• Информация для участников публичных слушаний по Генплану Москвы на период до 2025

    12 августа состоятся собрания участников публичных слушаний по проекту актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года и проекту Правил землепользования и застройки города Москвы.
    Цель проведения публичных слушаний - сбор замечаний и предложений к проектам представленных документов. Для того, что бы сделать такие предложения необходимо представлять себе определенные законодательством особенности этих документов.
    Требования к назначению, составу и содержанию Генерального плана и Правил землепользования и застройки установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы.
    Законодательством разделены полномочия представительной и исполнительной власти при осуществлении градостроительной документации.
    Утверждение Генерального плана - документа территориального планирования, и Правил землепользования и застройки - документа градостроительного зонирования, отнесено к полномочиям органов представительной власти. Оба проекта утверждаются законами города Москвы в составе всех текстовых и картографических материалов, представленных на публичные слушания.
    Цель принятия этих законов - регулирование действий правительства Москвы и правообладателей земельных участков при планировке и застройке территории.
    К полномочиям правительства Москвы отнесены подготовка и утверждение (в течение трех месяцев после принятия Генерального плана) плана реализации Генерального плана, территориальных и отраслевых схем, и самого конкретного, и самого массового вида документации градостроительного проектирования - проектов планировки, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков.
    В составе проектов планировки устанавливаются границы территорий общего пользования и территории размещения объектов капитального строительства и проведения иных мероприятий, за планирование которых отвечает правительство Москвы.
    В проектах межевания устанавливаются границы земельных участков существующих и планируемых зданий, границы резервных (не используемых или освобождаемых) земельных участков, а так же те публичные обременения по использованию земельных участков, которые должны быть установлены одновременно с предоставлением имущественных прав на землю.
    В градостроительных планах земельных участков, предоставленных или планируемых для предоставления юридическим и физическим лицам, указываются установленные Правилами землепользования и застройки виды, параметры и ограничения их разрешенного использования.
    Все перечисленные виды документации, до их утверждения правительством Москвы, подлежит представлению на публичные слушания.
    Как цепочка перечисленных публичных действий правительства Москвы, предусмотренная новым федеральным и московским градостроительным законодательством и приводящая к формированию территорий общего пользования и размещению объектов капитального строительства, регулируется Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки?
    Какие требования установлены к составу и содержанию этих документов?

    Проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года

    В Генеральном плане устанавливаются те мероприятия (и зоны их проведения), которые органы власти планируют выполнить для развития города. К ним относятся:
    - размещение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищного фонда, предоставляемого установленным категориям нуждающихся, прочих объектов федеральных и городских программ;
    - развитие территорий общего пользования: улично-дорожной сети, скверов, бульваров, садов, парков;
    - мероприятия, связанные с обеспечением физической безопасности городской среды и сохранением объектов культурного и природного наследия: улучшением экологического состояния окружающей среды и охраной природных территорий, заменой аварийного жилого и нежилого фонда, регулированием использования исторических и природных территорий.
    Процедура актуализации предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы. Она означает корректировку действующего Генерального плана на основании анализа хода его реализации. При этом расчетный срок Генплана продлевается на период, прошедший с начала реализации.
    Действующий Генеральный план был принят в 1999 году. Ежегодно правительство Москвы рассматривало ход реализации Генплана. Работы по актуализации Генерального плана были начаты в 2005 году. К этому времени завершился срок реализации первоочередных мероприятий действующего Генерального плана и вступил в силу новый Градостроительный кодекс Российской Федерации.
    Подготовленные обосновывающие материалы проекта актуализированного Генерального плана были предварительно представлены на государственную экспертизу и общественное обсуждение в период с ноября 2007 года по февраль 2008 года.
    Проект актуализированного Генерального плана, который вынесен на публичные слушания, доработан и с учетом полученных замечаний, и с учетом требований Градостроительного кодекса города Москвы, принятого в 2008 году.
