• Михаил Ильяев. ​Человек, которому подчиняется дерево…

    2018.05 М.Ильяев и его работы

    Человек, которому подчиняется дерево…

    «Человек талантливый, талантлив во всех областях», сказал немецкий писатель Лион Фейхтвангер. После знакомства с героем этой публикации Заслуженным работником культуры Михаилом Ильяевым я бы дополнила это мудрое и всем известное изречение фразой «и никакие преграды ему не страшны». А тем, кто с этой мыслью не согласен, советую побывать в студии резьбы по дереву Московского Дома самодеятельного творчества в Большом Овчинниковском переулке.

    В руках Михаила Давыдовича дерево становится послушным и мягким как пластилин, открывает все свои тайны и секреты. В общем, этот удивительный человек с легкостью обычные поленья превращает в шедевры. И – учит этому других. Школа резьбы по дереву, организованная Ильяевым, – лучшая в Москве. А еще Михаил Давыдович пишет книги – не только учебники, но и воспоминания о встречах с интересными людьми и даже выпускает сборники анекдотов и собственных афоризмов. И никогда не подумаешь, что по профессии Михаил Ильяев - артист цирка, акробат, выступал с эффектными зрелищными номерами. В юности ему довелось работать вместе с Юрием Никулиным, и кто знает, каких высот он бы достиг на арене цирка, если бы не несчастный случай, который подстерег его в 25 летнем возрасте.

    Впрочем, обо всем по порядку.

    В маленькой комнатке, которую выделили под занятия резьбой по дереву, царит особая неповторимая атмосфера музея, мастерской и одновременно студии, пахнет деревом, повсюду на полках и столах работы мастера и его учеников: головы, статуэтки, всяческие резные украшения. Немножко темновато и тесновато, как в каморке папы Карло, когда он выстругивал из дерева своего Буратино. Кстати, и сам Ильяев чем-то напоминает этот всем известный сказочный персонаж – таким, каким его представляешь: худой, подвижный, очень работящий и очень обаятельный. Ассоциации со сказкой не покидают, когда смотришь на плоды трудов Михаила Давыдовича. Разве не сказка – то, что здесь происходит? Ведь когда-то все эти шедевры – все эти Эйнштейны, Наполеоны, Петры Первые и прочие узнаваемые личности, под чьими пристальными взглядами началась наша беседа с Ильяевым, были недавно простыми поленьями, а теперь вот живут своей собственной особой жизнью.

    И еще один удивительный факт. В следующем году Ильяев будет отмечать 85-летний юбилей. «Да, мне 85 лет будет - всего» - говорит он, но, кажется, что это его очередная шутка. Потому что, глядя на молодого и задорного Михаила Давыдовича, не понимаешь, какое отношение имеет к нему эта цифра. Серьезно - выглядит он лет на 30 моложе. В принципе, для человека-творца, который своими произведениями умеет останавливать время, это вполне логично. Как же получилось, что он, артист цирка, занялся таким удивительным, но статичным искусством – резьбой по дереву? С этим вопросом я обращаюсь к Михаилу Давыдовичу.

    - Это было уже после того, как я окончил цирковое училище, отслужил в армии и стал работать в цирке. Однажды на репетиции я сильно ударился головой об землю, повредил позвоночник. В то время мне примерно 25 лет было. И вот в этом многообещающем возрасте, пришлось мне с цирком расстаться. Конечно, я не сразу с этим смирился. Месяц лежал, потом поднял себя на ноги и начал тренироваться. Придумал концертный номер «индийский танец». Без сложных трюков - они мне уже были недоступны, но, тем не менее, номер получился эффектным. Забегая вперед, скажу, что на «Минуте славы - 2007» с этим номером выступал, два тура прошел. Гастролировал в России, Германии, Португалии, получал награды. Но спина постоянно напоминала о себе.

