• Приложение "Православные беседы". Замоскворечье возвращается к духовным истокам

    Приложение "Православные беседы". Замоскворечье возвращается к духовным истокам
    Москва православная разделена на 14 округов-благочиний. Наше благочиние называется Москворецким, но оно включает два района - Замоскворечье и Якиманку. На этой территории действует 29 храмов, где служат более 60 священников и дьяконов. Руководители этих округов называются благочинными. Правящим архиереем Москвы является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а благочинные - это его прямые помощники. Благочинный Замоскворечья протоиерей Николай Кречетов согласился дать интервью нашему корреспонденту.

    - Отец Николай, как вы стали священником?

    - Я родился в 1934 году в православной семье. Мама пела на клиросе и меня, тогда еще младенца, перепеленав, клала рядом на подоконник. Можно сказать, с молоком матери я впитывал и нашу православную веру. Когда пошел в школу, то продолжал регулярно посещать храм - пел на клиросе, помогал в алтаре. Окончив среднюю школу, а затем Московский лесотехнический институт, я некоторое время работал инженером-механиком. Но спустя 14 лет после окончания института я экстерном сдал экзамены Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию. И теперь в этом году исполнилось 29 лет, как я принял священный сан. Начинал я служить в Замоскворечье в храме святителя Николая в Кузнецах. Настоятелем его в то время был известный священник прекрасный проповедник и богослов протоиерей Всеволод Шпиллер. Мне посчастливилось служить с ним десять лет. Потом меня перевели в район Ботанического сада, потом - в Ивановское. В Замоскворечье я вернулся десять лет назад. Помню, первую Литургию я служил в Крещенский сочельник 18 января 1992 года. А 29 марта 1996 года меня назначили благочинным Москворецкого округа.

    Приложение "Православные беседы". Замоскворечье возвращается к духовным истокам

    - Отец Николай, можно ли назвать Замоскворечье православным районом?

    - Как-то это - "можно ли", что значит "можно ли"? Даже звучит как-то странно. Вся наша история, культура, вся наша государственность корнями уходит в Православие и питается оттуда до сих пор, несмотря на все страшные годы ХХ века. Только за счет православных корней наш народ, наше государство выстояло и состоялось. К сожалению, Замоскворечье, как и вся православная Россия, за годы советской власти очень сильно пострадало: безжалостно разрушались и закрывались храмы, уничтожались подвижники православия, в том числе, в 1922 году был зверски убит благочинный Замоскворечья о. Христофор Надеждин, ему вменили в вину произнесение проповеди "контрреволюционного характера" и распространение воззвания Патриарха Тихона. Ныне священномученик Христофор вошел в сонм святых Русской Православной Церкви.

    - В последние годы православие возрождается. Какие, на ваш взгляд, главные достижения в православной жизни Замоскворечья?

    - Прежде всего, то, что видно невооруженным глазом - восстановление храмов, возрождение приходской жизни. И, конечно, сознательное участие людей в Таинствах и обрядах Церкви. С каждым годом растет число людей, приходящих в храм Божий. Необходимость в общении со священником огромная, люди стремятся утолить духовный голод. А Церковь - это не какая-то организация. Как говорит апостол Павел, Церковь есть Тело Христово. И быть в Теле Христовом можно только участвуя в церковной жизни, приобщаясь Святых Христовых Тайн.

    - Много ли людей принимают Крещение?

    - В связи с тем, что прекратились гонения на Церквь со стороны государства, первое время число желающих креститься сильно возросло, а затем произошло некоторое снижение и стабилизация. Объясняется это явление очень просто. Не секрет, что некоторые крестились без особой веры, просто отдавая дань моде или традиции: бытует у нас, к сожалению, такое утверждение, что если ты не крещеный - ты и не русский. Разумеется, это недалекое мышление. Ну а теперь, в основном, люди приходят к нам сознательно.

    - Раньше, до Октябрьского переворота 1917-го года, при храмах велась подготовка к крещению - катехизация, людям разъяснялись основы православного вероучения…

    - И теперь это есть. Если взрослый человек имеет желание креститься, то, прежде всего, ему надо побеседовать со священником, который ответит на все интересующие его вопросы, даст ему тот минимум знаний, без которого креститься нельзя.

