• Иконы Божией Матери. Утоли моя печали (Православные беседы №1/2010)

    Иконы Божией Матери. Утоли моя печали (Православные беседы №1/2010)

    Икона Утоли иоя печали Екатеринбург

    Чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Утоли моя печали", прославилась в Замоскворечье, в храме святителя Николая в Пупышах. К сожалению, икона не сохранилась, храм тоже не уцелел, но особо чтимый список с этого образа, отмеченный многими чудесами, является главной святыней другого замоскворецкого храма - во имя святителя Николая в Кузнецах.

    На иконе Богородица изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернутый свиток. Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалех и скорбях.

    "Утоли моя печали"... Откуда повелось это удивительное, по-детски трогательное название?

    Очень часто имена икон, прославленных в последние три столетия, происходят из каких-то молитвенных текстов.

    Для этой иконы самое близкое соответствие находят в следующей Богородичной стихире: "Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от лица земли. Ты бо человеком болезни отгоняеши, грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево". И действительно, очень многие списки иконы имеют на себе подпись "Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни", или же "Утоли болезни и печали". Но все-таки в такой форме название далеко от первоначального. На самых старых списках надпись иная - "Утолимыя Пресвятыя Богородицы". Именно так называли икону в XVIII веке. А на одной гравюре того времени, изображающей нашу икону, ее название поясняется так: "Образ Пресвятыя Богородицы Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца человеческия".

    "Утолимая" означает "утоляющая", укрощающая. И, стало быть, Богородицу просили утолить не только печали и болезни, но и людское жестокосердие. Этому значению как нельзя лучше соответствует надпись на иконе из церкви свт. Николы в Пупышах. Мы читаем ее на свитке, который держит в руках Младенец-Христос: "Суд праведен судите, и милости и щедроты творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата своего не вспоминайте".

    На всех других известных списках иконы эта надпись или сокращена, или вообще изменена. Она представляет собой малоизвестное место Священного писания - начало третьей главы книги пророка Захарии, причем извлеченное из текста Острожской Библии. В Елизаветинской Библии, изданной в середине XVIII века и официально принятой в синодальной церкви, это место читается по-другому, - ясное доказательство того, что икона из церкви свт. Николы в Пупышах списана с более древнего образа. Надо отметить, что эти слова пророка Захарии вошли в книгу церковных поучений - Пролог. С них начинается помещенное на 5 сентября "Слово пророка Захарии к немилостивым князем". Возможно, из поучения эти слова и стали известны древнему иконописцу. И тогда смысл названия иконы раскрывается еще более: "Утолимая" - утоляющая жестокость "немилостивых князей", гордых завоевателей. В нем будто выразилась боль и мольба Малой и Белой Руси, в XVII веке горько страдавших от непрестанных насилий и грабежей - польских, московских, казацких, татарских...

    Известен и другой вариант этого названия: "Утоли печали" или "Утолимыя печали". Нетрудно догадаться, что именно из последней формы этого названия произошло позднейшее - "Утоли моя печали".

    Эта икона встречается, как говорят иконописцы, в нескольких "изводах". Божия Матерь представлена обращенной то в правую, то в левую сторону с несколько отличающимися положениями руки. Младенец-Спаситель то как бы сидит, то почти лежит у Нее на коленях или в колыбели, но самой колыбели не видно, и Он кажется парящим в воздухе. Свиток в руках младенца - непременная деталь иконы, но на разных иконах на нем читаем разные надписи. В чем же причина таких различий? И какая из этого множества икон была прославлена как чудотворная?

    Первая известная с XVII века икона "Утоли моя печали" находилась в белорусском городе Шклове в церкви Воскресения Христова. В старину здесь был женский монастырь, и предания о происхождении этой иконы, вероятно, хранились среди инокинь. Слава иконы простиралась далеко за пределы Могилевщины. В XVIII - начале XIX века издавались даже печатные листы с ее изображением. Но впоследствии небольшой Шкловский монастырь пришел в упадок, обезлюдел и в 1840 году был обращен в приходскую церковь. Местные жители по-прежнему почитали икону Богородицы, но не знали ее истории.