    В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Градостроительного кодекса города Москвы проект Генерального плана подготовлен в составе текстовых и картографических материалов, включающих:
    - положения о территориальном планировании города Москвы;
    - основные показатели территориального планирования города Москвы;
    - карты М 1:25000 и схемы М 1:50000 территориального планирования города Москвы.
    Генеральный план устанавливает:
    - мероприятия и показатели территориального планирования с указание очередности их реализации;
    - зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения;
    - функциональные зоны, их назначение и параметры их планируемого развития;
    - зоны развития, территории реорганизации и территории сохранения сложившейся планировки и застройки;
    Кроме того, Генеральный план указывает ранее установленные границы зон с особыми условиями использования территории и содержит предложения по изменению указанных зон в предусмотренном законодательством порядке.
    В части охраны окружающей среды и здоровья человека Генеральный план предусматривает проведение комплекса мероприятий охватывающих территорию более 28 тыс.га .
    Результатом их реализации является:
    - сокращение площади санитарно-защитных зон в городе почти на 10 тыс.га, а значит высвобождение этих территорий для развития, в т.ч. - общего пользования;
    - очистка 2,5 тыс.га загрязненных почв и рекультивацию погребенных свалок;
    - 100% очистка поверхностного стока со всех застроенных территорий;
    - уменьшение общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 25%.
    В части развития природных и озелененных территорий предусматривается:
    - завершение формирования запланированной действующим Генеральным планом системы особо охраняемых природных территорий города, для чего нужно придать охранный статус еще 5 тыс.га ранее запланированных территорий;
    - повышение качества озеленения и эффективности рекреационного использования существующих озелененных территорий и формирование 1,5 тыс.га новых озелененных территорий общего пользования, в т.ч. в реорганизуемых производственных зонах;
    - сохранение непрерывности природных ландшафтов Москвы и Московской области на границе города.
    В части обеспечения сохранности объектов культурного наследия и исторической среды города основными направлениями деятельности является обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия и развитие системы зон охраны объектов культурного наследия с установлением особых режимов и регламентов градостроительной деятельности в таких зонах.
    Особое внимание в Генеральном плане уделено строительству объектов социальной инфраструктуры и развитию территорий общественных центров и общественных зон города.
    Из 105 млн.кв.м возможных объемов общественного строительства, 68 млн.кв.м запланировано для строительства объектов, обеспечивающих социальные гарантии в части образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, бытового обслуживания. Показатели строительства установлены для каждого района города.
    Мероприятия Генерального плана в части развития жилых территорий и размещения объектов жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий всех установленных категорий нуждающихся и последовательное "омоложение" жилищного фонда города.
    В целях улучшения жилищных условий и реализации федеральных и городских программ до 2025 года планируется предоставить на социальные нужды не менее 47 млн.кв.м жилой площади.
    Реализация запланированных мероприятий и возможных объемов строительства позволит увеличить жилищную обеспеченность москвичей в 1,3 раза, сократить долю амортизированного фонда в составе жилой застройки до 10% и сформировать жилые образования, включающие весь комплекс необходимых социальных объектов и озелененных территорий.
    Развитие производственных территорий и размещение производственной застройки предусматривает:
    - сохранение производственного использования на территории до 15 тыс.га, в т.ч. формирование промышленных зон на территории до 7,5 тыс.га и зон коммунального и специального назначения на прочей части производственных территорий;
    - высвобождение порядка 4,5 тыс.га существующих территорий производственной застройки для размещения жилищного и общественного строительства и озелененных территорий общего пользования.
    Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает как мероприятия по комплексному развитию всех видов пассажирского и грузового транспорта, так и мероприятия по развитию улично-дорожной сети города.
    Однако, как приоритетное направление, Генеральный план рассматривает, в первую очередь, развитие скоростного внеуличного общественного транспорта, в том числе, и существующей системы метрополитена, и новых видов транспорта.
