

    С первых лет существования фабрики на М. Ордынке это было прекрасно оборудованное производство, оснащенное новейшей техникой, снабженное паровыми и электрическими двигателями. Работы выполняли талантливые мастера - рисовальщики, художники, ювелиры. Здесь изготавливались серебряная и золотая посуда с чеканкой и гладкая, украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями - колье, броши, кольца, браслеты, серьги, медальоны.

    Особый отдел фабрики занимался изготовлением церковной утвари "по поручению Святейшего Синода, синодальных и епархиальных монастырей, церковных братств и множества частных лиц" (из рекламы фирмы). Спектр этих изделий огромен: металлические иконостасы, царские врата, паникадила, одежды на святые престолы и жертвенники, реликварии для святых мощей, хоругви, ризы, подсвечники, кресты и мн. др. Все это высочайшего качества и исполнения. Не случайно в начале XX века Фабрично-торговое товарищество преемников Н.В. Немирова-Колодкина было поставщиками Двора Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны.

    До самого конца существования фирмы наследники - Дружинины и Давыдовы - сохраняли высокую марку имени Немирова-Колодкина, оставаясь одним из первых по уровню и значимости в России ювелирных производств.

    События осени 1917 года были встречены хозяевами фабрики спокойно, с уверенностью, что беспорядки долго не продлятся. Фабрика продолжала работать вплоть до августа 1918 года, после чего была национализирована и в 1920 году передана в "Главзолото", как и все остальные ювелирные производства Москвы.

    В освободившемся здании разместили фабрику №1 электротехнического треста по производству арматуры для электричества. Она проработала здесь до войны. А после дом занял кожевенно-обувной техникум, здесь же было его общежитие.

    Новые владельцы осуществили крупную перестройку, вернее - надстройку. В 1948-1952 годах дом был надстроен еще двумя этажами, став четырехэтажным. При этом максимально был сохранен и перенесен на новые этажи декор уличного фасада, расположение и размер окон, внутренняя планировка. Только толщина стен стала значительно меньше. Все работы выполняли пленные немцы.

    Парадный вид приобрели дворовые фасады. Их стены были оштукатурены и покрашены. Центральная часть с главным входом была оформлена в духе сталинского неоклассицизма. Центр акцентирован группой плоских пилястр с замысловатыми капителями в завершении, над ними треугольный фронтон с круглым окошком. Верхние этажи утяжелены балконами шириной в три окна. По паре балконов, меньшего размера, получили и остальные дворовые фасады.

    В здании сохранилась планировка помещений послевоенных времен - узкие коридоры, расположение кабинетов, три лестницы. Парадная широкая лестница начинается из просторного холла у главного входа. Остальные лестницы устроены гораздо скромнее.

    На втором этаже можно найти фрагменты первоначального кирпичного пола и проследить последующие наслоения.

    Долгие годы дом представлял собой симбиоз учебных и жилых помещений. Учебный корпус техникума выходил на улицу, остальные помещения были отданы под жилье. Сырой подвал дома тоже был жилым, его занимали уборщицы, комендант, рабочие. Такая ситуация продолжалась вплоть до 1960-х годов. В 1950-е там же было устроено бомбоубежище с тяжелыми металлическими дверями.

    Постепенно статус учебных заведений, находящихся в доме № 17, повышался. Кожевенно-обувной техникум сменил Институт повышения квалификации инженерно-технических работников. Его директора, как и администрация бывшего техникума, жили здесь же, на первых этажах. Студенты института обучались два месяца и все это время жили в общежитии, которое находилось в дальнем дворовом корпусе и на четвертом и третьем этажах центрального корпуса. Но третий этаж был и учебным тоже.

    Бытовые условия для живущих в доме, были не из простых. На первом этаже, где сейчас находится буфет, была устроена общественная кухня с большими плитами. В жилых комнатах плиты, как и ванны, отсутствовали. Позже, в 1960-е годы, стали обустраивать квартиры всем необходимым, в том числе и ваннами. Но коммуникации работали очень плохо.

    В 1950-е годы в одной из жилых комнат в вентиляции нашли золотой подсвечник - последняя вещь, вышедшая с фабрики фирмы Немирова-Колодкина. Золото сдали государству. В 1964 году дом тоже напомнил о прошедших временах, под мостовой возле его стены была обнаружена неразорвавшаяся бомба со времен войны. Студентов и жителей спешно эвакуировали, бомбу обезвредили. Это произошло уже при следующих хозяевах дома - Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов легкой промышленности.

    Принцип совмещения жилых и учебных помещений оставался прежний. Но появились новые кабинеты. На втором этаже в большом помещении был устроен кинозал для показа учебных фильмов. Чтобы усилить звукоизоляцию, стены кинозала были обиты дерматиновыми панелями, поглощающими звук. Этот зал сохранился до сих пор.

    В 1997 году ликвидировали Институт повышения квалификации вместе с общежитием, а через год был издан Приказ министерства о передаче функций ликвидированных образовательных учреждений другим высшим учебным заведениям, и здание было передано Высшей школе экономики.

    Анастасия Соловьева

    Н.В. Немиров-Колодкин. Фото конца XIX в.
    Чертеж фабрики преемников Немирова-Колодкина на М. Ордынке, утвержденный Московской городской управой. 1895 г. ЦИАМ

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.