    В 1650-е годы в Москве появились списки со шкловского образа Богоматери "Утоли моя печали". Обычно в старых книгах, описывающих прославленные Богородичные иконы, говорится, что икону в Москву принесли некие казаки то ли в 1640 году, то ли, как считают другие, "в царствование АлексеяМихайловича".

    Логичнее относить перенесение иконы к 1654-55 году. Русско-польская война. В сентябре 1654 года Шклов был взят войсками АлексеяМихайловича. В качестве трофеев казаки вывозили из города редкие для Великороссии иконы. Такие иконы, как и другие святыни, с особенным тщанием собирала и царская семья. И, наверное, не случайно самая древняя из дошедших до нас московских икон Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали" принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев второй половины XVII века. Она находилась в церкви св. Тихона Амафунтского на Арбатской площади - близ слободы, где жили эти мастера. Сейчас ее можно видеть в церкви Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в Филипповском переулке. Как пишут авторы прошлого века, эта икона была издавна известна всей Москве и привлекала к себе обремененных житейскими скорбями. Ее считали самым точным и древнейшим списком с подлинной чудотворной иконы, находящейся в Воскресенском монастыре города Шклова.

    Однако особенное, всероссийское прославление получил другой список иконы, замоскворецкий. С XVII века образ находился в церкви свт. Николы на Пупышах, принесенный казаками. По какой-то причине эту икону убрали на колокольню.

    Она была надолго забыта, пока некоторый чудесный случай не послужил ее новому открытию. Вдалеке от Москвы жила одна знатная женщина. В самых ранних записях предания ее называют боярыней. В течение многих лет ее тело было парализовано. Никаких надежд на врачебную помощь больная уже не питала; у нее оставалась только молитва к Богу и Заступнице всех скорбящих - Пресвятой Богородице Марии. Доведенная болезнью до полного изнеможения, она уже не надеялась поправиться. Различные медицинские средства не приносили ей желанного исцеления. Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела неизвестную ей икону Божией Матери и услышала от нее голос: "Вели везти себя в Москву. Там в Пупышове, в церкви святителя Николая, есть образ "Утоли моя печали", молись перед ним и получишь исцеление".

    Пробудившись, боярыня смогла вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей следовало ехать. Но когда ее привезли в храм свтятителя Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нем не оказалось. Насилу вспомнили, что ветхие образа уже давным-давно убраны на колокольню. Священник велел принести их. И вот, с лика Богоматери еще не успели отереть пыль, как больная громко воскликнула: "Она!" - и стала креститься рукою, которой лишь минуту назад не могла пошевелить. А после совершенного перед иконой молебна женщина впервые за долгие годы встала на ноги.

    Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869 года, когда был впервые напечатан в "Московских епархиальных ведомостях". В этой первой публикации чудесное явление иконы отнесено ко второй половине XVIII века, выходит, что икону убрали на колокольню всего лишь через 20-30 лет после того, как ее пожаловали в церковь.

    В 1760 г. в церкви был устроен специальный придел во имя этой чудотворной иконы и учреждено ежегодное празднование 25 января. Многие полагают, что в этот день совершилось чудо исцеления боярыни. Но "История Московского епархиального управления" Розанова подсказывает другую причину выбора этого дня. В 1760 году воскресный день, выбранный московским митрополитом Тимофеем для освящения придела, приходился на 25 января. День освящения храма и остался днем его престольного праздника, а впоследствии стал восприниматься как день празднования самой иконе. В 1930 е годы, после закрытия храма, образ был перенесен в другую замоскворецкую церковь, также Никольскую, на углу Новокузнецкой улицы и Вишняковского переулка, где он находится и по сей день. При первом же взгляде на эту икону приходится усомниться в том, что именно она могла быть принесена в Москву в середине XVII века. Знатоки иконописи уверенно относят ее создание не к XVII веку, а ко второй половине XVIII. Уже в наше время, в статье об иконе, напечатанной в "Журнале Московской Патриархии", священник Александр Куликов предполагал, что сохранившаяся доныне икона "Утоли моя печали" есть копия с первоначальной чудотворной иконы. Она была написана специально для новопостроенного придела.