    Приложение "Православные беседы". Замоскворечье возвращается к духовным истокам

    - Отец Николай, креститься лучше путем полного погружения в воду, а баптистерии есть далеко не во всех храмах. В Замоскворечье баптистерий есть только при храме свт. Николая в Кузнецах…

    - Нет, еще в храмах Флора и Лавра на Зацепе, Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, свт. Николая в Толмачах, свт. Григория Неокессарийского на Большой Полянке, архангела Михаила в Овчинниках. Так что для взрослых желающих принять Таинство Крещения по полному чину, с погружением, нет проблем, а детей крестят в каждом храме.

    - Кстати, с какого возраста вы посоветовали бы крестить ребенка?

    - Как можно раньше. С младенческого возраста. Более того, если родившийся ребенок внушает какие то опасения в состоянии физическом, то крестить надо буквально в первые дни, часы его жизни. В крайнем случае, крестить может любой православный человек. Нужно взять крещенской воды, прочитать три раза "Отче наш", "Символ веры", после этого произнести "Крещается раб Божий (раба Божия) во Имя Отца, аминь /при этом окропить ребенка водой/, Сына, аминь /снова окропить водой/ и Святаго Духа, аминь". И окропить в третий раз. Потом, если все будет благополучно, священник в ближайшем храме довершит Таинство.

    - Отец Николай, а нужно ли торопиться с крещением взрослому человеку? Случалось беседовать с такими людьми: вот я не против, но как я сейчас пойду - я не готов, надо подготовиться. Так он и готовится год, второй, третий…

    - Очень важно, чтобы крещение принимали как можно раньше. Не нужно забывать сказанные в Священном Писании слова апостола Иоанна Богослова: "Мир во зле лежит". Враг рода человеческого диавол называется князем мира сего, князем воздушным. И если человек, по своей ли воле или по нерадению родителей, не крещен, то, хочет он этого или нет, оказывается во власти врага рода человеческого, то есть диавола. Получается, мы сами отдаем себя на воспитание диаволу. С результатами этого "воспитания" мы сталкиваемся на каждом шагу. И вот теперь мы ломаем голову над тем, как бы нам выйти из этого страшного положения. Выход - в возрождении подлинной веры, в том, чтобы каждый человек вернулся в лоно Православной Церкви

    - Отец Николай, сейчас многие считают себя православными. Но, наверное, для того, чтобы быть таковыми на самом деле, нужно что-то большее, чем просто желание?

    - Необходимо участие в жизни Церкви, в ее Таинствах. Необходимо чаще причащаться. Об этом говорят и святые, и современные старцы, только, к сожалению, невежество многих людей привело к тому, что они причащаются или раз в году, или раз в пост. А, например, свт. Василий Великий говорил, что хорошо бы причащаться каждый день. Это, конечно, нам недоступно, но надо стремиться к частому причащению, стараться причащаться раз в две, в три недели. Причащению всегда предшествует исповедь. Исповедь - это покаяние, это раскрытие своей скверны перед Богом и сокрушение сердечное. А еще это перемена образа жизни и образа мыслей. И если человек исповедывается очень редко, раз в полгода, в год, вряд ли он может вспомнить все свои грехи за этот отрезок своей жизни. Поэтому частая исповедь и причащение просто необходимы, чтобы человек чувствовал и знал, идет ли он вперед, стоит ли на месте, а может быть ползет назад.

    - К сожалению, многие разочарованы, тем, что священник может уделить каждому кающемуся очень мало времени…

    - Эта проблема как раз решается открытием новых храмов. Чем больше открытых храмов, тем больше возможностей у священника.

    - Можно ли пригласить священника на дом, чтобы причастить лежачего больного? И может ли священник отказать, сказать: идите в другой храм, который ближе?

    - Пригласить священника к тяжелобольному не только можно, но и нужно. И это очень просто. Надо придти в храм обратиться к священнику и договориться конкретно. Больше ничего не нужно. Отказать он не должен, тем более, что строгого территориального деления нет. Это святая обязанность каждого священника.

    - Многих жителей нашего района, тех, кто стремится больше узнать о Господе и о христианской вере, интересует, где можно получить эти знания?

