• Татиана (Гримблит). Православная святая

    Мученица Татиана (Татьяна Николаевна Гримблит) родилась 1 (14) декабря 1903 года в городе Томске.

    Отец - Николай Иванович Гримблит, служащий акцизного управления. Умер в 1920 г.

    Мать - Вера Антониновна Гримблит.

    Любовь к Богу и Церкви мч. Татиане с детства привил ее дедушка, уважаемый томичами протоиерей Антонин Мисюров.

    • 1920 г - окончила Томскую гимназию.
    • 1920-1926 гг. - воспитательница детской колонии "Ключи", г. Томск. "Воспитанная в глубоко христианском духе, желая подвига и взыскуя совершенства в исполнении заповедей Господних, она, едва окончив школу, посвятила свою жизнь помощи ближним. В 1920 году завершилась на территории Сибири гражданская война и начались репрессии коммунистов против народа, а вскоре и сама Сибирь с ее обширными пространствами стала местом заключения и ссылок. В это время благочестивая девица и ревностная христианка Татиана постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, - и тем передавала."
    • 1923 г. - первый арест. Мч. Татиана повезла передачу арестованным священнослужителям в Иркутск и была сама арестована. Ей предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца ее освободили.
    • 1925 г. (начало года?) - второй арест. ОГПУ снова арестовало мч. Татиану за помощь заключенным. В Томской городской тюрьме провела семь дней. "К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. Ее активная благотворительная деятельность все более привлекала внимание сотрудников ОГПУ и все более раздражала безбожников. Они стали собирать сведения для ее ареста, которые в конце концов свелись к следующей характеристике подвижницы, ставшей со временем всероссийской благотворительницей: "Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы".
    • 6 мая 1925 г. - допрос в Томском ОГПУ
    • 7 мая 1925 г. - третий арест, была заключена в Томское ОГПУ.
    • 18 мая 1925 г. - окончание следствия. Томское ОГПУ постановило: "Принимая во внимание, что дознанием не представляется возможность добыть необходимые материалы для гласного суда, но виновность… все же установлена, а посему дознание считать законченным и, согласно приказу ОГПУ за № 172, таковое направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для применения… внесудебного наказания - административной ссылки". Мч. Татиана вместе с некоторыми другими арестованными священниками рассматривалась как "вдохновительница тихоновского движения в губернии. С удалением их из губернии значительно поколеблются устои тихоновской организации". Документы дела были препровождены в ОГПУ в Москве. Непонятно была ли под арестом мч. Татиана с мая 1925 по март 1926 года или она находилась на свободе, ожидая из Москвы решения Коллегии ОГПУ.
    • 26 марта 1926 г. - Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило сослать мч. Татиану в автономный округ Зырян (Коми) на три года по ст.58-10 УК РСФСР.
    • 1 июля 1926 г. - мч. Татиана по этапу была доставлена в Усть-Сысольск (с 1930 г. - Сыктывкар). Далее ее переправили в далекое село Руч Усть-Куломского района, расположенное на высоком берегу Вычегды. Тогда в Усть-Куломском районе уже находилось много ссыльных архиереев и священнослужителей-тихоновцев. Так что она попала в свою среду, хотя и находилась под неусыпным оком ОГПУ. Геннадий Зверев, член Фонда "Память мучеников, исповедников и подвижников Русской Православной Церкви": "О том, как провела время в ссылке в Зырянском крае мч. Татиана, у меня нет достаточных сведений. Михаил Борисович Рогачев, возглавляющий Коми республиканское общество "Мемориал", говорил мне, что как раз в отдаленном Усть-Куломском районе среди ссыльных архиереев и мирян тихоновцев была организована некая группа людей, реально боровшаяся за чистоту православия. Это был, по мнению Михаила Борисовича, пожалуй, единственный случай в стране в то время. Но состояла ли в этой группе Татьяна Николаевна, неизвестно. Возможно, состояла, поскольку особым совещанием при коллегии ОГПУ для окончания срока ссылки она была выслана из Зырянского края через всю страну в Казахстан."
    • 15 июля 1927 г. - Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать мч. Татиану этапом в Туркестан (Казахстан?) на оставшийся срок.
    • 15 декабря 1927 г. - прибыла в Туркестан (?).
    • 19 декабря 1927 года - Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить мч. Татиану по амнистии, предоставив ей право выбора места жительства.
    • 10 марта 1928 г. - постановление об освобождении дошло до ОГПУ Туркестана (?).
