Представляем фоторепортаж Ольги Ануриной из Музея Московской железной дороги (Кожевническая ул., д. 2).
В советское время это был музей "Траурный поезд В. И. Ленина", прозванный в народе "Музей Одного Паровоза". Новое здание музея было построено в 1980 году, к 110-й годовщине со дня рождения В.Ленина, (архитекторы Леонид Павлов, Лидия Гончар). С 2012 года здесь начал работать Музей Московской железной дороги, соответственно, экспозиция расширилась: старые чертежи, форменная одежда разных времен, инструменты, макеты и действующие модели поездов, подшивка газеты "Гудок" за 1945 г., раскрытая на номере от 9 мая, и т. д.
А тот самый паровоз У127 считается "прОклятым". Он был выпущен Путиловским заводом в 1910 году. Работал на Рязано-Уральской и Ташкентской железных дорогах. В гражданскую был отбит красными под станцией Соль-Илецк. При этом был убит русский офицер высокого звания. В 1921 году паровоз пригнали на Павелецкий вокзал. Те, кто его пригнал, в пути заболели испанкой и умерли. Те, кто принимал паровоз, тоже умерли от испанки. У 127 поставили под забор. В нем поселились какие-то бродяги, и они умерли. Следующая партия бродяг - снова трупы. Кто-то из деповских в будку провоза полез, что-то открутить хотел - и стал очередной жертвой. Год после этого никто к паровозу не подходил. Но молодые комсомольцы, борясь с суевериями, в 1923 г. на субботнике его отремонтировали и покрасили в красный цвет, избрав при этом в качестве почетного машиниста В. И. Ульянова. Менее чем через 7 месяцев "почетный машинист" умер, и паровоз доставил вагон с телом со станции Герасимовская на Павелецкий вокзал. За паровозом закрепилась устойчивая дурная слава и прозвище "черная вдова". В конце 1920-х буквально с интервалом в неделю погибли два механика этого паровоза. Не боялся, а гордился правом ездить на красной "черной вдове" только один человек - машинист Матвей Лучин, но и он сгинул в недрах ГУЛАГа, как и прокатившийся однажды на У127 вместе с Лучиным нарком путей сообщения Ян Рудзутак. Последней каплей стало попадание в 1936 году молнии в паровоз: механик, находившийся в будке, ослеп. Никакими угрозами нельзя было никого заставить работать на паровозе. И стал он первым в стране паровозом-памятником. На этом злоключения не закончились. В 1941-м паровоз отправили в эвакуацию в Ульяновск. Бригада, сопровождавшая паровоз, после возвращения из этой поездки погибла в полном составе под бомбежкой. История паровоза после конца советской власти также драматична. Говорят, что владельца автосалона в павильоне "Траурный поезд" в лихие 1990-е настигла пуля киллера, такое же случилось и с его преемником. Во время строительства музея МЖД рабочие из Средней Азии потребовали, чтоб шайтан-машину оградили фанерным куполом, так как паровоз проклят и прикасаться к нему ни в коем случае нельзя...
И, напоследок, историческое фото