Информация для участников публичных слушаний по Генплану Москвы на период до 2025
1 августа 2009 г.
1 534 просмотра
12 августа состоятся собрания участников публичных слушаний по проекту актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года и проекту Правил землепользования и застройки города Москвы. Цель проведения публичных слушаний - сбор замечаний и предложений к проектам представленных документов. Для того, что бы сделать такие предложения необходимо представлять себе определенные законодательством особенности этих документов. Требования к назначению, составу и содержанию Генерального плана и Правил землепользования и застройки установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом города Москвы. Законодательством разделены полномочия представительной и исполнительной власти при осуществлении градостроительной документации. Утверждение Генерального плана - документа территориального планирования, и Правил землепользования и застройки - документа градостроительного зонирования, отнесено к полномочиям органов представительной власти. Оба проекта утверждаются законами города Москвы в составе всех текстовых и картографических материалов, представленных на публичные слушания. Цель принятия этих законов - регулирование действий правительства Москвы и правообладателей земельных участков при планировке и застройке территории. К полномочиям правительства Москвы отнесены подготовка и утверждение (в течение трех месяцев после принятия Генерального плана) плана реализации Генерального плана, территориальных и отраслевых схем, и самого конкретного, и самого массового вида документации градостроительного проектирования - проектов планировки, проектов межевания, градостроительных планов земельных участков. В составе проектов планировки устанавливаются границы территорий общего пользования и территории размещения объектов капитального строительства и проведения иных мероприятий, за планирование которых отвечает правительство Москвы. В проектах межевания устанавливаются границы земельных участков существующих и планируемых зданий, границы резервных (не используемых или освобождаемых) земельных участков, а так же те публичные обременения по использованию земельных участков, которые должны быть установлены одновременно с предоставлением имущественных прав на землю. В градостроительных планах земельных участков, предоставленных или планируемых для предоставления юридическим и физическим лицам, указываются установленные Правилами землепользования и застройки виды, параметры и ограничения их разрешенного использования. Все перечисленные виды документации, до их утверждения правительством Москвы, подлежит представлению на публичные слушания. Как цепочка перечисленных публичных действий правительства Москвы, предусмотренная новым федеральным и московским градостроительным законодательством и приводящая к формированию территорий общего пользования и размещению объектов капитального строительства, регулируется Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки? Какие требования установлены к составу и содержанию этих документов?
Проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года
В Генеральном плане устанавливаются те мероприятия (и зоны их проведения), которые органы власти планируют выполнить для развития города. К ним относятся: - размещение объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищного фонда, предоставляемого установленным категориям нуждающихся, прочих объектов федеральных и городских программ; - развитие территорий общего пользования: улично-дорожной сети, скверов, бульваров, садов, парков; - мероприятия, связанные с обеспечением физической безопасности городской среды и сохранением объектов культурного и природного наследия: улучшением экологического состояния окружающей среды и охраной природных территорий, заменой аварийного жилого и нежилого фонда, регулированием использования исторических и природных территорий. Процедура актуализации предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы. Она означает корректировку действующего Генерального плана на основании анализа хода его реализации. При этом расчетный срок Генплана продлевается на период, прошедший с начала реализации. Действующий Генеральный план был принят в 1999 году. Ежегодно правительство Москвы рассматривало ход реализации Генплана. Работы по актуализации Генерального плана были начаты в 2005 году. К этому времени завершился срок реализации первоочередных мероприятий действующего Генерального плана и вступил в силу новый Градостроительный кодекс Российской Федерации. Подготовленные обосновывающие материалы проекта актуализированного Генерального плана были предварительно представлены на государственную экспертизу и общественное обсуждение в период с ноября 2007 года по февраль 2008 года. Проект актуализированного Генерального плана, который вынесен на публичные слушания, доработан и с учетом полученных замечаний, и с учетом требований Градостроительного кодекса города Москвы, принятого в 2008 году. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Градостроительного кодекса города Москвы проект Генерального плана подготовлен в составе текстовых и картографических материалов, включающих: - положения о территориальном планировании города Москвы; - основные показатели территориального планирования города Москвы; - карты М 1:25000 и схемы М 1:50000 территориального планирования города Москвы. Генеральный план устанавливает: - мероприятия и показатели территориального планирования с указание очередности их реализации; - зоны планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального значения; - функциональные зоны, их назначение и параметры их планируемого развития; - зоны развития, территории реорганизации и территории сохранения сложившейся планировки и застройки; Кроме того, Генеральный план указывает ранее установленные границы зон с особыми условиями использования территории и содержит предложения по изменению указанных зон в предусмотренном законодательством порядке. В части охраны окружающей среды и здоровья человека Генеральный план предусматривает проведение комплекса мероприятий охватывающих территорию более 28 тыс.га . Результатом их реализации является: - сокращение площади санитарно-защитных зон в городе почти на 10 тыс.га, а значит высвобождение этих территорий для развития, в т.ч. - общего пользования; - очистка 2,5 тыс.га загрязненных почв и рекультивацию погребенных свалок; - 100% очистка поверхностного стока со всех застроенных территорий; - уменьшение общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 25%. В части развития природных и озелененных территорий предусматривается: - завершение формирования запланированной действующим Генеральным планом системы особо охраняемых природных территорий города, для чего нужно придать охранный статус еще 5 тыс.га ранее запланированных территорий; - повышение качества озеленения и эффективности рекреационного использования существующих озелененных территорий и формирование 1,5 тыс.га новых озелененных территорий общего пользования, в т.ч. в реорганизуемых производственных зонах; - сохранение непрерывности природных ландшафтов Москвы и Московской области на границе города. В части обеспечения сохранности объектов культурного наследия и исторической среды города основными направлениями деятельности является обеспечение физической сохранности объектов культурного наследия и развитие системы зон охраны объектов культурного наследия с установлением особых режимов и регламентов градостроительной деятельности в таких зонах. Особое внимание в Генеральном плане уделено строительству объектов социальной инфраструктуры и развитию территорий общественных центров и общественных зон города. Из 105 млн.кв.м возможных объемов общественного строительства, 68 млн.кв.м запланировано для строительства объектов, обеспечивающих социальные гарантии в части образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, бытового обслуживания. Показатели строительства установлены для каждого района города. Мероприятия Генерального плана в части развития жилых территорий и размещения объектов жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий всех установленных категорий нуждающихся и последовательное "омоложение" жилищного фонда города. В целях улучшения жилищных условий и реализации федеральных и городских программ до 2025 года планируется предоставить на социальные нужды не менее 47 млн.кв.м жилой площади. Реализация запланированных мероприятий и возможных объемов строительства позволит увеличить жилищную обеспеченность москвичей в 1,3 раза, сократить долю амортизированного фонда в составе жилой застройки до 10% и сформировать жилые образования, включающие весь комплекс необходимых социальных объектов и озелененных территорий. Развитие производственных территорий и размещение производственной застройки предусматривает: - сохранение производственного использования на территории до 15 тыс.га, в т.ч. формирование промышленных зон на территории до 7,5 тыс.га и зон коммунального и специального назначения на прочей части производственных территорий; - высвобождение порядка 4,5 тыс.га существующих территорий производственной застройки для размещения жилищного и общественного строительства и озелененных территорий общего пользования. Развитие транспортной инфраструктуры города предусматривает как мероприятия по комплексному развитию всех видов пассажирского и грузового транспорта, так и мероприятия по развитию улично-дорожной сети города. Однако, как приоритетное направление, Генеральный план рассматривает, в первую очередь, развитие скоростного внеуличного общественного транспорта, в том числе, и существующей системы метрополитена, и новых видов транспорта. В части развития улично-дорожной сети планируется: - завершение формирования радиально-кольцевой структуры магистралей, в т.