    • 16 марта 1928 г. - мч. Татиана выехала в Москву.
    • Март 1928 г. - 14 апреля 1931 г. - живет в Замоскворечье: Озерковская набережная, 48/50-7. Певчая храма святителя Николая в Пыжах. Настоятелем храма был в это время святой Гавриил Мелекесский. "В Москве мч. Татиана еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением Христу. По выражению многих святителей, стяжавших впоследствии мученический венец, она стала для них новым Филаретом Милостивым. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно." "В начале 1930-х годов поднялась очередная волна безбожных гонений на Русскую Православную Церковь, когда были арестованы несколько десятков тысяч священнослужителей и мирян."
    • 14 апреля 1931 г. - арестована в Замоскворечье. Выдвинуто обвинение в систематической антисоветской агитации. На допросе рассказала, что действительно помогала ссыльным и заключенным, но только она, особенно вначале, помогала всем заключенным, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, - для нее было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал. В материалах следствия говорится, что собиралась принимать тайно монашество, но неизвестно приняла или нет. Дело мч. Татианы вошло в групповое "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г."
    • 30 апреля 1931 г. приговорена Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ к трем годам заключения в концлагере за активную антисоветскую деятельность, выражавшуюся в организации нелегальных "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству по ст.58-10 УК РСФСР.
    • 14 апреля - 9 мая 1931 г. - была в заключении в Бутырской тюрьме, Москва.
    • Май 1931-1932 гг. - заключенная в Вишерском исправительно-трудовом лагере ОГПУ (Уральская обл., г. Усолье - с 2006 г. - в составе Пермского края). "Здесь, в лагере, она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало выбранному ею подвижническому пути - беззаветному служению ближним."
    • 1932 г. - освобождена с запретом жить в двенадцати городах СССР на оставшийся срок.
    • 1932-1933 гг. - избрала местом жительства г. Юрьев-Польский (с 1944 г. - в составе Владимирской области).
    • 1933-1935 гг. - работает фельдшер больницы г. Александров Московской (с 1944 г. - Владимирской) области.
    • 1935 г. - из-за трудностей с жильем мч. Татиана переехала в село Константиново под г. Сергиев Посад.
    • 1935 г. - 6 сентября 1937 г. - работает медсестрой, лаборанткой в Константиновской районной больнице. "Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, ведя с ними активную переписку. В ее деятельности для всех страждущих была ощутима не только ее материальная поддержка, но и поддержка словом - в письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные периоды становилась единственным корреспондентом и помощником. Больше всего из земных мест мч. Татиана любила Дивеево, куда она приезжала часто и где служил ее духовный отец протоиерей Павел Перуанский."
    • 6 сентября 1937 г. - арестована. Несколько дней содержалась в Константиновском районном отделении НКВД. Допрашивал мч. Татияну начальник Константиновского районного отделения НКВД Судаков. "Обвиняемая Гримблит, при обыске у вас изъята переписка с указанием массы адресов. Какие вы имеете связи с указанными лицами и кто они по положению? " - спросил он. "Шесть человек, указанные в адресах, являются священнослужителями, и все они были в заключении и в этапах, а в данное время они находятся в заключении и в минусах. Связь у меня с ними есть лишь письмами. Остальные адреса моих родственников, работающих в Москве и в Александрове." После допроса заместитель начальника Константиновского НКВД Смирницкий допросил в качестве свидетелей сослуживцев Татьяны по Константиновской больнице - врача, медсестру и бухгалтеров. Они показали: "Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы. На собрании сотрудников больницы по вопросу о подписке на вновь выпущенный заем Гримблит ни за, ни против в прениях не выступала, но при голосовании за подписку на заем не голосовала". "Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело больного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в тюрьмах царского строя с настоящим, Гримблит говорила: "При советской власти можно встретить безобразных моментов не меньше, чем прежде". Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: "Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь". На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: "За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно". В 1936 году при обращении приехавшего одного из заключенных Дмитлага для ночевки Гримблит при встрече с ним спросила, по какой статье он сидит, и, получив ответ, что он сидит по 58-й статье, с удовольствием уступила для ночлега свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-й статье, всегда готова чем угодно помочь. У Гримблит в период ее работы в больнице были случаи ухода с работы в церковь для совершения религиозных обрядов". "Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек, ставившая религию выше всего. В день Преображения в разговоре со мной Гримблит сказала: "Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь, отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но придет время, Господь покарает и за все спросит". Мне также приходилось часто от Гримблит слышать слова: "Придет все же время, когда тот, кто не верует, будет после каяться и пострадает за это, как страдаем в данное время мы, верующие". Кроме того, Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: "С Господом Богом". И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты". "Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит неоднократно говорила: "Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем, когда их родители сами не веруют и детям запрещают веровать". И, упрекая родителей, говорила: "Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за все спросит". В 1936 году моя девятилетняя дочка рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за что дала ей гостинцев". После допросов свидетелей заместитель начальника НКВД Константиновского района допросил мч. Татиану. "Обвиняемая Гримблит, не состояли ли вы и не состоите ли в настоящее время в какой-либо религиозной секте; если состоите, то каковы ее цели? " "Ни в какой секте я не состояла и не состою." "Обвиняемая Гримблит, из каких средств вы оказывали помощь заключенным и не являетесь ли вы членом какой-либо организации, ставящей своей задачей оказание им помощи, а также внедрение религии в массы? " "Я ни в какой организации никогда не состояла и не состою. Помощь заключенным и кому могу помочь я оказываю из своих заработанных средств. Внедрением религии в массы я никогда не анималась и не занимаюсь." "Какова причина вашей помощи в большинстве случаев политзаключенным, а также причина ведения вами переписки исключительно с политзаключенными? " "Являясь религиозным человеком, я и помощь оказывала только заключенным религиозникам, с которыми встречалась на этапах и в заключении, и, выйдя на свободу, переписывалась с ними. С остальной же частью политзаключенных я никогда не имела никакой связи." "Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа? " "Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религиозности я не скрывала." "Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время службы в Константиновской больнице? " "Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: "Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то", я отвечала: "Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них".
    • 6-23 сентября 1937 г. - после допросов в Константиновском районном отделении НКВД мч. Татиана была переведена в тюрьму в Сергиевом Посаде.
    • 13 сентября 1937 . - следствие было закончено и составлено обвинительное заключение.
    • 21 сентября 1937 г. - перед отправкой обвинительного заключения на решение тройки сотрудник НКВД Идельсон вызвал мч. Татиану на допрос: "Вы обвиняетесь в антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной? " "Виновной себя не признаю. Антисоветской агитацией никогда не занималась." "Вы также обвиняетесь в проведении вредительства, сознательном умертвлении больных в больнице села Константинове. Признаете себя виновной? " "Виновной себя не признаю, вредительской деятельностью никогда не занималась."
    • 22 сентября 1937 г. - тройка при УНКВД по Московской области приговорила мч. Татиану к расстрелу за "антисоветскую агитацию, помощь заключенным, религиозные разговоры" (ст.58-10 УК РСФСР).
    • 23 сентября 1937 г. - мученица была отправлена в одну из московских тюрем, где перед казнью с нее была снята фотография для палача.
    • 23 сентября 1937 г. - расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
    • 11 октября 1991 г. - реабилитирована Прокуратурой СССР по приговору 1931 г.
    • 17 июля 2002 г. - причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода для общецерковного почитания.