    В части развития улично-дорожной сети планируется:
    - завершение формирования радиально-кольцевой структуры магистралей, в т.ч: строительство 4-го транспортного кольца, двух новых хордовых направлений (Южной и Северной рокад), строительство и реконструкция дублеров основных радиальных направлений;
    - взаимосвязанное развитие магистралей Москвы и автомобильных дорог Московской области;
    - формирование новых транспортных магистралей над железными дорогами и в подземном пространстве.
    Обеспечение надежности работы инженерной инфраструктуры города связано:
    - с последовательным снижением хозяйственного водопотребления и созданием резервного артезианского источника питьевого водоснабжения;
    - с увеличение производства тепловой и электрической энергии и децентрализацией источников энергоснабжения;
    - с повышением эффективности систем энергопередачи и высвобождением территорий, занятых воздушными линиями электропередач;
    - с развитием систем информатики и связи.
    Отдельным разделом в проекте актуализированного Генерального плана приведены мероприятия, связанные с выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации.
    Каждый из перечисленных видов мероприятий описан в текстовой части, а зоны их проведения отражены на соответствующих схемах проекта. Весь комплекс запланированных в Генеральном плане мероприятий отражается на двух схемах: открывающей и завершающей картографические материалы проекта.
    Первая - схема функциональных зон города. Она устанавливает не только границы и назначение (перспективное использование) частей территории города, но и параметры их планируемого развития. В их числе:
    - виды формируемых территорий общего пользования и планировочных образований (жилые районы, микрорайоны, общественные и производственные зоны);
    - допустимый в зонах баланс участков различного функционального назначения;
    - предельные объемы застройки территорий.
    Установленное в проекте Генерального плана функциональное зонирование позволяет прогнозировать увеличение доли благоустроенных незастроенных территорий в городе с 41 до 52-53%, в т.ч. озелененных территорий до 31%, увеличение доли участков общественной и жилой и сокращение производственной застройки.
    Вторая схема - схема территорий реорганизации и зон развития, предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы.
    Московское законодательство предусматривает разделение всей территории города на две части: территории реорганизации, на которых проводится комплексная реконструкция сложившейся застройки, и зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившейся застройки.
    В зонах сохранения возможно только выборочное размещения нормативно необходимых объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и городских программ и, при этом, только на резервных участках, обоснованных проектами межевания.
    В проекте Генерального плана к территориям реорганизации отнесены территории, на которых уже ведется реализация проектов планировки, иной документации или планируется ее разработка. Остальные территории города входят в зону сохранения.
    Таким образом, утвержденный Законом города Москвы Генеральный план города регулирует возможность последующей разработки документации по планировке путем а) установления зон размещения (строительства, реконструкции) различных видов объектов и проведения иных мероприятий, б) указания первоочередных территорий разработки необходимой документации, в) установлением контрольных показателей развития.

    Проект правил землепользования и застройки города Москвы

    Правила землепользования и застройки, так же, как и Генеральный план, подлежащие утверждению Законом города Москвы, регулируют действия правообладателей земельных участков с принадлежащей им недвижимостью.
    Предусмотрена особая форма подготовки Правил - их готовит специально созданная межведомственная комиссия при правительстве Москвы. Такая комиссия была сформирована в 2008 году.
    Правила разрабатываются с учетом Генерального плана, утвержденной документации по планировке, установленных имущественных отношений и требований специального законодательства.
    В соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы Правила землепользования и застройки города Москвы содержат общую часть и территориальную часть.
    Общая часть Правил включает положения о регулировании землепользования и застройки, действующие применительно ко всей территории города Москвы.
    Территориальная часть Правил включает карты градостроительного зонирования территории города Москвы и градостроительные регламенты.
    Содержание градостроительных регла¬ментов частично изложено в текстовых материалах территориальной части и частично отображено на дополняющих текстовые материалы картах градострои¬тельного зонирования.
    Общая часть и текстовые материалы территориальной части Правил приведены в книге 1.
    Карты градостроительного зонирования территории города Москвы подготовлены отдельно для каждого административного округа города Москвы и приведены в соответствующих округам книгах 2-11. Каждая из названных книг включает 1 или 2 тома.
