• Смирнов Александр Павлович. Протоиерей

    О. Александр Смирнов (Александр Павлович Смирнов) родился 16 (28) августа 1888 г. в селе Криуши Корсунского уезда Симбирской губернии. Русский. Крещен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

    Отец - священник Павел Смирнов.

    Мать - Агриппина Александровна Смирнова.

    В 1890-х гг. семья переселилась в с. Игнатовка (Игнатово) Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, куда был переведен служить отец. С ранних лет мальчик участвовал в богослужении.

    • 1902 (?) - окончил Симбирское духовное училище.
    • 1902-1909 гг. - студент Симбирской Духовной Семинарии. В 1904-1905 гг. в стране началась смута, в связи с этим Семинарию закрыли, у о. Александра, который учился тогда на третьем курсе, один учебный год пропал. После открытия семинарии вновь о. Александр, подготовившись самостоятельно, сдал успешно экзамены за 4-й курс. Окончил 6 курсов Духовной Семинарии с отличным аттестатом.1909-1913 гг. - студент Санкт-Петербургской Духовной Академии. Успешно сдал экзамены в Академию и был принят на казенное содержание, хотя и не был послан в Академию семинарией. Участвовал в работе христианского студенческого кружка, содружестве студенческой молодежи, в работе религиозно-философского общества.
    • 1913 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме " Религиозно-этические вопросы в русской художественной литературе для пастыря Церкви". Кандидат богословия.
    • 1913 г. - преподаватель латинского языка и гражданской истории Симбирского духовного училища. В Симбирске о. Александр Смирнов женился на знакомой ему с детства дочери священника о. Поликарпа Виноградова Антонине
    • 1913 г. - после женитьбы о. Александр приехал в Москву. По рекомендации петербургского профессора протоиерея Белякова (впоследствии епископа Омского Димитрия), митрополит Московский Макарий (Парвицкий-Невский) вызвал о. Александра на священническое место известного священника Владимира Востокова, сосланного в Коломну.
    • 21 ноября (4 декабря) 1913 г. - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Троицком соборе Даниловского мужского монастыря, перед литургией был посвящен в стихарь, а за литургией в тот же день - во диакона. Рукоположил архиепископ Серпуховский Анастасий.
    • 23 ноября (6 декабря) 1913 г. - в праздник святого благоверного князя Александра Невского в храме св. бл. князя Александра Невского 3-го Московского кадетского корпуса имени императора Александра II Освободителя (1-й проезд Кадетского Плаца, 1/4) рукоположен во иерея. Рукоположил архиепископ Серпуховский Анастасий.
    • Декабрь 1913 - 1918 гг. - священник храма св. мученика Никиты на Кузнецкой улице. С благословения архиепископа о. Александр непопустительно проповедовал за каждой воскресной и праздничной службой. С первого дня служения он тщательно готовился к проповедям, записывая самое существенное на черновик, но оставляя часть проповеди для импровизированного изложения. Через 2-3 года приходской службы о.Александр выступил в светской аудитории Политехнического музея со световыми художественными картинами Евангельской истории и с речами на тему "О чем скорбел и тосковал Христос в саду Гефсиманском". Через 4-5 лет о. Александра стали приглашать на такие чтения и проповеди в другие приходы. Самое многолюдное стечение народа было на его лекции в Учительском Доме на Малой Ордынке, где он читал лекцию о страданиях Христа, иллюстрируя это световыми картинами и сопровождая чтение хоровым пением "духовных любимых стихов священно-исторического содержания". Хор этот был от другого прихода - прихода священника о. Николая Смирнова из храма Воскресения в Кадашах. В Замоскворецком благочинническом округе за последние три года о. Александру пришлось выступать с проповедями, надгробными речами и лекциями в 10 храмах, помимо своего. Он вел беседы на религиозные темы в лазаретах и приходских школьных аудиториях. В своем храме о. Александр Великим Постом устраивал торжественные пассии при пении почти всех песнопений Страстной Седмицы, и