    Праздник мч. Татианы установлен 10 (23) сентября и в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

    Духовным отцом мч. Татианы был священник о. Павел Перуанский, служивший в Серафимо-Дивеевской пустыни; с ним она регулярно переписывалась.

    По выражению ряда святителей, стяжавших впоследствии мученический венец, мч. Татиана стала для них "новым Филаретом Милостивым".

    Мч. Татиана писала духовные стихи.

    Епископ Иоанн (Пашин) мч. Татиане (1936 (?) г.) - письмо из лагеря: "Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, - был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию - своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас - Божий дар. Вы - по милости Божией - поняли, что высшее счастье здесь - на земле - это любить людей и помогать им. И Вы - слабенькая, бедненькая - с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: "Сила Моя в немощи совершается". Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и Ваша повесть о болезни (то есть "аресте" - на условном языке антисоветского подполья - прим. "ВЗ") и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь (то есть "пребывание в заключении" - на условном языке антисоветского подполья - прим. "ВЗ"), изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите… Работаете в лаборатории, в аптеке? Прекрасно. Вспоминайте святого великомученика Пантелеймона Целителя и его коробочку с лекарствами в руках (как на образах изображают) и о имени Господнем работайте, трудитесь во славу Божию. Всякое лекарство, рассыпаемое по порошкам, разливаемое по склянкам, да будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу Богу! "

    Архиепископ Аверкий (Кедров) мч. Татиане (1936 (?) г.) - письмо из ссылки: "Получил Ваше закрытое письмо, а вслед за ним открытку. За то и другое приношу Вам сердечную благодарность. Слава Богу - они по-прежнему полны бодрости и света, крепкой веры и твердого упования на промыслительную десницу Всевышнего. Слава Богу! Да никогда не иссякнет и не умалится в душе Вашей этот живоносный источник, который так облегчает здесь на земле восприятие жизненных невзгод, несчастий, ударов, неудач и разочарований. Не длинен еще пройденный путь Вашей благословенной от Господа жизни, а между тем сколько бурь пронеслось над Вашей главой. И не только над головой: как острое оружие они прошли и через Ваше сердце. Но не поколебали его и не сдвинули его с краеугольного камня - скалы, на которой оно покоится, - я разумею Христа Спасителя. Не погасили эти штормы в Вашем милом сердце ярко горящий и пламенеющий огонь веры святой. Слава Богу - радуюсь сему и преклоняюсь пред Вашим этим подвигом непоколебимой преданности Творцу, пред теми болезненными скорбями, испытаниями, страданиями нравственными, через которые лежал Ваш путь к этой победе в Вашей душе Христа над Велиаром, неба над землей, света над тьмой. Спаси Вас Христос и сохрани, помоги Вам и впредь неустрашимо и непоколебимо стоять на божественной страже своего святого святых… "

    Мч. Татиана - архиепископу Аверкию (Кедрову) - письмо в ссылку (1937 г.): "Дорогой мой Владыка Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Саров, Прекрасно провела там месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому что больше любить невозможно. Да благословит Бог тех людей, яркая красота души которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда меня туда тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с каждым разом все дольше. Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то. А на поездку во время отпуска все благословили. Откликайтесь, солнышко милое. А то я беспокоюсь, не случилось ли с Вами чего недоброго. Напомните мне географию. Далеко ли Бирск от Уфы? Пишите мне, я уже крепко соскучилась о Вас, родной мой".

    Из записки мч. Татианы в день ареста (5 сентября 1937 г.): "Я знала, надев крест, тот, что на мне, - опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью".

    Геннадий Зверев, член Фонда "Память мучеников, исповедников и подвижников Русской Православной Церкви" о мч. Татиане: "Она с детства посвятила себя Христу, осталась девственницей! С юности решила помогать ближним. Как только начались репрессии и вся Сибирь стала местом заключения и ссылок, 17-летняя девушка, душа которой горела любовью к Богу и желала подвига, отдала все силы помощи заключенным. Время тогда было нелегким. Милосердие отнесли к пережиткам прошлого, буржуазным предрассудкам. И она ведь прекрасно понимала, что ее за это ждет. Но сознательно на это шла, потому что иначе жить не могла. И когда ее мучили на многочисленных допросах, то она ни разу не отреклась от веры и от Бога… "

    Мч. Татиана - одна из самых чтимых новомучеников Российских. Храм мч. Татианы возведен в г. Реутов Московской области.

    Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!

    Фото 1937 г

    Собор Замоскворецких святых:

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.