• Павелецкий вокзал для двоих


    Павелецкая площадь давно не радует глаз замоскворецких жителей, равно как и прочих москвичей и гостей столицы. Затянувшаяся стройка испортила в этом месте городской пейзаж. Однако в скором времени здесь будет на что полюбоваться - на нераскопанном пространстве перед зданием вокзала установят постамент со скульптурой "Вокзал для двоих".

    Каким будет монумент, зависит от москвичей. Компания ОАО "РЖД" объявила конкурс среди молодых скульпторов, главными судьями в котором будут простые горожане. Кто удостоится главного приза - получит почетное право на установку своей работы - покажет народное голосование.

    Тема любви была выбрана организатором конкурса не случайно. Вокзал - это место, где в нашей жизни происходят главные встречи и расставания, за 175 лет своего существования железные дороги были связующим звеном для многих сердец.

    География участников конкурса - несколько городов России. Лидер по количеству работ, естественно, Москва. Макеты также прислали скульпторы из Владикавказа, Хибиногорска, Казани, Екатеринбурга. В основном это студенты академий художеств России. Но есть среди конкурсантов и опытные мастера. Возраст участников согласно положению не должен превышать 35 лет. Но это не единственное ограничение. Будущее изваяние должно не просто соответствовать тематике "Вокзал для двоих", но и вписываться в архитектурный ансамбль Павелецкого вокзала. Кроме того, скульптура должна быть выполнена из антивандальных материалов.

    Большинство из работ получились довольно традиционными. Однако есть и нестандартные решения. Например, два граненых шестиметровых стакана в алюминиевых подстаканниках — непременный атрибут поездов. Еще один необычный проект - современная скульптурная мультимедиа композиция, состоящая из двух крупных форм, повторяющих очертания мужского и женского профилей, обращенных друг к другу. Но все ж таки кажется, что общая архитектурная ситуация и фасад Павелецкого вокзала диктуют более классический и реалистический вариант. Заслуживают внимания две скульптуры "Юноша с девушкой". Одна из них изображает лирические мечты влюбленных в ожидании путешествия, другая - о любви с первого взгляда, об одной случайной встрече, которая может изменить всю жизнь. Обе композиции "интерактивные" - зрители могут присесть на скамейку рядом с персонажами, сфотографироваться и помечтать вместе с ними.

    Хороши и "Влюбленные под зонтиком". В летнее время зонтик может служить фонтаном, а включенные в композицию фонари с цветным стеклом создадут приятное настроение в вечернее время.

    Словом, выбирать есть из чего.

    Проголосовать за понравившуюся вам работу вы можете до 1 мая на сайте ОАО "РЖД". Тем самым вы не только поддержите автора, но и внесете вклад в архитектурный ансамбль столичного вокзала.

    Скульптура-победитель будет изготовлена уже в конце этого года за счет средств ОАО "РЖД". Макеты остальных работ, присланные для участия, разместят в галерее на Рижском вокзале.

    Галина Семёнова

    Комментарий:

    Вверху: "Юноша с девушкой". Автор Зверьков Иван, 31 год, Москва. Лирические мечты влюбленных в ожидании путешествия. На скамейке - юноша и девушка с розой.

    Еще работы:


    "Влюбленные под зонтиком" Зверьков Иван, 31 год, Москва. В летнее время зонтик может служить фонтаном, а включенные в композицию фонари (с цветным стеклом) создадут приятное настроение в вечернее время. Струи воды, попав в цветное освещение, будут смотреться особенно эффектно, создавая светлое, радостное настроение у москвичей и гостей столицы.


    Кириллов Станислав, 34 года, Москва. Исходя из заданной темы, автор рассматривает вокзал не просто как фактическое место встречи людей, но и как пристанище для уставших путников, как возможность остановиться в середине пути, оглянуться назад, посмотреть вперед, увидеть того, кто рядом с тобой, соединиться двум одиноким сердцам. Именно поэтому центром композиции являются две фигуры - мужская и женская. Фигуры обрамлены лентой-дорогой. Внизу движение по этой дороге жизни, дороге переживаний, исканий, потерь и встреч задает поезд, символизирующий все то, что заставляет нас двигаться вперед. У этого поезда нет иного пути, кроме как выбранного самим человеком - машинистом своей судьбы. Несмотря ни на что, он стремится в будущее, не имея возможности вернуться назад, рельсы обязательно приведут его к нужному вокзалу. Так и герои композиции: каждый идет своим путем, но, закручиваясь и петляя, дороги приводят их в центр навстречу друг другу. Дорога всегда с ними, она часть их самих, и, давая встретиться их сердцам, она предлагает зрителю самому погрузиться в это путешествие и предположить, каким же будет финал.