    Почему был написан новый список? Из-за ветхости старого? Это маловероятно. Зная отношение русских людей к чудотворным и явленным иконам, с этим трудно согласиться. Ветхую, но прославленную чудотворную икону могли поновить письмом, облечь в ризу, поместить в киот, но, во всяком случае, не стали бы сознательно заменять.

    Возможно, что на иконе рука Богородицы была сложена в двоеперстное знамение. А с конца XVII века власти усердно боролись со старыми, написанными до никоновской реформы, иконами. В 1758 году вышел указ Синода, назначавший специальные комиссии для осмотра икон во всех храмах и монастырях. "Неискусно написанные", то есть, изображающие двуперстное сложение иконы было велено изымать, "поставив на их место другие, вновь искусною работою написанные".

    В любом случае с иконы сделали список, который поставили в приделе Никольского храма в Пупышах. В этом храме хранились письменные свидетельства о многочисленных чудотворениях, по молитвам Божией Матери от Ее чудотворного образа. Особенно много чудес произошло во время чумы 1771 года. Позднее эти свидетельства были уничтожены огнем во время пожара.

    Чтимые списки с иконы Божией Матери, именуемой "Утоли моя печали", находятся во многих храмах Москвы (и других городов), это московские храмы святого Иоанна Крестителя, что на Покровке, святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, преподобного Сергия, что на Рогожской, уже упоминаемый Воскресения Словущего в Филипповском переулке, Спаса Преображения на Болвановке (Замоскворечье) и т. д.

    В 2001 году в Марьине был построен очень красивый храм иконы "Утоли моя печали".

    Что же касается нашего Николо-Кузнецкого храма, то здесь праздник иконы, 7 февраля, всегда отмечается очень торжественно. Этот праздник особо важен для прихожан и для преподавателей и студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, у учащихся существует традиция: перед началом занятий заходить в храм, чтобы поклониться чудотворному образу.

    В этом году совпали празднование иконе Божией Матери "Утоли моя печали" и память новомучеников и исповедников Российских, в деле прославления которых активное участие принимает Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

    Икона Утоли иоя печали Замоскворечье

    А закончить рассказ об этой иконе хочется словами Патриарха Алексия II, сказанными им в свое последнее посещение Николо-Кузнецкого храма, в 2007 году, на праздничном богослужении:

    "Сегодня Церковь празднует день чтимого образа Царицы Небесной "Утоли моя печали". И если спросить у каждого из нас, были ли у нас какие-либо скорби и печали, то все ответят утвердительно. Но, прибегая к Богородице и молясь Ей перед Ее иконой, мы неизменно получаем утоление, облегчение наших печалей и жизненных трудностей. У Нее мы просим, чтобы Она помогала нам не только разрешать те или иные личные проблемы, но и терпеливо нести скорби, нести свой жизненный крест, уповая на милость Господню и заступление Богоматери. Не бывает креста выше человеческих сил, но в несении каждым своего жизненного креста, в печалях, среди всевозможных невзгод мы всегда имеем благодатную помощницу и молитвенницу в лице Божией Матери. К Ней на протяжении веков прибегают православные христиане со своими страданиями и печалями, и Она никогда не оставляет никого без Своей благодатной поддержки и руководства".

    Галина Семёнова

    На фото 1 (вверху) - икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя моя печали", конец XIX - начало XX вв., храм Всех святых, г. Екатеринбург

    На фото 2 - икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя моя печали", 2-я половина XVIII в., храм свт. Николая в Кузнецах

    На фото 3. -

    Храм свт Николая в Пупышах

    Храм свт. Николая в Пупышах стоял на Пупышевской набережной, ныне - Космодамианская наб., вл. 40-42. 17 сентября 1932 г. храм был закрыт, началась его разборка. Но в обезглавленном и полуразрушенном храме было размещено общежитие работников конного транспорта. После постройки современного дома № 40/42 храмовое здание оказалось во дворе дома и было окончательно разобрано в 1969-1970 гг.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.