• Красота подземная. Памятники архитектуры земли Замоскворецкой

    Жители Замоскворечья, спускающиеся в подземку каждое утро, настолько привыкли видеть богато и красиво оформленные станции метро, что даже не обращают внимания на произведения монументального искусства, которые можно здесь увидеть. Из семи станций столичной подземки, находящихся в Замоскворечье, четыре были построены во времена правления Иосифа Сталина. Это станции: Новокузнецкая, Павелецкая-радиальная, Павелецкая-кольцевая и Добрынинская. Именно они являются самыми яркими в районе и заслуженно носят статус памятника архитектуры. Конечно, метро несколько изменилось с тех времен, когда юный Никита Михалков в роли задорного паренька-метростроителя бегал вверх - вниз по эскалаторам, напевая всем известную песенку. В ходе работы над книгой "Сталинское метро" я попытался установить, как выглядели первые станции московского метро при открытии и каков идеологический смысл каждой из них. О том, что удалось узнать о замоскворецких станциях, хотелось бы рассказать в этой статье.

    Серпух_вестибюль

    Московский метрополитен до 1960-х годов строился так называемыми "очередями" - участками, содержащими сразу несколько станций. В дальнейшем этот термин почему-то перестанет употребляться. Метро в Замоскворечье пришло лишь в рамках Третьей очереди, когда был сооружен Замоскворецкий радиус, ведущий от Площади Свердлова (ныне Театральная) до завода имени Сталина, с 1956 года - имени Лихачёва. На данном радиусе сооружалось три станции: Новокузнецкая, Павелецкая, Завод имени Сталина (с 1956 г. - Автозаводская).

    Павелец_кол_Медальон

    Строительство этой очереди началось еще в 1938 году, но было остановлено в июне 1941 года из-за начавшейся войны. К этому времени уже были сооружены тоннели, а недостроенные станции часто служили бомбоубежищем для замоскворечан во время бомбежек. Строительство метро возобновилось в середине 1942 года. Самой первой построенной во время войны станцией стала Завод имени Сталина, т. к. она была мелкого заложения и требовала гораздо меньше усилий. Открытие состоялось 1 января 1943 года. Строительство Новокузнецкой и Павелецкой затягивалось, поезда метрополитена проезжали их без остановки. Так продолжалось до 20 ноября 1943 года, когда они были, наконец, открыты.

    Серпух_утраченный_1

    Станция Павелецкая, была выстроена не такой, как предполагалось в проекте архитекторов В. А. и А. А. Весниных, выигравших конкурс. По их задумке станция должна была быть похожа на Маяковскую - колонной, глубокого заложения. На своде Веснины также хотели поместить мозаики, но без использования куполов, чтобы не затруднять их обзор. Для выполнения 14 восьмигранных плафонов архитекторы обратились к художнику А. А. Дейнеке (автору мозаик Маяковской). Тема мозаик называлась "Донбасс - всесоюзная кочегарка", она выбрана по причине того, что Павелецкий вокзал связывает столицу с Донецком, а саму Павелецкую Веснины предлагали назвать Донбасской.

    Дейнека сделал эскизы еще до войны, поэтому они отразили мирную жизнь строящейся социалистической страны. Набор мозаик происходил уже в блокадном Ленинграде, в мастерской В. А. Фролова - известного художника-мозаиста, еще в начале ХХ века он оформлял множество храмов Петербурга, включая уникальное внутреннее убранство церкви Воскресения Христова - Спаса на Крови. Фролов, голодая, из последних сил откалывал смальту и выкладывал мозаики. В конце 1941 года работа была завершена, мозаики отправлены в Москву по "Дороге Жизни" с невероятными усилиями, а В.Фролов вскоре скончался от голода и был похоронен в братской могиле профессоров Академии Художеств.

    Павелец_рад_старая

    На одном из заводских дворов Москвы Дейнека заливал основания для восьмигранных мозаик. Из-за регулярных бомбежек администрация завода приказала срочно убрать мозаики со двора, т. к. они могли привлечь внимание авиации золотым отражением. Залитые в цемент плафоны были опущены краном в ямы для временного хранения.

