• Кузнецов Михаил Васильевич, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор

    Михаил Васильевич Кузнецов родился 25 октября (7 ноября) 1913 г. в деревне Агарино Каширского уезда Тульской губернии (ныне не существует, территория Серпуховского района Московской области) в семье рабочего. Русский.

    • 1921 г. - семья переехала в Москву.
    • 1930 г. - окончил школу 2-й ступени (7 классов).
    • В 1930—1932 годах работал электромонтёром на кожевенном заводе.
    • 1932-1933 гг. - сотрудник завода "Мосэлектрик" /с 1931 г. завода "Мосэлектрик" им. С. Орджоникидзе/ (Замоскворечье, Б. Татарская ул., д. 35), секретарь комитета комсомола завода.
    • Вёл комсомольскую работу в Замоскворецком районе г. Москвы: заместитель председателя районного бюро юных пионеров, секретарь комсомольского комитета ФЗУ имени С. Орджоникидзе и секретарь комитета комсомола завода имени С. Орджоникидзе.
    • В 1932 г. - в 19 лет! - вступил в ВКП(б).
    • 1933 г. - по партийной мобилизации был направлен в Ейскую военную авиационную школу морских летчиков
    • 1933-1934 гг. - курсант Ейской военной авиационной школы морских летчиков.
    • С 1934 г. - служил в частях истребительной авиации Красной Армии.
    • Сентябрь 1939 г. - участник Польского похода РККА.
    • 1939-1940 гг. - участник советско-финляндской войны. Старший лейтенант, помощник командира эскадрильи.
    • Боевой эпизод: "12.03.1940 г. тройка 15-го иап: командир полка майор В.Л.Бобрик, капитан Шавров и ст. лейтенант М.В.Кузнецов вылетела на розыск совершивших вынужденную посадку летчиков 38-го иап Боброва и Ромашкова, которые находились на льду Финского залива в 30 километрах юго-западнее Хельсинки. Два боевых товарища оказались на льду. Бобров посадил раненного Ромашкова на парашют и тащил его по льду. Силы его иссякли, но он не бросил товарища, протащив его 18 километров по направлению к своему берегу, приблизился к незамерзающей части Финского залива. Там они были обнаружены вылетевшей группой. Майор Бобрик быстро принял решение. Он искусно посадил свою машину на лед, за ним сел капитан Шавров. Ст. лейтенант Кузнецов находился в воздухе на случай внезапного нападения противника.Раненного Ромашкова взял в свой самолет Бобрик, а к Шаврову сел майор Бобров. Перегруженные самолеты с трудом оторвались от неровного льда. Летчики благополучно приземлились на своем аэродроме."
    • С июня 1941г. - участник Великой Отечественной войны.
    • Первые боевые вылеты комэск 15-го истребительного авиационного полка капитан Кузнецов выполнил под Ленинградом в июле 1941 г. на МиГ-3. Вскоре он одержал здесь свою первую победу, сбив ведущего группы Ме-109. Уничтожение лидеров групп неприятельских самолетов стало его кредом. Кузнецов стремился в первую очередь обезглавить боевые порядки противника. Непродолжительное время был штурманом авиационного полка.
    • В мае 1942 г. - майор Кузнецов назначен командиром 814-го истребительного авиационного полка на Юго - Западном фронте, воевал в небе над Украиной, где лично сбил 12 самолетов противника.
    • 24 августа 1943 г. полк был удостоен гвардейского звания и стал 106-м гвардейским истребительным авиационным полком.
    • Боевой эпизод: "Лето 1943 г. Однажды Кузнецов вылетел во главе шестёрки "Яковлевых" на свободную охоту за Северский Донец. На фоне багрового заката лётчики заметили большую группу немецких бомбардировщиков, которые шли под прикрытием "Мессеров". Кузнецов сразу же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сбить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а затем разделаться с бомбардировщиками. Немецкие истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. "Яки" с ходу врезались в уже дрогнувший строй врага. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем 3 бомбардировщика. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего неприятельской группы и меткой очередью сбил её. По одному самолёту уничтожили в этом бою лётчики Н. Химушин и Г. Артемченко."
    • К августу 1943 г. - майор Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолетов противника и 6 в группе.
    • 8 сентября 1943 г. - Указом Президиума Верховного Совета СССР "за героизм и отвагу, проявленные в воздушных боях, и умелое командование полком" присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (фактически за 17 сбитых самолетов).
    • Прошел через Польшу и Чехословакию до Берлина.
    • К 9 мая 1945 г. совершил 345 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя, сбил лично 22 и в группе - 6 самолетов противника. Гвардии полковник. Командир 106-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса, 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
    • 24 июня 1945 г. - участник Парада Победы в Москве.
    • 27 июня 1945 г. - награжден второй медалью "Золотая Звезда" "за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство боевыми действиями и воспитание высококлассных лётчиков-истребителей".
    • После войны продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах.
    • 1951 г. - окончил Военно-воздушную академию.
    • 1951-1957 гг. - первый начальник 57-го военного авиационного училища летчиков ВВС (впоследствии - Черниговское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков имени Ленинского Комсомола).
    • Служил заместителем Командующего ВВС Киевского и Московского военных округов по тылу.
    • 1974 г. - уволен в запас.
    • Жил в городе Бердянске Запорожской области Украины.
    • Умер 15 декабря 1989 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

