Маршрут "А" начал свою жизнь в 1911 году, ходил по всему Бульварному кольцу, и был реально кольцевым. Как это могло быть, если Бульварное кольцо разорвано? Всё просто: кольцо замкнули по набережным Москвы-реки. То есть трамвай шёл от Устьинского проезда по Москворецкой, Кремлёвской и Пречистенской набережным, далее по также по Лесному переулку (ныне - Соймоновскому проезду) к Пречистенскому (Гоголевскому) бульвару.
Кстати, почему маршрут получил наименование "А"? В те времена Бульварное кольцо именовалось также "кольцо А", в наше время этот термин утрачен.
Это был самый замечательный трамвайный маршрут города. Вот что пишет о нём Константин Паустовский, бывший кондуктор московского трамвая: "За открытыми окнами вагона линии "А" шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве - мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады Храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку..."
Движение трамваев было организовано как по часовой стрелке, так и против часовой. По бульварам соответственно, трамваи ходили правой и левой сторонам. На трамваях указывали табличках "А л.бул" и "А пр.бул.", т.е. левая бульварная линия и правая бульварная линия. Ехидные москвичи расшифровывали "А пр. бул." как "Аннушка — проститутка бульварная".
С 1931 г. - маршрут впервые был немного изменён: его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на Волхонку и Ленивку.
1934-1935 "Зацепская площадь - Пречистенские ворота"
"Аннушка" впервые пришла в Замоскворечье! Но всего на 1 год. Маршрут впервые перестал быть кольцевым. Он шел от Пречистенских ворот по бульварам и далее к Зацепской площади. Вокруг закрытого храма святых Флора и Лавра сделали разворотное кольцо.
Садовнического проезда тогда не было, "Аннушка" с Большого Устьинского моста двигалась по Садовнической улице, далее по Балчугу, Пятницкой, Климентовскому и далее на юг по Новокузнецкой.
Последний год "Аннушка" бегает по набережным у Кремля (снова по маршруту 1934 года).
1936-1937 Кольцевой: Бульварное кольцо - Садовническая и Болотная улицы
Последний год кольцевого маршрута. Трамвай убрали с Кремлёвской и Москворецкой набережных, но кольцо замкнулось по Замоскворечью: по Садовнической улице от Б.Устьинского моста до Балчуга, далее по Болотной и Серафимовича
В это же время трамвайные пути были убраны с Яузского бульвара и Устьинского проезда, имевшего слишком большой наклон, и перенесены на Солянку, Варварку и соседние переулки.
1937-1939 "Зацепская площадь - Пречистенские ворота"
1937 г. - "Аннушка" навсегда перестала быть кольцевым маршрутом.
Пути на Болотной улице были разобраны. И "Аннушка" вернулась на маршрут 1934-1935 гг.: от Пречистенских ворот до Зацепской площади. В 1938 году маршрут вернулся на Устьинский проезд, но по-прежнему обходил по параллельным улицам Яузский бульвар.
1939-1948 "Зацепская площадь - Клиническая площадь"
От Пречистенских ворот маршрут был существенно продлён: по Пречистенке, Зубовской и Большой Пироговской улицам до Клинической площади (находилась на пересечении улиц Еланского, Плющихи и Погодинской и 2-го переулка Тружеников).
То есть "Аннушка" проходила практически весь современный район Хамовники.
В 1948 году Сергей Михалков написал знаменитые строчки:
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
1948-1949 "Зацепская площадь - Улица 10-летия Октября"
Маршрут продлён по Малой Пироговской улице далее до конечной "Улица 10-летия Октября" .
1949-1967 "Зацепская площадь — Шмитовский проезд (Красногвардейский бульвар)"
Трамвай на Бульварном кольце "подрезали": сняли рельсы с Гоголевского, Никитского, Тверского бульваров.
А маршрут Аннушка был развернут на север, в современный Пресненский район: по улицам Малая Дмитровка, 3-й Тверской-Ямской, Большой Грузинской, Красной Пресне и Шмитовскому проезду.
В 1955 году маршрут вернулся на Яузский бульвар
В конце 1950-х (?), после обустройства Красногвардейского бульвара конечной остановке Аннушки присвоили наименование "Красногвардейский бульвар".
В 1963 году маршрут пошел по новому Садовническому проезду, пробитому от Б.Устьинского моста к Новокузнецкой улице. С Пятницкой трамвай ушел окончательно.
1967-1971 "Зацепская площадь — Трубная площадь"
Рельсы сняли с Большой Грузинскойй, и маршрут был резко сокращён до Трубной площади.
Соответственно, трамвай на Бульварном кольце снова "подрезали", убрав со Страстного и Петровского бульваров.
1969 1-й Зацепский проезде. Трамвай Аннушка. Фото С. Пирковского
1971-1991 "Зацепская площадь — Чистые пруды"
В 1971 году трамвай на Бульварном кольце снова "подрезали", убрав с Рождественского и Сретенского бульваров, официально было объявлено, что здесь слишком большие уклоны.
Маршрут стал ходить от станции метро "Чистые пруды" (в то время "Кировская) до Зацепы.
1987 1-й Зацепский проезд. Трамвай Аннушка. Фото А.Шанина (с)
1991-1997 - маршрут отменен
1991 г. храм святых Флора и Лавра был возвращен верующим, разворотное кольцо вокруг храма пришлось убрать.
Но власти города не пожелали менять маршрут, который можно было продлить как до метро "Университет", так и до "Октябрьской"
Отмена "Аннушки вызвала возмущение москвичей.
1997-2019 "Чистые пруды - Калужская площадь"
К 850-летию Москвы "Аннушку" вернули на карту города по маршруту "Чистые пруды - Калужская площадь".
1998-1999 - в связи с ремонтными работами на бульварах Аннушка временно ходила от Калужской площади до метро "Новокузнецкая", где было построен временное кольцо
2001 Трамвай Аннушка на Новокузнецкой улице (фото Дмитрия Жукова)
Юрий Студеникин. Трамвай у Павелецкого, 2008, х.м.
2013-2014 - в связи с ремонтными работами "Аннушка сначала была отменена, а с 8 декабря 2013 года "ходила по временному маршруту "Новоконная площадь — Чистые Пруды". 12 января 2014 года, маршрут вернулся на свою трассу, а стрелка у Павелецкого вокзала из центра в сторону Кожевнической улицы была разобрана. Её восстанавливают в 2020 году.
2019-2020 "Чистые пруды - Черемушки"
Временная схема: "Чистые пруды - Черемушки"
С 19 июля 2020 "Чистые пруды - Новоконная площадь"
Восстанавлена стрелка у Павелецкого вокзала из центра в сторону Кожевнической улицы.
Новый маршрут: Метро "Чистые пруды" – Бульварное кольцо – Яузские Ворота – Метро "Новокузнецкая" – Метро "Павелецкая" – Павелецкий вокзал – Кожевническая улица – Новоспасский мост – Метро "Пролетарская" – Большая Калитниковская улица – Новоконная площадь.