храм был всегда полон во время этих служб. К этому присоединялось чтение Евангелия о страданиях Христа под медленный торжественный благовест колокола при зажженных свечах в руках богомольцев. В день Успения Богоматери вечером с 15 на 16 августа устраивалась такая же "Богородичная Пассия" - погребение Богоматери - строго по Иерусалимскому уставу. В 1917-1918 гг. евхаристическую молитву с возгласа "Благодать Господа нашего… " и до "И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми нами! " совершал при открытых царских вратах. Великим Постом в 1917-1918 гг. читал лекции "О почитании мощей святых в связи с вскрытием их" и религиозно-художественную драму-мистерию "Царь Иудейский" в соединении с песнопениями хора.
    • 1914-1918 г. - законоучитель одной из Московских женских гимназий. Будучи законоучителем, о. Александр в гимназии устраивал религиозно-поэтические вечера с "туманными картинами".
    • 6 ноября 1918 г. - мобилизован на военную службу в Красную Армию в "тыловое ополчение", которое, фактически, было концлагерем принудительных работ для представителей враждебных большевикам сословий.
    • 1919 г. - переведен в красноармейские части на канцелярскую работу (счетоводом) как нестроевой красноармеец.
    • 1920 г. - переведен по военной службе в Симбирск.
    • Сентябрь-декабрь 1920 гг. - служил в красноармейской части в Симбирске на канцелярской работе. Демобилизован из Красной армии.
    • Сентябрь 1920 - 20 марта 1921 гг. - служил в Богоявленском храме и Троицком храме Симбирска. Сначала служил внештатным священником, не получая жалования. В штате Троицкого храма - с 31 января 1920 гг.
    • 20 марта 1921 г. - арестован ЧК.
    • Март 1921 г. - осужден на 5 лет концлагерей за "контрреволюционную агитацию против Советской власти, проповеди контрреволюционного содержания". Проповедь о. Александра о весеннем пробуждении природы и соответственном пробуждении души и укреплении ее цветами добра и любви была истолкована обвинителями как намек на пробуждение контрреволюционного настроения в стране, проповедь о пришествии Христа Спасителя и даже как намек на пришествие политического "спасителя" из Кронштадта и т .д.
    • Май 1921 г. - дело было пересмотрено, приговор был оставлен в силе.
    • 1921-1927 гг. - заключенный концлагеря (возможно, весь срок отбыл в концлагере Симбирска).
    • 1927 г. - священник храма священномученика Климента папы Римского в Замоскворечье.
    • 1928 - 1950 гг. - настоятель храм свт. Николая в Кузнецкой Слободе (Замоскворечье). О. Александр начал ремонт храма. Проложили трубы, стали топить храм углем, сделали сторожку. Почти везде в Замоскворечье храмы были большевиками закрыты, и о. Александр принимал в храм безработных священников из соседних церквей. Штат был - 8 священников и 2 диакона. О. Александр не раз с большим мужеством и опасностью для жизни защищал храм от грабителей, которых было немало Совершал требы по всему Замоскворецкому (Кировскому) району. Ходил по улицам и ездил в трамвае в рясе. Иногда пионеры в него кидали камни и лицо было в кровоподтеках, приходил домой в плевках, песке и т. д. О. Александр проводил большую катехизаторскую деятельность: пастырские беседы, показ "туманных картин" из Библейской истории (стеклянные пластины у фонаря), и т. д. О. Александр продолжал эти труды, пока их не запретила большевистская власть. В 1931 г. при закрытии храма свт. Николая в Пупышах о. Александр организовал перенос прихожанами чудотворной иконы "Утоли моя Печали" в Николо-Кузнецкий храм. Несмотря на страшное гонение на Церковь и верующих, несли икону открыто по улице и установили во Введенском приделе Николо-Кузнецкого храма. Когда большевиками был запрещен церковный звон и сняты колокола, о. Александр устроил колокольный звон внутри храма.