ч: строительство 4-го транспортного кольца, двух новых хордовых направлений (Южной и Северной рокад), строительство и реконструкция дублеров основных радиальных направлений; - взаимосвязанное развитие магистралей Москвы и автомобильных дорог Московской области; - формирование новых транспортных магистралей над железными дорогами и в подземном пространстве. Обеспечение надежности работы инженерной инфраструктуры города связано: - с последовательным снижением хозяйственного водопотребления и созданием резервного артезианского источника питьевого водоснабжения; - с увеличение производства тепловой и электрической энергии и децентрализацией источников энергоснабжения; - с повышением эффективности систем энергопередачи и высвобождением территорий, занятых воздушными линиями электропередач; - с развитием систем информатики и связи. Отдельным разделом в проекте актуализированного Генерального плана приведены мероприятия, связанные с выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации. Каждый из перечисленных видов мероприятий описан в текстовой части, а зоны их проведения отражены на соответствующих схемах проекта. Весь комплекс запланированных в Генеральном плане мероприятий отражается на двух схемах: открывающей и завершающей картографические материалы проекта. Первая - схема функциональных зон города. Она устанавливает не только границы и назначение (перспективное использование) частей территории города, но и параметры их планируемого развития. В их числе: - виды формируемых территорий общего пользования и планировочных образований (жилые районы, микрорайоны, общественные и производственные зоны); - допустимый в зонах баланс участков различного функционального назначения; - предельные объемы застройки территорий. Установленное в проекте Генерального плана функциональное зонирование позволяет прогнозировать увеличение доли благоустроенных незастроенных территорий в городе с 41 до 52-53%, в т.ч. озелененных территорий до 31%, увеличение доли участков общественной и жилой и сокращение производственной застройки. Вторая схема - схема территорий реорганизации и зон развития, предусмотрена Градостроительным кодексом города Москвы. Московское законодательство предусматривает разделение всей территории города на две части: территории реорганизации, на которых проводится комплексная реконструкция сложившейся застройки, и зоны сохранения и комплексного благоустройства сложившейся застройки. В зонах сохранения возможно только выборочное размещения нормативно необходимых объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и городских программ и, при этом, только на резервных участках, обоснованных проектами межевания. В проекте Генерального плана к территориям реорганизации отнесены территории, на которых уже ведется реализация проектов планировки, иной документации или планируется ее разработка. Остальные территории города входят в зону сохранения. Таким образом, утвержденный Законом города Москвы Генеральный план города регулирует возможность последующей разработки документации по планировке путем а) установления зон размещения (строительства, реконструкции) различных видов объектов и проведения иных мероприятий, б) указания первоочередных территорий разработки необходимой документации, в) установлением контрольных показателей развития.
Проект правил землепользования и застройки города Москвы
Правила землепользования и застройки, так же, как и Генеральный план, подлежащие утверждению Законом города Москвы, регулируют действия правообладателей земельных участков с принадлежащей им недвижимостью. Предусмотрена особая форма подготовки Правил - их готовит специально созданная межведомственная комиссия при правительстве Москвы. Такая комиссия была сформирована в 2008 году. Правила разрабатываются с учетом Генерального плана, утвержденной документации по планировке, установленных имущественных отношений и требований специального законодательства. В соответствии с Градостроительным кодексом города Москвы Правила землепользования и застройки города Москвы содержат общую часть и территориальную часть. Общая часть Правил включает положения о регулировании землепользования и застройки, действующие применительно ко всей территории города Москвы. Территориальная часть Правил включает карты градостроительного зонирования территории города Москвы и градостроительные регламенты. Содержание градостроительных регла¬ментов частично изложено в текстовых материалах территориальной части и частично отображено на дополняющих текстовые материалы картах градострои¬тельного зонирования. Общая часть и текстовые материалы территориальной части Правил приведены в книге 1. Карты градостроительного зонирования территории города Москвы подготовлены отдельно для каждого административного округа города Москвы и приведены в соответствующих округам книгах 2-11. Каждая из названных книг включает 1 или 2 тома. На картах градостроительного зонирования отображены: 1) установленные Правилами границы территориальных зон и подзон территориальных зон с указанием вида этой территориальной зоны; 2) установленные в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы границы территорий, на которых градостроительная деятельность ограничена, в том числе утвержденные в установленном