    Щербаков Сергей, 33 года, Москва

    Авторский коллектив мастерской "Рукав", Москва. Корси Михаил, 33 года; Рзаев Ровшан, 27 лет; Гюлоян Анри, 19 лет. Авторы предлагают установить перед Павелецким вокзалом современную скульптурную композицию, состоящую из двух обращенных друг к другу чайных стаканов в подстаканниках в крупном масштабе. Высота стаканов предлагается около 6 метров, материал - бронза. Стаканы размещаются без постамента, непосредственно на мощении площади перед вокзалом, для того чтобы зрители могли свободно подходить к ним, браться за ручки стаканов и фотографироваться. Рядом со стаканами положена ложка и куски сахара, на которые можно присесть как на скамейку. На подстаканниках предлагается выполнить рельефные композиции, посвященные вокзалу и железным дорогам, истории железных дорог и т.д.

    Вокзал для двоих (светодиоды)

    Авторский коллектив мастерской "Рукав", Москва. Корси Михаил, 33 года; Асирян Маргарита, 19 лет; Кутьенкова Наталья, 19 лет; Гюлоян Анри, 19 лет. Авторы предлагают установить перед Павелецким вокзалом современную скульптурную мультимедиа композицию, состоящую из двух крупных форм, с фасада являющихся мужским и женским портретными силуэтами, обращенными друг к другу. Скульптуры предлагается выполнить из композитного, устойчивого к погодным условиям материала с внутренним металлическим каркасом. По всей площади поверхности формы должны быть размещены светодиоды, управляемые одним сервером. Такая технология позволит превратить эти два силуэта в яркие динамически сменяющиеся образы, переливающиеся разными цветами, отображающие разные узоры, которые можно стилистически привязывать к различным национальным мотивам народов России, что подчеркнет значимость вокзала для связи всех территорий нашей страны. Также можно отражать государственную и корпоративную символику, текущие календарные праздники и т.д. Фигуры расположены на площади перед вокзалом, непосредственно на мощении.

    Вокзал для двоих (Винюкова Надежда)

    Винюкова Надежда, 22 года, Москва.

    Скульптура в виде молодой пары, целующейся на пересекающихся рельсах. Памятник устанавливается прямо на мостовую. Лица скрыты за головными уборами для сохранения безликости, чтобы отразить принадлежность к каждому, т.е. любой человек может найти частицу себя в этом памятнике, почти у каждого была подобная ситуация в жизни. Две полосы рельс символизируют жизненные пути двух влюбленных, которые либо воссоединились после долгой разлуки, либо же, наоборот, расстаются на неопределенный срок, прощаясь поцелуем. Каждый человек найдет свое понимание этой сцены.

    Вокзал для двоих (Грибова Ольга)


    Грибова Ольга, 33 года, г. Видное, Московская область.

    Композиция "Вокзал для двоих" представляет собой две стилизованные под облик Павелецкого вокзала колонны, (более массивная, высокая по одну строну и хрупкая по другую), символизирующие мужчину и женщину. Отличительными символами являются шляпы, расположенные на вершинах колонн. Продольные полосы на колоннах - это символ одежды: платье у женской и брюки у мужской. К мужской колонне прилегает арка, концептуальная идея которой - объятия мужчины, встречающего женщину. Геометрические формы сопоставимы с арками Павелецкого вокзала и дополнительно объединяют данную композицию с архитектурой вокзальной площади.

    Колонны располагаются на круглом постаменте, геометрия которого символизирует круг поездки, путешествия, начинающегося проводами, расставанием и заканчивающимся долгожданной встречей. Верх площадки разделен на женскую зону (белую), в форме шлейфа от женского платья и мужскую зону (красную). Форма круга объединяет эти зоны в единое целое, символизируя неразрывную связь мужчины и женщины. Постамент наполовину опоясан железнодорожными путями, которые символизируют дорогу, уходящую вдаль, за горизонт. Визуализация этого обеспечивается закругленным изгибом конструкции (пути опоясывают круглый постамент и скрываются за ним) и подъемом, напоминающим уход к линии горизонта. Вся конструкция располагается на невысокой прямоугольной площадке, которая связывает прямоугольные и закругленные формы Павелецкого вокзала в единую архитектурно-художественную композицию. Композиция имеет дополнительные элементы в виде пандуса для возможности подняться людям с ограниченными возможностями на прямоугольную площадку и лестницей для подъема на круглый постамент. Эти элементы позволят различным людям максимально приблизиться к композиции и сделать памятные снимки или назначить встречу.
    Встреча