    • 1935 г. - арестован сотрудниками НКВД за сопротивление закрытию храма. Из воспоминаний дочери: "Народ ходил в храм, но с опаской: очень следили власти. Когда в храм ходили молодые люди и дети, у них спрашивали паспорта, а потом увольняли с работы. Но отец мой ничего не боялся, всегда говорил: "Если не я, то кто же может постоять за мой приход, я поставлен Богом служить моим прихожанам". И вот пришли закрывать наш храм, говоря, что есть приказ от Советской власти снести храм и сделать на этом месте шахту метро (это было в 1935г.). Папа ответил: "Ключи от храма я вам не дам, а мы с прихожанами будем отстаивать наш храм в Кремле". Была послана не одна петиция с сотнями подписей прихожан к Сталину, но ответа не было".
    • Содержался в Бутырской тюрьме. В тюрьме о. Александра чекисты пытали и заставляли выступить по радио с речью, якобы он неверующий, а религия - "опиум для народа". О. Александр отказался, сказав: "Я из семьи священника, сам священник и людям говорю в проповедях о вере, о любви Господа к народу. Вы со мной что хотите делайте, а выступать по радио я не буду". Через две недели он был освобожден.
    • 1935 г. - по освобождении из Бутырок о. Александр поехал в Кремль с "двадцаткой" храма за ответом на петицию, и ему вручили документ, подписанный И. В. Сталиным, что разрешают оставить храм. О. Александр отслужил по этому случаю благодарственный молебен. (После этого стали сносить храм мч. Параскевы Пятницы на Пятницкой и на его месте сделали выход метро "Новокузнецкая"). В народе получило хождение предание, что уроженец Симбирской губернии о. Александр - родственник В. И. Ленина, что именно этот факт спас храм и самого настоятеля.
    • 14 октября 1941 - сентябрь 1943 гг. - находился в эвакуации в г. Симбирске вместе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским). По приказу Мосгорисполкома от 7 октября 1941г. об эвакуации в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1941 г. митрополит Сергий и его почетная свита: митрополит Киевский и Галицкий Николай, архиепископ Можайский Сергий, архиепископ Иоанн и др. (среди них и протоиерей Александр Смирнов) покинули Москву и отправились в эвакуацию в Оренбург. По дороге митрополит Сергий тяжело заболел, и о. Александр причащал болящего своей походной дароносицей. Во время остановки в Пензе митрополита осмотрели квалифицированные врачи. Из Москвы поступило сообщение об изменении маршрута: по просьбе Патриаршего Местоблюстителя вагон вместо Оренбурга направили на Волгу, в Симбирск. О. Александр, пересев на другой поезд, направился в Симбирск первым, чтобы познакомиться с местной приходской общиной (верующим города спешно вернули кладбищенский храм) и сообщить ей о высоких гостях. Первое богослужение в Ульяновске митрополит Сергий совершил 20 октября 1941 г. в кладбищенской церкви. Это было соборное богослужение всех священнослужителей, прибывших из Москвы, там был и протоиерей о.Александр Смирнов. Митрополит Сергий возложил на о. Александра ряд послушаний, в том числе, командировки в соседние с Симбирском села для открытия там ранее закрытых церквей, организации "двадцаток" и исполнения там священнических обязанностей впредь до усмотрения митрополита Сергия, пока туда не будет послан постоянный священник. Кроме того, о.Александр подыскал в Симбирске здание (бывшее общежитие), где разместили центр Московской Патриархии (1941-1943гг.). Это здание было перестроено под православный храм - Казанский Патриарший собор, и о. Александр принимал деятельное участие в этой работе. В сентябре 1943 г. о. Александр вместе с Московской Патриархией вернулся в Москву.
    • 1943 - август 1949 гг. - ответственный секретарь "Журнала Московской Патриархии", журнал был возрожден заново после его закрытия в 1935 году.
    • 15 августа 1949 - 19 сентября 1950 гг. - и.д. ректора Московской Духовной Академии, ректор и преп.Св.Писания и Нового Завета Московской Духовной Семинарии. 15 августа 1949 г. при своем вступлении в должность ректора, о. Александр заявил: "Я пришел сюда как послушник, не для господства над "наследием Божиим", а с твердым намерением быть, по завету Господа, "всем слугою"".
    • Умер 19 сентября 1950 г. в Замоскворечье, в комнате на колокольне храма свт. Николая в Кузнецах. Причина смерти - кровоизлияние в мозг. Похоронен на Даниловском кладбище.

