Храм святителя Николая в Кузнецах - это одна из немногих московских церквей, которая не закрывалась советскими властями. Вообще, на всей территории исторического Замоскворечья внутри Садового кольца не прерывалась Божественная литургия только в двух храмах - Николокузнецком и мученика Иоанна Воина на Якиманке.
Церковь святителя Николая в Кузнецах в 1930-х годах тоже приговорили к закрытию, разорению и сносу, но она сохранилась благодаря мужеству настоятеля протоиерея Александра Смирнова. Он был смелым человеком, принципиально защищавшем церковь от советских гонителей. В конце 1920-х - в 1930-е гг. он брал в храм безработных священников из соседних закрытых церквей. Совершал требы по всему Замоскворечью, причем ходил по улицам и ездил в трамвае в рясе. Иногда подученные старшими пионеры кидали в него камни и лицо было в кровоподтеках, приходил домой в плевках, песке и т. д. В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах о. Александр организовал перенос прихожанами чудотворной иконы "Утоли моя Печали" в Николо-Кузнецкий храм. Несмотря на страшное гонения на верующих, несли икону открыто по улице. Когда большевиками был запрещен церковный звон и сняты колокола, о. Александр устроил колокольный звон внутри храма.
В 1935 году было принято решение закрыть и снести, чтобы построить на его месте станцию метро (действительно, в первых проектах московского метрополитена была станция "Вишняковский переулок"). О. Александр отказался подчиниться, и был арестован сотрудниками НКВД.
Из воспоминаний дочери: "Отец мой ничего не боялся, всегда говорил: "Если не я, то кто же может постоять за мой приход, я поставлен Богом служить моим прихожанам". И вот пришли закрывать наш храм, говоря, что есть приказ от Советской власти снести храм и сделать на этом месте шахту метро. Папа ответил: "Ключи от храма я вам не дам, а мы с прихожанами будем отстаивать наш храм в Кремле". Была послана не одна петиция с сотнями подписей прихожан к Сталину, но ответа не было".
О. Александр содержался в Бутырской тюрьме, где его пытали, заставляя выступить по радио с речью, что он в Бога не верит, а религия - "опиум для народа". О. Александр отказался, и через две недели был неожиданно освобожден. Рассказывали, что о освобождении из Бутырок о. Александр поехал в Кремль за ответом на петицию, и ему вручили документ, подписанный И.Сталиным, что храм не будет закрыт.
После этих событий в Москве получило хождение предание, что о. Александр является родственником В. Ленина, и что именно этот факт спас храм и самого настоятеля. Тем более, что батюшка был уроженцем Симбирской губернии, земляком Ленина...
Но это, конечно, народная легенда. И станцию метро "Вишняковский переулок" не построили совсем по другим причинам.
Андрей Востриков, "Вестник Замоскворечья"
Дорогие читатели! Ваши замоскворецкие предания, были и небылицы можно присылать по e-mail: mshsav@bk.ru (Мария) или по Ватцап 8 916 630-80-08 (Алексей)
Замоскворецкие легенды в "ВЗ" - все публикации - zamos.ru/district/27690