    А конструкции, предназначенные для Павелецкой, попали на оккупированную территорию. Проект станции пришлось срочно менять и делать ее без центрального зала - двухсводчатой (проект А. Н. Душкина и Н. С. Князева). Мозаики становились ненужными. И. Г. Таранов, архитектор Новокузнецкой, узнав об этом, решил установить мозаики на своей станции. Из-за относительно небольшой длины центрального зала Новокузнецкой на своде удалось разместить 7 восьмигранных мозаик и еще одну - "Парад физкультурников" установили в наземном вестибюле. Остальные мозаики так и остались лежать в земле, и их дальнейшая судьба неизвестна. На утраченных мозаиках были изображены композиции: "Танец", "Футбол", "Заводы".

    Серпух_Сталин

    В результате станция Павелецкая получилась лондонского типа: пассажир после эскалатора попадает в небольшой зал, из которого существует пара проходов на платформы. Это, конечно, была мера вынужденная и временная, но открывать бедную на архитектуру станцию всё равно не позволялось. Станцию украсили: черный цоколь, скамьи из красного дерева, стены вдоль платформ украсили барельефами на военную тему "Связь фронта и тыла" (скульптор И. С. Ефимов). На барельефах были изображены: девушка, делающая ручные гранаты, рабочий у станка, моряк около торпедного аппарата, танкист, летчик и др.

    Авторами наземного вестибюля также являются Душкин с Князевым. В настоящее время фасадная часть здания вестибюля расположена внутри Павелецкого вокзала. Наземный вестибюль - это мощное серое здание с четырьмя широкими пилястрами. Три пролета между пилястрами, покрытыми туфом использовались как вход и выход, а средний пролет - под большую мемориальную доску из полированного красного гранита. Внутри вестибюль имел полукруглую стену с небольшими подковообразными окошками. По бокам от эскалаторов располагались небольшие торшеры. Свод вестибюля был украшен плафоном: произведение художника В. Ф. Бордиченко на историческую тему, посвященную славе русского оружия. В центре потолка была изображена красноармейская звезда, а по круглой стене силуэты пехотинцев, кавалеристов, моряков, танки, пушки. Рядом в медальонах расположены воины и оружие Отечественной войны 1812 года. Плафон был также интересен своим оптическим эффектом: если на него смотреть с пола вестибюля, он казался абсолютно плоским, но если пассажир смотрел на него с поднимающегося эскалатора - появлялся эффект "купола", объема. Эта иллюзия пропадала лишь на верхних ступенях эскалатора. Стена за эскалатором украшена мраморной мозаикой по эскизам того же художника В. Ф. Бордиченко. Тема "Фанфарный салют народу и его вождю И. Сталину".

    Новокуз_картуш_мое фото

    Вскоре после окончания войны, в 1948 году на станции началась реконструкция, которую вели, не прекращая работы станции. Был утвержден проект, несколько повторяющий первый, очень близкий к Маяковской (с увеличенной высотой) и без мозаичных панно в плафонах - они уже заняли свое место на Новокузнецкой. Авторами архитектурного проекта стали С. В. Лященко и Е. С. Демченко. При реконструкции начало станции (юг) не трогали - через него проходили люди, а стали прорубать средний зал, одновременно сооружая эскалаторный ход с круглым аванзалом в северной части. Эскалатор вел в вестибюль кольцевой линии, что соединило две станции.

    21 февраля 1953 года открылась обновленная северная часть станции, включающая в себя аванзал и несколько пар колонн. Аванзал перед новым эскалатором венчал купол, обрамленный венками, бронзовым жгутом. Источники света спрятаны в кессонах свода станции и за картушами с изображением серпа и молота, расположенными между арок. Работы продолжались - реконструировалась центральная часть станции, и велось строительство перехода, который открылся 30 июля 1955 года и стал самым длинным в московском метро!

    Новокуз_барельеф_в наземном_мое фото ч-б

    Между лестницами перехода в центре станции установили постамент, возле которого оборудованы скамейки. На постаменте в дальнейшем должна была появиться скульптурная группа, но планы не сбылись… Окончательно реконструкция станции завершилась в 1959 году, но южная пилонная часть так и осталась в своем первоначальном виде.