    "Встреча". Зверьков Иван, 31 год, Москва. Молодые люди, ищущие друг друга в толпе прохожих. Они, всматриваясь вдаль, подняли руки, чтобы не потеряться, скорее найти друг друга. Фигуры лишь чуть-чуть выше человеческого роста, расположены на расстоянии друг от друга примерно в 10 метрах, находятся среди людей, ищут друг друга в толпе встречающих и провожающих.

    Двое

    "Двое". Зверьков Иван, 31 год, Москва. С одной стороны, под фонарем, стоит молодая женщина с чемоданом и машет встречающим ее рукой. На фонаре же сидят два голубка, прижавшиеся друг к другу. С другой стороны ей навстречу бегут папа с дочкой. Папа машет рукой приехавшей жене, а маленькая девочка еле поспевает за ним, но с радостью бежит навстречу маме. Таким образом, в смысловом отношении композиция многогранна. Обыгрывая тему "Вокзала для двоих", создает светлое настроение. Её суть - самые простые, но и самые главные ценности: семья, в которой есть любовь, дети; где все друг друга любят, ждут и бегут навстречу, чтобы обнять, прижаться друг к другу, как голубки. То, что папа с дочкой бегут встречать приехавшую из командировки маму, а не наоборот, делает композицию не избитой, но современной. Фигуры лишь чуть-чуть выше человеческого роста, расположены на расстоянии друг от друга примерно в 10 метрах, находятся среди людей, ищут друг друга в толпе встречающих и провожающих.

    Девочка с собакой

    "Девочка с собакой".

    Зверьков Иван, 31 год, Москва.

    Девочка с собакой, ждущие прихода родителей. Можно расположить и внутри, в основном здании вокзала. Добрая, нежная сценка будет способствовать хорошему настроению пассажиров. Послужит хорошим ориентиром для места встречи.

    Дедушка с собачкой


    "Дедушка с собачкой".

    Зверьков Иван, 31 год, Москва.

    Задумчивая сценка вокзала для двоих очень близких друзей – хозяина и собачки. Предполагается, что включенный в композицию фонарь будет действующий.

    Вокзал для двоих. (Кирилишин Денис, Цораева Инна)


    Кирилишин Денис, 25 лет, Москва;

    Цораева Инна, 23 года, Москва.

    "Вокзал на двоих" - это место, где в любое время и при любом настроении тебе становится спокойно на душе и уютно.Человек случайно отстал от поезда и на вокзале встретил свою любовь... Мама провожает своего ребенка; юная студенческая пара делает не первую попытку попрощаться; пожилые люди, взявшись под руки беседуют в ожидании родных. Эти бесконечные проявления любви окружает умное, лиричное, человечное и очень светлое пространство, центральной фигурой которого является скульптурная композиция. Она состоит из двух стремящихся друг другу на встречу путей, выгнутых в форме сердца, с лавочкой у основания. Предполагается использовать мягкий металл для рельс и дерево для шпал. Знак сердца любим и понятен всем прибывающим и отбывающим пассажарам; он легко идентифицируется:

    - Где встретимся?

    - Да давай у сердца!

    Мы все играем свои "вокзальные" партии, но в каждой человеческой душе есть и смелая надежда на будущие встречи, и твердая вера в любимых, и мудрое терпение, и стремление к жизни и любви.

    Вокзал для двоих (Арт-группа АртеФакт)

    Арт-группа "АртеФакт", Москва:

    cкульптор Андрей Коробцов, 25 лет;

    архитектор Константин Фомин, 22 года;

    скульптор Ярослав Бородин, 26 лет. П

    роект памятника перед Павелецким вокзалом на тему "Вокзал для двоих" разрабатывался как самостоятельный проект, не привязанный к одноименной кинокартине. За основу была взята стилистика 50-60 годов двадцатого века. Это было сделано не случайно, так как ансамбль Павелецкой площади включает в себя здания сталинского ампира. Этот стиль и классичен и современен одновременно. Также хотелось изобразить высокие чувства двух влюбленных, а та эпоха как раз отличалась целомудрием и твердыми моральными устоями. Территория вокруг памятника оформлена газонами.
    Вокзал для двоих (Арт-группа АртеФакт)

    Арт-группа "АртеФакт", Москва: cкульптор Андрей Коробцов, 25 лет; архитектор Константин Фомин, 22 года;

    скульптор Ярослав Бородин, 26 лет.