    2012.11.10 протоиерей Александр Смирнов, могила


    При о. Александре неоднократно проводился ремонт храма свт. Николая в Кузнецах. В 1944 г. была промыта живопись и укреплен красочный слой, в 1950 г. был позолочен иконостас главного алтаря. О. Александр был добрым пастырем, помнил своих прихожан и откликался на их нужды. Он был духовным и скромным священником, вкладывавшим все свои силы и здоровье в восстановление храма и духовное окормление своих пасомых, был замечательным проповедником. О.Александр любил торжественное богослужение, он приглашал служить архиереев Даниила, Иоасафа, протодиакона Максима Михайлова (народного артиста СССР из Большого театра), протодиаконов Турикова, Холмогорова, Соколова. У них были такие басы, что когда, например, о. Максим Михайлов произносил ектению или многолетие, то люди, жившие на Татарской улице, слышали этот мощный голос. В храме часто служили Патриарх Алексий I и митрополит Николай (Ярушевич). В храме была организована бесплатная хоровая община из 10-12 женщин, помимо двух хоров - правого и левого. В эту общину входила и жена о. Александра. Прихожане под руководством о. Александра ездили в Сергиев Посад, в Саровскую пустынь, в храмы Петербурга. Заказывали вагон в поезде и все желающие вместе ездили к преподобному Сергию и в другие святые места. Дополнительный хор хоровой общины при этом всегда пел в вагоне поезда различные стихиры, псалмы, которые не поются на повседневных церковных службах. Дочь о. Александра Зоя с 18 лет пела в правом хоре, окончила Консерваторию по классу вокала. На праздники Рождества Христова и Пасхи Христовой о.Александр устраивал службу и во дворе, сделав для этого все необходимое, т. к. из-за множества народа люди не вмещались в храм. Кипучая энергия о. Александра, его рвение в делах духовных стали причиной назначения его на высокие церковно-административные должности.

    Жил в Замоскворечье:

    • с ноября 1913 по 1918 (?) гг. в домике при храме св. мученика Никиты на Кузнецкой улице. Здесь родились две дочери: Елена (старшая) и Зоя.
    • с 1927 до 1950 г. в Старом Толмачёвском пер., затем в колокольне храма свт. Николая в Кузнецах (Вишняковский пер., 15). Когда о. Александр стал служить в храме сщмч. Климента, ему с семьей (жена и две дочери) дали в Старом Толмачёвском пер. комнату 15 м2 в коммунальной квартире (13 семей) в деревянном одноэтажном доме с печным отоплением. Когда о. Александра перевели в Николо-Кузнецкий храм, он продолжал жить там же. Из воспоминаний дочери Зои: "В одно прекрасное весеннее утро приходит к нам коммунист и говорит: "Убирайся, поп, со своими бабами (это мама и я с сестрой), куда хочешь, здесь будет жить наш начальник". Бесцеремонно выбросил наши вещи на улицу… Мы сидим с мамой и плачем: "Куда идти? ". Папа с мамой на какой-то тачке стали вещи перевозить в Николо-Кузнецкую церковь, к вечеру перенесли… Перенесли вещи в маленькую комнату - каменный мешок на втором этаже колокольни с одним окном и решеткой, без отопления, воды, канализации. В ней была ризница, мимо этой комнаты вела лестница на чердак и еще выше - на колокольню. Там папа прожил до конца своих дней… Вскоре приехал к нам из-под Симбирска дедушка, папин отец, священник о. Павел Смирнов. Бабушка умерла, а у него отобрали дом и выгнали на улицу… Мы были "лишенцы", не имели продовольственных карточек. Но Бог милостив: были добрые люди, которые отрывали от своих семей какие-то продукты и давали нам… "

    Протоиерей.

    Награды Церкви:

    • право ношения 2-го наперсного креста (1947)
    • особый наперсный крест от Антиохийскийского Патриарха (сентябрь 1950)

    Сочинения:

    • "Патриарх Сергий и его духовное наследство"
    • Диссертация на соискание ученой степени магистра богословия по теме "Крестный путь Христа Спасителя от Вифлеема до Голгофы" (13 сентября 1950 г., за несколько дней до своей кончины о. Александр представил ее в Ученый Совет Московской Духовной Академии)

    Литература:

    Увлечения: поэзия и музыка.

    О. Александр в "Вестнике Замоскворечья":

    • "Новокузнецкая" - № 14/2000

    Фото 1950 г. и фото 2012 г. (автор Андрей Востриков, "Вестник Замоскворечья")

    Храм свт. Николая в Кузнецах. Известные личности - zamos.ru/dossier/company/23164

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.