    В начале 1960-х годов с мраморной мозаики наземного вестибюля был удален барельеф со Сталиным. В 1980-х годах началась реконструкция Павелецкого вокзала, предусматривающая его расширение, что затрагивало и наземный вестибюль Павелецкой, который было решено "накрыть" новым зданием вокзала. В результате, от вестибюля была оставлена лишь фронтальная стена с мраморной мозаикой на внутренней стороне.

    Серпух_мозаика_Сталин

    В 1987 году на станции загорелся вагон, что привело к пожару и повреждению отделки в старой части Павелецкой. Станции потребовалась срочная реконструкция. Были сооружены современные светильники, поэтому сегодня "старая" часть выглядит несколько современнее "новой".

    Таким образом, в ходе реконструкций были утрачены все росписи интерьера наземного вестибюля, барельефы старой станции.

    Станция Новокузнецкая. Наземный вестибюль был сооружен на месте, занимаемом ранее храмом св. Параскевы Пятницы. Церковь была снесена в 1934 году - на этом месте планировалась прокладка замоскворецкой части Бульварного кольца. Вестибюль станции выполнен круглым в плане, с небольшим куполом, по проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и И. Е. Рожина. Вход и выход пассажиров осуществляется по окружности вестибюля. Свод эскалаторного зала украшает мозаика по эскизу художника А. А. Дейнеки "Парад физкультурников". Над проходами расположены медальоны с изображением рельефных фигур. Они олицетворяют собой архитектуру, живопись, скульптуру, науку и технику. Автор рельефов Г. И. Мотовилов.

    Подземная часть станции насыщена оформлением. Изначально Новокузнецкая должна была быть посвящена реконструкции Москвы по Генплану 1935 года, но война внесла коррективы. Темой стала преемственность русских воинов и Красной армии. Этому послужила известная речь И. Сталина 7 ноября 1941 года о вдохновении мужественными образами наших великих предков: Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Именно эти полководцы будут отображены на барельефах в перронных залах станции.

    Центральный зал Новокузнецкой обращает на себя внимание роскошным лепным сводом, рисунок которого был заимствован авторами станции И. Г. Тарановым и Н. А. Быковой из древнего Рима. Таким орнаментом была оформлена гробница Валериев. Мистическая тема была несколько адаптирована добавлением советской символики. Главное украшение свода это шесть мозаичных плафонов Дейнеки с изображением мирной жизни Донбасса. Изначально мозаик было семь, но один, ближайший к эскалаторам, был утрачен в конце 1950-х годов при сооружении гермозатвора. Вот как описывает его художник А. В. Виннер: "Три шахтера, возвращающиеся с работы в шахте. Фигуры шахтеров даны на фоне пепельно-сиреневого неба и шахтных вышек с развевающимися на них алыми флагами. Автор дает фигуры в виде фронтального шествия, направляющихся от зрителя".

    Новокуз_новый_торец_мое фото

    Свод у основания центрального зала оформлен лепным фризом на тему сражений в Великой Отечественной войне (скульптор С. Л. Рабинович). На пилонах размещены картуши, прославляющие города-Герои. Картуши с названием Сталинград не подвергались редактированию и были единственным местом в метро, где упоминалась фамилия Сталина после кампании по борьбе с культом его личности.

    Торец центрального зала был оформлен огромным панно, выполненным из мраморной мозаики по эскизам художника Б. В. Покровского на тему "Фронт и тыл страны Советов в дни войны". Стоит отметить, что это одна из первых советских флорентийских мозаик. На ней изображен народ на фоне Москвы и знамен с изображением профиля Сталина. В 1960-х Сталина заменили Лениным. В 1970 году центральный зал станции удлинили - новые проходы с пилонами заметно отличаются от старых: упрощенные, без украшений в стиле первоначальной Новокузнецкой. Панно было перенесено на площадку перехода.

