• Музей Московской железной дороги. Фоторепортаж Ольги Ануриной

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной

    Представляем фоторепортаж Ольги Ануриной из Музея Московской железной дороги (Кожевническая ул., д. 2).

    В советское время это был музей "Траурный поезд В. И. Ленина", прозванный в народе "Музей Одного Паровоза". Новое здание музея было построено в 1980 году, к 110-й годовщине со дня рождения В.Ленина, (архитекторы Леонид Павлов, Лидия Гончар). С 2012 года здесь начал работать Музей Московской железной дороги, соответственно, экспозиция расширилась: старые чертежи, форменная одежда разных времен, инструменты, макеты и действующие модели поездов, подшивка газеты "Гудок" за 1945 г., раскрытая на номере от 9 мая, и т. д.

    А тот самый паровоз У127 считается "прОклятым". Он был выпущен Путиловским заводом в 1910 году. Работал на Рязано-Уральской и Ташкентской железных дорогах. В гражданскую был отбит красными под станцией Соль-Илецк. При этом был убит русский офицер высокого звания. В 1921 году паровоз пригнали на Павелецкий вокзал. Те, кто его пригнал, в пути заболели испанкой и умерли. Те, кто принимал паровоз, тоже умерли от испанки. У 127 поставили под забор. В нем поселились какие-то бродяги, и они умерли. Следующая партия бродяг - снова трупы. Кто-то из деповских в будку провоза полез, что-то открутить хотел - и стал очередной жертвой. Год после этого никто к паровозу не подходил. Но молодые комсомольцы, борясь с суевериями, в 1923 г. на субботнике его отремонтировали и покрасили в красный цвет, избрав при этом в качестве почетного машиниста В. И. Ульянова. Менее чем через 7 месяцев "почетный машинист" умер, и паровоз доставил вагон с телом со станции Герасимовская на Павелецкий вокзал. За паровозом закрепилась устойчивая дурная слава и прозвище "черная вдова". В конце 1920-х буквально с интервалом в неделю погибли два механика этого паровоза. Не боялся, а гордился правом ездить на красной "черной вдове" только один человек - машинист Матвей Лучин, но и он сгинул в недрах ГУЛАГа, как и прокатившийся однажды на У127 вместе с Лучиным нарком путей сообщения Ян Рудзутак. Последней каплей стало попадание в 1936 году молнии в паровоз: механик, находившийся в будке, ослеп. Никакими угрозами нельзя было никого заставить работать на паровозе. И стал он первым в стране паровозом-памятником. На этом злоключения не закончились. В 1941-м паровоз отправили в эвакуацию в Ульяновск. Бригада, сопровождавшая паровоз, после возвращения из этой поездки погибла в полном составе под бомбежкой. История паровоза после конца советской власти также драматична. Говорят, что владельца автосалона в павильоне "Траурный поезд" в лихие 1990-е настигла пуля киллера, такое же случилось и с его преемником. Во время строительства музея МЖД рабочие из Средней Азии потребовали, чтоб шайтан-машину оградили фанерным куполом, так как паровоз проклят и прикасаться к нему ни в коем случае нельзя...

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной 1

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной 2
    2019.02.13 Голова работы скульптора Юрия Орехова. Фото Ольги Ануриной 3

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной 4

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (5)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (8)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (9)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (10)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (13)

    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (15)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (16)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (18)
    2019.02.13 Музей московской железной дороги Фото Ольги Ануриной (19)

    И, напоследок, историческое фото

    1984 Музей Паровоза. Прием в пионеры учеников школы 54 (1259). Фото Вячеслава Рунова (CC-BY-SA 3.0)




    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.