    До войны жил в Замоскворечье по адресу: Озерковская наб., д. 44, кв. 20

    Член ВКП(б) - КПСС с 1932 г.

    Генерал-майор авиации (1959).

    Государственные награды:

    • Золотая Звезда Героя Советского Союза (№ 1714)
    • Золотая Звезда Героя Советского Союза (№ 82)
    • орден Ленина,
    • 4 (!) ордена Красного Знамени,
    • орден Богдана Хмельницкого II ст.,
    • орден Отечественной войны I ст.,
    • орден Трудового Красного Знамени,
    • 2 ордена Красной Звезды,
    • медали

    Память:

    • Имя Кузнецова присвоено школе в г. Пущино.
    • Бронзовый бюст Кузнецова был установлен на его родине в деревне Агарино, в 1975 г. после сноса деревни перенесён в город Пущино Московской области.

    Цитата от Кузнецова (обращение к читателям газеты "Искра" Московского радиозавода): "Дорогие товарищи! Желаю вам самого хорошего в жизни. Помните своих старших товарищей, воспитывайтесь на при­мерах героической жизни воинов Великой Отечественной войны, будьте лучшими среди лучших и еще помните: "Не тот живет больше, кто живет дольше! "

    Летчик Николай Беспалов о Кузнецове: "Что мне запомнилось как самый страшный эпизод войны? 22 февраля 1945-го сели мы в Германии на знаменитом аэродроме Шпратау. И там командир полка Михаил Васильевич Кузнецов (впоследствии дважды Герой Советского Союза) собрал шестёрку, чтобы поохотиться, "пошакалить", как мы говорили. У нас был боевой командир, летающий. Есть командиры, которые руководят, а этот летающий. Если начиналась операция, первым вылетал командир полка, Михаил Васильевич Кузнецов, с четверочкой. Первый вылет, посмотреть, что и как. Он летал очень часто. У него было 32 сбитых самолета! Себе в пару он взял Лешу Пенизя, да ещё наше звено: Забырин, Звонарев Костя, Симакин и я. Взлетели мы, вышли на линию фронта, и вдруг наземная рация передает Кузнецову: "Идет 20 самолётов "Фокивульф-190" бомбить переправу". А тогда же как раз была Берлинская операция, командующим фронтом был Конев. Сцепились мы с этой группой разогнали их, семь сбили. Как происходил сам бой? Так не расскажешь, это надо там участвовать. Мы шли выше и встретили их перед линией фронта. Заметив нас, они сразу бомбы сбросили на свою территорию. И начался бой. Ох, как мы тогда крутились, вертелись. Получилось, что "фоккер" как раз передо мной делал разворот - он мне брюхо подставил, мишень! Может быть, немец не сообразил, что делает, там же такая свалка была, что всё перед глазами крутилось. Я как дал по нему! Вот это мой единственный лично сбитый. Конечно, я не видел, как он падает - там не до того было. Когда прилетели, у командира была огромная дырка в хвосте, у меня в плоскости дырка. Такой бой не забудешь. Мы тогда сели, доложили обо всём, обменялись мнениями, приходим на КП. А там нас уже поздравляют. Недоумеваем: "С чем? " - "С орденом Красного Знамени". Вот, какая была оперативность командующего фронтом. Нам сразу всем ордена дали за тот бой. Но напряжение там было громадное, их же двадцать, нас шесть. Командиру вообще удивительно повезло, что у него оказалось не пробито рулевое управление. Мы тогда, как сели, все мокрые были. Более напряжённого дня у меня не было за всю войну."

    Библиография:

    • Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973
    • Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
    • Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. Т. 1 - М.: Воениздат, 1987
    • Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
    • Ильин Н.Г. В боях за чистое небо. - М.: Патриот, 2002

    Кузнецов в "Вестнике Замоскворечья":

    • "Книга памяти. Кузнецов Михаил Васильевич" - № 22/2007

    На фото:

    • 1942-43 гг.
    • 1970-е гг. (?)
    • бюст в г. Пущино Московской области

    Замоскворечане – Герои Советского Союза - zamos.ru/dossier/company/22826

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.