    В 1944 году было начато строительство Четвертой очереди метро. Она включала в себя строительство Кольцевой линии и глубокого Арбатского радиуса. Станции периода четвертой очереди характерны своей помпезностью: огромные просторные вестибюли, похожие на Триумфальные арки, дворцовые люстры и торшеры в интерьерах, монументальные работы, посвященные Победе. Первый участок этой очереди, от Парка Культуры до Курской, был открыт 1 января 1950 года. Среди шести станций две были построены на территории нашего района: Серпуховская (ныне Добрынинская) и Павелецкая-кольцевая.

    сталин

    Серпуховская получила свое название по названию площади, на которую выходит наземный вестибюль. Серпуховская площадь, которая стала так называться по названию ворот Земляного города, стоявших на этом месте, была переименована в 1918 году в Советскую, затем в Карла Либкнехта, а в 1922 году (?) - в Добрынинскую - в честь токаря телеграфно-телефонного завода Петра Добрынина, погибшего в 1917 году при захвате власти в Москве большевиками.

    Архитектор станции - Л. Н. Павлов. Как он сам отзывался в своих воспоминаниях - эту станцию он построил под впечатлением от архитектуры храма Покрова на Нерли во Владимире. Темой оформления станции стала дружба союзных республик. Здание вестибюля выполнено в "победном" стиле - два больших арочных проема, напоминающих триумфальную арку, за которой расположена входная лоджия. Вестибюль очень просторный, потолок украшен массивными люстрами с изображением рубиновых звезд. Рисунок люстр - звезда в круге - несколько напоминает оккультный. По обе стороны эскалаторов стоят огромные торшеры - самые большие в московском метро. Заднюю стену вестибюля украшают три мозаичных панно огромного размера, составляющие триптих (художники - Г. О. Рублев, Б. В. Иорданский). Мозаики были установлены к 1 мая 1951 года. На панно изображены военный парад и парад спортсменов на Красной площади. Военные несут знамя с изображением В. Ленина и И. Сталина в профиль, эту часть панно позже заменят изображением знака "Гвардия", причем цвет его фона будет отличаться от общего цвета панно. Спортсмены на другой мозаике ранее несли портрет со Сталиным, изображенным в фас. В середине 1960-х годов "лик вождя" заменят изображением Юрия Гагарина. Получился исторический казус: станция открыта в 1950-м году, до полета человека в космос оставалось 11 лет. Центральное панно занимает портрет В. Ленина на фоне 16-ти гербов советских республик. В том же 1951 году, около центрального панно с Лениным была установлена скульптура "Сталин за трибуной" из гипса, скульптор Д. П. Шварц. Подземный зал станции встречает пассажира уже знакомыми ему порталами. Пилоны станции также украшены глухими перспективными порталами с небольшими барельефами в центре на тему труда советского народа. Автор барельефов (12 штук) - скульптор Е. А. Янсон-Манизер. Интересно, что изначально барельефов было 16 - по числу республик СССР. На них изображены типичные представители народов в характерной для себя обстановке: рыбак, охотник, крестьянка, садовод, сборщик винограда, пастух, доярка и т. д. На некоторых изображениях имеется автограф автора. 4 рельефа были демонтированы в конце 1950-х при сооружении гермозатвора. Торец центрального зала украшал барельеф с изображением профиля Сталина на фоне победных знамен, ниже которых располагался герб СССР со строчками из гимна. Торец как бы объединял в себе все 16 композиций. Автор данного барельефа также Янсон-Манизер. В ходе окончательной десталинизации, проходившей после 1961 года, барельеф был снят, а в 1967-м торец украсило мозаичное панно "Утро космической эры" (художник - С. А. Павловский), изображающее женщину с малышом, тянущимся к звездам. В 1961 году название станции привели в соответствие с наименованием площади, станция стала называться Добрынинской, а в 1967 году у вестибюля поставили бюст П. Добрынина работы скульптора Г. Д. Распопова.