    Представленная композиция - двухфигурная. Архитектурно решена на низком постаменте из гранита. Скульптура выполнена в несколько гротескной манере. Пространственное решение явилось основной задачей данной композиции. Цель этой работы - выразить чувства двух близких людей, встретивших друг друга после разлуки. Низкий постамент выбран не случайно, такое решение приближает скульптуру к людям. С двух сторон - две радиусные лавки, где горожане могут спокойно посидеть и отдохнуть. Постамент и лавочки планируется сделать из травертина. Цвет облицовочного камня выбран не случайно, так как он гармонично вписывается в архитектурную среду площади Павелецкого вокзала.
    Вокзал для двоих (Никитин Никита)

    Никитин Никита, 19 лет, Пенза. Общая архитектурная ситуация и фасад Павелецкого вокзала говорят нам о том, что скульптурная композиция должна быть выполнена в реалистической манере, отчасти в стиле "ретро". Вертикаль арки организует пространство площади и дает нам повтор арок на фасаде здания. Это обстоятельство отчасти связывает архитектонику памятника с архитектурой данного вокзала. Мужская фигура призвана олицетворять надежность и стабильность железных дорог России. Фигура девушки - это наши пассажиры. Это все мы, кто, зная надежность и комфорт, которые нас ждут в пути, с удовольствием пользуемся услугами железнодорожного транспорта. При условии, что размер и место памятника будут точно определены, я убежден, что он не только решит пространственные проблемы, но и, безусловно, украсит, организует и сделает более привлекательным данное место нашей столицы.

    Вокзал для двоих (Уткина Марина, Рахматуллин Кирилл, Кутьенкова Наталия)

    Уткина Марина, 29 лет; Рахматуллин Кирилл, 32 года; Кутьенкова Наталия, 19 лет, Москва. Проектом предлагается скульптура мужчины и женщины, сидящих в пальто на чемоданах. Фигуры расположены на площади перед вокзалом, непосредственно на мощении, что позволит зрителю близко рассмотреть композицию и сфотографироваться с ней.

    Вокзал для двоих (Успенская Дарья)

    Успенская Дарья, 34 года, Москва. Хорошо читаемый силуэт определяет первое впечатление от скульптуры, которая представляет собой две фигуры: юноша и девушка, присевшие на скамейку вокзала. Архитектурная часть композиции спроектирована таким образом, что скульптура не поднята на недосягаемую высоту, а находится на доступном для зрителя расстоянии, благодаря этому скульптурная группа не выглядит помпезно, внимание обращено, прежде всего, на эмоциональное содержание скульптурной композиции. Уникальность этой композиции еще и в том, что зритель может взаимодействовать со скульптурой, композиция "интерактивная" - зрители могут присесть на скамейку, обойти ее со всех сторон, сфотографироваться с персонажами, придумать свою историю…. Это композиция о возможности любви с первого взгляда, об одной случайной встрече, которая может изменить всю жизнь…

    Вокзал для двоих (Щербаков Сергей)

    Щербаков Сергей, 33 года, Москва

    Вокзал для двоих (Авторский коллектив мастерской Рукав)

    Авторский коллектив мастерской "Рукав": Москва. Корси Михаил, 33 года; Седов Иван, 29 лет; Седова Елена, 24 года. В основе представленной скульптурной композиции положен образ двух фигур – мужской и женской – кружащихся в танце. По замыслу авторов, композиция символизирует положительные эмоции при встрече на вокзале после разлуки - двое молодых людей в порыве радости танцуют, позабыв обо всем.

    Вокзал для двоих (Ушаков Михаил)

    Ушаков Михаил, 25 лет, Ростов-на-Дону. Люди, приезжающие на вокзал, в первую очередь встречаются с самим городом - Москвой, дружелюбной и гостеприимной, красивой и современной. Именно такой образ мы попытались раскрыть в этой композиции. Молодая девушка, с радостью встречающая каждого. После приезда в этот мегаполис у человека будет множество различных встреч, многие из которых могут оказаться судьбоносными. Но именно первая встреча с этим городом навсегда останется в памяти. В этой композиции затронута тема "Вокзал для двоих", как таинство встречи приезжего человека и этого огромного и красивого города - Москва.

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.