    И вот однажды в 1968 году в Пицунде, загорая, взял в руки черноморской камушек и выточил из него фигурку. Похвалили, я продолжил. Но ведь таскать камни с собой тяжело. И я взялся за более легкий и мягкий материал - дерево. Вот первая моя работа - рельеф «Родина-мать». (Михаил Давыдович показывает мастерски выполненную деревянную композицию) Он у меня во всех каталогах. Я показываю его своим ученикам, как пример того, что можно сделать из дерева, в первый раз взяв в руки стамеску или штихель.

    - Наверное, вы и рисуете хорошо?

    - Нет, рисовать не умею. А вот форму, объем вижу. Я даже альбом издал - для тех, кто не умеет рисовать и не хочет лепить.

    - Это учебник?

    - Да, пособие для начинающих. Оно, кстати, выдержало пять изданий.

    Так вот, через 4 года, как стал заниматься резьбой по дереву, я сделал портрет Анжелы Девис. Помните, такая известная американская правозащитница, в советские времена была очень популярна. Просто по фото сделал скульптуру. И подарил ей лично, когда она приехала в Москву. Анжела искренне была очень тронута, ей действительно понравилась моя работа, она написала мне по-английски: «благодарю за прекрасную скульптуру». После этого я в себя окончательно поверил.

    В 1978-м я стал реже выступать, освободилось время, и я решил организовать студию резьбы по дереву. Мне дали помещение в Московском дворце культуры им. Горького у Савеловского вокзала. Потом, в годы перестройки отобрали. Тогда я устроился в 81 московской школе вести кружок по дереву. Он быстро приобрел большую известность, и не только в нашей стране. За шесть лет мои дети два раза были с выставкой в Америке. А меня пригласили некоторое время преподавать резьбу по дереву в американской школе.

    Здесь, в Доме творчества, я с 1995 года. Спасибо Галине Борисовне Чарухиной и ее дочери Ирине Владимировне, которые помогли с помещением.

    - Где вы берете материал – в лесу?

    - С этим проблем нет. Друзья, знакомые, привозят. У меня целый склад бревен накопился. Огромное выбор пород: мягкие, твердые, редкие и не очень.

    - А какие деревья можно использовать?

    - Все! Липа, береза, дуб, ясень, клен, яблоня, груша, вишня, слива – все идет в ход. Из редких назову кебрачо (дерево, произрастающее в субтропиках Южной Америки) - моя гордость. Ни у кого в Москве нет. В переводе означает – «сломай топор», потому что оно очень твердое. Вот Эйнштейн из него вырезан.

    - Какое дерево труднее резать?

    - Неправильный вопрос. Любое можно легко резать, главное, инструмент правильно подобрать и мастерства набраться.

    - А какими инструментами вы пользуетесь?

    - Первое мое орудие труда – обычный перочинный нож. Потом сам сделал удобный нож из пилы. Скальпелем пользовался. Сейчас в моем распоряжении полный набор инструментов – стамески, штихеля. Иногда и бормашина в ход идет. А вот еще одно мое изобретение - устройство «упор наколенный». С его помощью можно обходиться без стола (если нет дома мастерской или просто удобно на коленях работать)

    - Я смотрю - у вас на полках такое разнообразие! Не только портреты и скульптуры, но и множество самых разных поделок – и доски с удивительно тонким орнаментом, и статуэтки, и фигурки животных, кружки, брошки и даже очки. Скажите, есть ли что-либо, чего нельзя вырезать из дерева?

    - Не знаю, наверное, нет. Из дерева можно сделать все. И еще – дерево материал очень долговечный. В Риме есть деревянные скульптуры, которым три тысячи лет.

    - Вы верующий человек?

    - Да. Я верю в добро и красоту.

    - Михаил Давыдович, вы, в общем, сами всему научились. Но все же может, кого-то считаете своим учителем?

    - В свое время я познакомился с творчеством великого скульптора Степана Эрьзи. Он мой заочный учитель, считаю себя его последователем. О творчестве этого мастера необходимо как можно больше рассказывать людям. Я сам этим много занимался. Был в Мордовии, три раза в Аргентине, где его очень почитают. Открыл несколько его неизвестных работ, постоянно организую вечера памяти Эрьзи, написал про него три книги.

    Кроме того, мне «в наследство» достались его инструменты и куски дерева кебрачо, о котором я уже говорил.

    - Какие планы на будущее.

    - Планы большие. Создать МММ. Улыбнулись? Леню Голубкова вспомнили, героя 90-х? Нет, у меня нечто другое. Я хочу создать в одном помещении Музей, Магазин и Мастерские – МММ. Это будет очень интересный проект, но необходимо соответствующее помещение. Был бы рад, если бы кто-нибудь из спонсоров помог. Как организатор я состоялся, поэтому, уверен, что все получиться. На моем счету много проектов, которые я сам организовал. Например, ежегодно провожу День резчика по дереву весной и Конкурс (осенью). В этом году эти мероприятия пройдут в Москве уже 20 раз. Без всякой поддержки. Вообще резчиков в Москве много, надо их поддержать, объединить. Я годами их находил, собирал контакты. Последнюю среду месяца здесь, в МДСТ, провожу «худсовет», человек 20 собираются. Люди приносят работы, общаются, обмениваются опытом.

    - Расскажите подробнее о вашей студии. Много у вас учеников?

    - Занятия проходят 4 раза в неделю по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. Сейчас записано 92 человека. Тем, кто заканчивает курс и достигает хорошего уровня, выдаю свидетельства. Люди у меня обучаются очень разные. Много женщин. Есть такие ученики, кто более шести лет ходят в мою студию. Занятия у нас душевно проходят - самовар ставим, общаемся. Ко мне приходят не только научиться, но и отдохнуть, отвлечься от проблем, снять стресс. Я вообще человек веселый, общительный. Могу прямо в автобусе познакомиться, рассказать анекдот, пошутить. Еще когда работал в цирке, я начал собирать анекдоты. Однажды показал их Никулину, с которым мы выступали в одной программе. Он тоже этим увлекался, по его наводке я издал их небольшой книжечкой. Там не только анекдоты, но и афоризмы, в том числе, и мои собственные. И сейчас я продолжаю собирать веселые и поучительные истории и мудрые изречения. Надеюсь к 85-летию издать второй сборник.

    - Михаил Давыдович, а ваши ученики избирают резьбу по дереву своей профессией?

    - Да. Некоторые мои ученики стали профессиональными резчиками, мебельщиками. Человек восемь сами стали преподавать - ведут свои студии. Кстати, мои ученики часто меня увековечивают – видите, сколько моих портретов! Вот тоже их работы. (Ильяев показывает на дощечки с удивительно красивым орнаментом).

    - За сколько времени можно такое чудо вырезать?

    - За неделю можно, если постараться. Портреты я вырезаю за 10-15 дней. А начинающим надо больше потрудиться.

    Неожиданно набираюсь смелости:

    - Можно мне попробовать?

    Получаю небольшой штихель и инструкции, как надо его правильно держать. По ходу оказалось, что даже просто держать в руках инструмент – уже наука не из легких. А еще надо заставить его подружиться с деревом и оставить на нем след. Но вот острый железный наконечник заскользил по ровной поверхности и вдруг - совершенно неприступная на вид деревянная дощечка как-то неожиданно быстро уступила, поддалась, стала мягкой как масло. Удивительное ощущение! Всем рекомендую испытать!

    Напоследок задаю Михаилу Давыдовичу вопрос, который интересовал меня с самого начала:

    - Как вам удается быть в такой прекрасной форме? Вы ведь совсем недавно на концерте, посвященном 20-му Дню резчика, без проблем исполнили на сцене ваш знаменитый индийский танец!

    - Дело в том, что я каждый день делаю утром 50-минутную разминку, включающую 90 приседаний. Подчеркну - каждый день, не пропуская. И каждый день работаю. В этом весь секрет.

    Беседовала Галина Семенова, фото автора

    2018.05 М.Ильяев и его работы (1)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (2)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (6)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (7)

    2018.05 М.Ильяев и его работы (8)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (9)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (10)
    2018.05 М.Ильяев и его работы (11)

    1989. В гостях у Юрия Никулина. Фото из архива М.Ильяева

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.