    Серпух_утраченный_2

    Павелецкая Кольцевой линии была построена по проекту архитекторов Н. Я. Колли и И. Н. Кастель, являющимися также авторами здания с наземным вестибюлем станции. Архитектура подземной части станции величественна, основательна. Мощные пилоны обработаны по углам трехчетвертными колоннами. Колонны высечены из цельных кусков мрамора, сверху украшены богатыми капителями. Проемы между пилонами перекрыты куполами, которые ранее подсвечивались. Подсветка придавала куполам легкость, расширяя пространство станции. Поверхность пилонов инкрустирована красным мрамором. Средний и боковые залы освещаются мощными бронзовыми люстрами с необычным силуэтом. Вентиляционные решетки на пилонах сделаны из мрамора с большим количеством прорезей в виде сложного рисунка. Эти прорези с окружностями, инкрустация пилонов стрелками и кругами делают станцию оригинальной и запоминающейся. Средний зал завершался торцом с медальоном с профилями В. Ленина и И. Сталина (автор М. Г. Манизер), подсвеченный двумя бронзовыми бра с обеих сторон. Этот рельеф был перевезен сюда со станции Площадь Революции, где в 1947 году был открыт второй выход. В начале 1960-х этот медальон был снят вместе с бра, а на его месте установили большое мозаичное панно с изображением рабочего и колхозницы под гербом СССР. Панно было создано по эскизу художника П. Д. Корина. Наземный вестибюль был сделан на первом этаже строящегося дома, который впоследствии занял Метрогипротранс. Центр вестибюля представляет собой круглый зал, перекрытый куполом, его центр имеет углубление синего цвета, которое подсвечивалось и создавало ощущение неба над ним. Фриз под куполом украшен смальтовым панно работы художника И. М. Рабиновича. Панно появилось только в начале 1951 года. Тема этой мозаики - "Сталинский план преобразования природы", известная в конце 1940-х программа по изменению климата страны. На ней изображены гирлянды 4 видов: хлеба, плоды, цветы, овощи. За гирляндами видны леса, сады, реки. На одном фоне изображен возрожденный Сталинград с новыми зданиями и большим монументом И. Сталина. Здесь Сталина оставили - он не сильно заметен, не резал глаз. Гирлянды разделяются знаменами из яшмы. В середине этих знамен изначально размещались небольшие бронзовые профили И. Сталина, затем их заменили металлическими пятиконечными звездами. На знаменах выложены слова "Гимна о лесах", посвященного плану преобразования природы, каждое знамя - одна строка. Если сложить все вместе, то получится:

    В леса, сады мы обрядим Отчизну,

    Мы на пустыни двинемся войной,

    Конец навечно засухе положим,

    Изменится лицо земли родной!

    Над фризом расположен карниз, сквозь который ранее производилась подсветка мозаики. Без подсветки мозаика стала темной, малозаметной. В простенках зала имеются ниши, в которых установлены крупные торшеры. Над эскалатором крепилась люстра, такая же, как в подземной части станции. Стены вестибюля вокруг эскалаторного спуска были украшены бронзовыми бра, они же висели на простенках подходных залов. Позже на стене над эскалаторным спуском на Кольцевую линию был установлен большой медальон с изображением Красной площади с мавзолеем, собором Василия Блаженного, памятника Минину и Пожарскому, красным флагом над ними, на флаге до 1961 года располагался профиль Сталина. Изображение площади расположено на фоне знамен с лентами, на которых начертаны названия городов, между которыми должны были быть созданы государственные защитные лесные полосы по плану преобразования природы. В начале 1960-х название Сталинград было изменено на Волгоград. Между лент изображено изобилие плодов, которое должна принести реализация этого плана.

    Новокуз_Невский_мое фото ч-б

    Александр Зиновьев

    От редакции. На 4 странице газеты в очередном выпуске викторины "Краеведческая рулетка" - вопрос об одной из "сталинских" станций метро. Победителя ждут призы!

    На фото:

    - вестибюль станции "Добрынинская",

    образец советского классицизма;

    - утраченные:

    - медальон на "Павелецкой-кольцевой",

    - барельеф на "Добрынинской",

    - барельеф на "Павелецкой-радиальной",

    - памятник И. Сталину в вестибюле "Добрынинской";

    - картуш и барельеф на "Новокузнецкой"

    Мозаика на "Добрынинской".Сталина здесь заменили на... Гагарина

    Торец станции "Новокузнецкая". Ленин занял чужое место

    Утраченный барельеф на "Добрынинской"

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.