порядке: а) территории объектов культурного наследия; б) особо охраняемые природные территории; в) зоны с особыми условиями использования территорий. Границы территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территории, иных территорий, для которых установлены ограничения использования, и соответствующие ограничения использования устанавливаются и изменяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и города Москвы и по мере установления и изменения отображаются в составе Правил землепользования и застройки города Москвы. Градостроительные регламенты в городе Москве устанавливаются для всех типов территориальных зон за исключением: зон особо охраняемых природных территорий и участков природоохранного назначения; зон водных поверхностей; особой экономической зоны. В градостроительных регламентах для любого земельного участка территориальной зоны указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и виды разрешенного использования объектов капитального строительства, в том числе: а) основные виды разрешенного использования; б) условно разрешенные виды использования; в) вспомогательные виды разрешенного использования; 2) соответствующие подзонам территориальных зон или территориальным зонам, для которых подзоны не установлены, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, требуемые отступы от границ земельных участков зданий, сооружений, (максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) соответствующие видам зон с особыми условиями использования территории ограничения использования установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. В градостроительных регламентах: 1) в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, которые правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, выбирают самостоятельно без дополнительных разрешений; 2) в качестве условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, для применения которых требуется разрешение правительства; 3) в качестве вспомогательных видов разрешенного использования объектов капитального строительства указаны те виды разрешенного использования, которые могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным видам и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка. Действие градостроительных регламентов распространяется на все расположенные в границах территориальных зон и подзон территориальных зон земельные участки за исключением земельных участков: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия; 2) в границах территорий общего пользования; 3) в границах территорий линейных объектов. Градостроительный регламент в части и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливает: максимальную суммарную поэтажную площадь наземной и надземной части застройки во внешних габаритах ограждающих конструкций, приходящуюся на один гектар территории (плотность застройки) земельного участка (тыс. м2/га); максимальную высоту застройки (в метрах); максимальную долю площади земельного участка во внешних габаритах цокольной части зданий и наземных сооружений (застроенность земельного участка в %).
Требования градостроительного регламента в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства действуют лишь в той степени, в которой не противоречат ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным в зонах с особыми условиями использования территории. В числе зон с особыми условиями использования территории в городе Москве установлены: 1) зоны с особыми природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями, в т.ч.: а) водоохранные зоны, прибрежные защитные и береговые полосы, б) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в) санитарно-защитные зоны производственных объектов и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры; 2) зоны охраны объектов культурного наследия, в т.ч.: а) охранные зоны объектов культурного наследия, б) зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в) зоны охраняемого природного ландшафта; 3) технические (охранные) зоны объектов инженерной инфраструктуры, в т.ч.: а) технические (охранные) зоны подземных инженерных коммуникаций, б) технические (охранные) зоны воздушных линий электропередач; 4) технические (охранные) зоны объектов транспортной инфраструктуры, в т.ч. технические и охранные зоны метрополитена. В числе иных территорий, границы которых и (или) соответствующие ограничения использования установлены в соответствии с законодательством города Москвы, в городе Москве установлены: а) заповедные территории; б) границы зоны строгого регулирования застройки; в) зоны охраняемого культурного слоя; г) природные и озелененные территории общего и ограниченного пользования и озелененные территории в составе земельных участков специального назначения; д) особо охраняемые природные территории города Москвы. Утверждение Правил землепользования и застройки законом города Москвы обеспечивает "прозрачность" и легитимность требований к использованию земельных участков. Городская комиссия по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы