• Гончаров Василий Михайлович, кинорежиссёр

    Гончаров Василий Михайлович

    Василий Михайлович Гончаров родился в 1861 г. в Воронеже.

    • Много лет был чиновником на станции Аскай Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги. Составитель справочника транспортных тарифов.
    • Увлекался театром и пробовал писать пьесы. В 1880-х годах он предлагал свои драмы из современной жизни к постановке в провинциальные театры, но они были отклонены цензурой как «неудобные к постановке».
    • В 1880-х гг. - напечатал в местных изданиях несколько бытовых очерков и рассказов, вступил в Общество драматических писателей и оперных композиторов и в Общество писателей и учёных России.
    • В начале 1900-х годов после смерти жены Гончаров перенёс серьёзное расстройство психики и на некоторое время был помещён в лечебницу. Выздоровев, он возвращается на службу.
    • 1906 г. назначен начальником узловой станции Малороссийская на Владикавказской железной дороге. Продолжает литературно-театральную работу, переключившись на комедии и исторические драмы, которые по-прежнему оказываются непригодны для постановки. В это же время начинается его увлечение кинематографом, и он придумывает включать в свои пьесы демонстрацию «киноиллюстраций».
    • Весной 1908 года - оставляет службу, решив вплотную заняться работой для театра. Он приезжает в Москву, где, несмотря на немалые усилия, ему удается пристроить лишь две свои пьесы, в том числе «историческую былину» о Степане Разине «Понизовая вольница». Для этой постановки требовались «киноиллюстрации», за содействием в создании которых Гончаров обращается к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний быстро убеждает его, что на этом же материале следует сделать фильм.
    • Фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин») стал одной из самых первых российских кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста: Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синематографических театрах», но получил отказ, мотивированный парадоксально: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения»; указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».
    • Рассорившись с Дранковым, Гончаров начинает сотрудничать с кинопредпринимателем Паулем Тиманом, у которого дебютирует в качестве режиссёра исторической иллюстрации «Смерть Иоанна Грозного» (1909). Фильм оказался неудачным и, расставшись с Тиманом, Гончаров обращается к Александру Ханжонкову.
    • 1909 г. - снисает у Ханжонкова фильмы «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия» (1909). На съёмке фильмов, по воспоминаниям Ханжонкова, Гончаров поначалу демонстрировал весьма экзотические (даже для самоучки) приемы работы с актёрами: на репетициях главной задачей для участников было уложить всю сцену в отведённое время, которое Гончаров отслеживал по секундомеру; в итоге постановка превращалась в безумную гонку. Усилиями Ханжонкова и его сотрудников удалось научить Гончарова более приемлемым методам режиссуры, однако впоследствии Ханжонков специально для Гончарова ввёл (впервые в мире) должность помощника режиссёра, негласной задачей которого было сдерживать эмоциональные порывы постановщика. Первым помощником Гончарова был Пётр Чардынин, впоследствии один из самых знаменитых российских режиссёров.
    • 1909 г. - на фабрике Ханжонкова Гончаров ставит фильмы «Ванька-ключник», «Мазепа», «Чародейка» и другие, в которых характерные черты его фильмов уже вполне определяются — все они историко-этнографические, с высокой степенью театральной условности и часто композиционно копируют известные живописные полотна.
    • 1909 г. - Гончаров был не вполне доволен сотрудничеством с Ханжонковым и уходит от него.
    • Работал режиссёром в "Глории": Замоскворечье , Пятницкая, 47. На Пятницкой Гончаров снял фильм "Драма в Москве", цензура запретила его уже в день выхода на экран. Оказалось, что фильм был сделан по материалам реального происшествия и родственники участников, узнав о готовящемся фильме, подали в суд с требованием оградить их от вмешательства в личную жизнь.
    • Некоторое время сотрудничал с московскими отделениями французских студий «Братья Пате» и «Гомон». Он значится режиссёром близкой его духу картины «Ухарь-купец» (1909), однако, по воспоминаниям участников съёмок, картину ставили приезжие французские постановщики и роль Гончарова в создании этого фильма не вполне ясна.
    • В 1911 году Гончаров возвращается к Ханжонкову для совместной с ним постановки масштабного исторического полотна «Оборона Севастополя» (другое название — «Воскресший Севастополь»), посвящённой событиям Крымской войны — первой полнометражной российской кинокартины. Съёмки получили поддержку членов императорской фамилии, что дало возможность привлечь к съёмкам в Севастополе неограниченное число статистов из военнослужащих гарнизона и Черноморского флота. На съёмках этого фильма Гончаров использовал также некоторые новаторские для того времени приёмы: съёмки макетов, съёмки с верхней точки, параллельный монтаж и другие. Фильм пользовался большим успехом и стал одним из наивысших художественных достижений Гончарова.
    • За ним последовала юбилейная постановка «Воцарение Дома Романовых» (1913), осуществлённая Гончаровым совместно с Петром Чардыниным.
    • 1913 г. - Гончаров, предсказуемо оказавшийся слишком консервативным, чтобы успеть за быстрым развитием киностилистики, переходит от режиссуры к административной работе в компании Ханжонкова.
    • Скоропостижно скончался 23 августа 1915 года.

    Фильмография:

    • 1908 — Понизовая вольница («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»)
    • 1909 — Песнь про купца Калашникова (не сохранился)
    • 1909 — Русская свадьба XVI столетия
    • 1909 — Ванька-ключник
    • 1909 — Вий (не сохранился)
    • 1909 — Драма в Москве
    • 1909 — Мазепа
    • 1909 — Пётр Великий («Жизнь и смерть Петра Великого»)
    • 1909 — Преступление и наказание (не сохранился)
    • 1909 — Смерть Иоанна Грозного
    • 1909 — Ухарь-купец
    • 1909 — Чародейка (другое название — «Нижегородское предание»)
    • 1910 — В полночь на кладбище (не сохранился)
    • 1910 — Волга и Сибирь («Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири») - не сохранился
    • 1910 — Дедушка Мороз (не сохранился)
    • 1910 — Жизнь и смерть Пушкина
    • 1910 — Коробейники
    • 1910 — Русалка
    • 1911 — Евгений Онегин
    • 1911 — Оборона Севастополя («Воскресший Севастополь»)
    • 1912 — 1812 год («Отечественная война», «Нашествие Наполеона», «Бородинский бой»)
    • 1912 — Братья-разбойники
    • 1912 — Крестьянская доля
    • 1913 — Воцарение дома Романовых
    • 1913 — Жизнь как она есть (не сохранился)
    • 1913 — Покорение Кавказа (не сохранился)

    Гончаров в "Вестнике Замоскворечья":

    • "Лепёшкины, Матвеевы, Сериковы, Поповы, Ванецовы и Яков Протазанов" - № 8/2007



    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.