    На картах градостроительного зонирования отображены:
    1) установленные Правилами границы территориальных зон и подзон территориальных зон с указанием вида этой территориальной зоны;
    2) установленные в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы границы территорий, на которых градостроительная деятельность ограничена, в том числе утвержденные в установленном порядке:
    а) территории объектов культурного наследия;
    б) особо охраняемые природные территории;
    в) зоны с особыми условиями использования территорий.
    Границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территории, иных территорий, для которых установлены ограничения использования, и соответствующие ограничения использования устанавливаются и изменяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и города Москвы и по мере установления и изменения отображаются в составе Правил землепользования и застройки города Москвы.
    Градостроительные регламенты в городе Москве устанавливаются для всех типов территориальных зон за исключением:
     зон особо охраняемых природных территорий и участков природоохранного назначения;
     зон водных поверхностей;
     особой экономической зоны.
    В градостроительных регламентах для любого земельного участка территориальной зоны указываются:
    1) виды разрешенного использования земельных участков и виды разрешенного использования объектов капитального строительства, в том числе:
    а) основные виды разрешенного использования;
    б) условно разрешенные виды использования;
    в) вспомогательные виды разрешенного использования;
    2) соответствующие подзонам территориальных зон или территориальным зонам, для которых подзоны не установлены, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, требуемые отступы от границ земельных участков зданий, сооружений, (максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
    3) соответствующие видам зон с особыми условиями использования территории ограничения использования установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
    В градостроительных регламентах:
    1) в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, которые правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, выбирают самостоятельно без дополнительных разрешений;
    2) в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, для применения которых требуется разрешение правительства;
    3) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, которые могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным видам и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка.
    Действие градостроительных регламентов распространяется на все расположенные в границах территориальных зон и подзон территориальных зон земельные участки за исключением земельных участков:
    1) в границах территорий памятников и ансамблей, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия;
    2) в границах территорий общего пользования;
    3) в границах территорий линейных объектов.
    Градостроительный регламент в части и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливает:
     максимальную суммарную поэтажную площадь наземной и надземной части застройки во внешних габаритах ограждающих конструкций, приходящуюся на один гектар территории (плотность застройки) земельного участка (тыс. м2/га);
     максимальную высоту застройки (в метрах);
     максимальную долю площади земельного участка во внешних габаритах цокольной части зданий и наземных сооружений (застроенность земельного участка в %).

    Требования градостроительного регламента в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства действуют лишь в той степени, в которой не противоречат ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным в зонах с особыми условиями использования территории.
    В числе зон с особыми условиями использования территории в городе Москве установлены:
    1) зоны с особыми природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями, в т.ч.:
    а) водоохранные зоны, прибрежные защитные и береговые полосы,
    б) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
    в) санитарно-защитные зоны производственных объектов и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры;
    2) зоны охраны объектов культурного наследия, в т.ч.:
    а) охранные зоны объектов культурного наследия,
    б) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности,
    в) зоны охраняемого природного ландшафта;
    3) технические (охранные) зоны объектов инженерной инфраструктуры, в т.ч.:
    а) технические (охранные) зоны подземных инженерных коммуникаций,
    б) технические (охранные) зоны воздушных линий электропередач;
    4) технические (охранные) зоны объектов транспортной инфраструктуры, в т.ч. технические и охранные зоны метрополитена.
    В числе иных территорий, границы которых и (или) соответствующие ограничения использования установлены в соответствии с законодательством города Москвы, в городе Москве установлены:
    а) заповедные территории;
    б) границы зоны строгого регулирования застройки;
    в) зоны охраняемого культурного слоя;
    г) природные и озелененные территории общего и ограниченного пользования и озелененные территории в составе земельных участков специального назначения;
    д) особо охраняемые природные территории города Москвы.
    Утверждение Правил землепользования и застройки законом города Москвы обеспечивает "прозрачность" и легитимность требований к использованию земельных участков.
    Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.