    - Прежде всего, нужно регулярно посещать богослужения и со вниманием слушать то, что читается и поется в храме. Многое о вере можно узнать, читая православную литературу. У нас практически при каждом храме работают книжные лавки, где можно найти любую интересующую книгу. Для детей открыты воскресные школы. Принимают туда всех желающих. Проблема только в том, что не хватает помещений: старые дома причта, существовавшие у каждого храма, или разрушены, или отобраны при прежнем режиме. Взять хотя бы наш храм, дети пока занимаются в подвале, в котором нечем дышать. Кстати, занятия проводятся не только с детьми, но и со взрослыми.

    - То есть если родители хотят, чтобы их ребенок получил азы православного воспитания, то можно обратиться в любой храм?

    - Да. Но есть довольно-таки печальный факт - полнейшее безразличие родителей к своим детям. Дети ходят по каким-то дворам, общаются неизвестно с кем. Детская энергия просто фонтаном бьет, ее бы только в нужное русло направить. Весьма печально, что сами родители не хотят этим заняться. Возьмем простую вещь: в Замоскворечье примерно 42 тысячи жителей. Но сколько мы видим в храмах в воскресный день? Что мы хотим от детей, если мы не видим на службе даже родителей. Вместо того, чтобы прикоснуться к живому источнику православных традиций - традиций духовно-нравственных, традиций, которые создала Церковь и наше государство Российское, они стремятся к другому источнику - к мутным водам некоторых популярных СМИ. Что можно почерпнуть из этого источника? Каждый день слушая новости, мы узнаем - кто-то ограблен, кто-то убит. Вот к чему мы пришли, жизнь человеческая, оказывается, ничего не стоит… Это свидетельствует о потере всяких нравственных устоев. А дети, которые смотрят телевизионные передачи, где успешно грабят, убивают, обманывают, чему они учатся? Дети разучились читать, они совершенно не умеют рассказывать, не могут общаться по-человечески. И во многом, конечно, виноват телевизор, который отучает мыслить и приучает к готовым штампам. Мне бы хотелось, чтобы мы не были индеферентными к тому, что нас окружает. Например, по какому праву наши улицы буквально облеплены всякими пошлыми циничными рекламами? Их нужно просто убрать. Потому что целью практически всех этих плакатов и щитов является не рекламирование какой то продукции, а нечто другое. В самом деле, если вас призывают купить какую-нибудь одежду, зачем при этом выставлять на всеобщее обозрение голого человека? Очевидно для того, чтобы развратить неокрепшие, неустоявшиеся молодые души. Эта же цель достигается путем постоянного прокручивания по телевидению развратных сцен. Есть вещи, о которых не говорят, не принято говорить, и нет нужды говорить… А еще нас убеждают в том, что реклама экономически выгодна. О каких выгодах может идти речь, когда дело касается растления душ наших детей?.. Конечно, высказываться по этому вопросу можно сколько угодно, но это не меняет дело, здесь нужны принципиальные решения гражданских властей.

    - Конечно, все это печально. Но ведь есть и светлые моменты. Например, на территории нашего Замоскворечья находится Свято-Тихоновский институт.

    - Да. На очном и заочном отделении там обучается более 3 тысяч молодых людей. И если кто-то хочет получить серьезное богословское образование, я посоветовал бы ему поступать в этот вуз.

    - Отец Николай, к нам в редакцию приходит много вопросов, которые мы бы хотели переадресовать вам. Писатель Лев Анисов, уроженец Замоскворечья, считает, что нельзя говорить о возрождении православия пока стоит закрытым храм сщмч. Климента. Какие перспективы его открытия?

    - Прежде всего, я хотел бы отметить, что священномученик Климент - это особый для России святой. Первые мощи, которые были привезены на Русь, были мощи св. Климента папы Римского, их привез еще святой равноапостольный князь Владимир. Святой Климент всегда очень почитался на Руси. И красавец-храм во имя такого святого стоит обшарпанный, обставленный какими-то лотками, торгашами… Есть информация, что на ночь товар прячется между колокольней и трапезной храма. Храм передан Церкви, но служить в нем нельзя, он заполнен книгами Российской государственной библиотеки. Руководство этой библиотеки, к сожалению, не торопится перебазировать свои площади из центра Москвы. Химки их не устраивают…

    - Храм уже десять лет как передан Церкви. Может быть, решить дело силовым методом?

    - Нет, Церковь не приемлет насилия, и в этом наша сила.

    - Будем надеяться, что сейчас, когда Климентовский переулок вошел в "Золотое кольцо Москвы", положение изменится, и купола храма опять засияют над Замоскворечьем… Отец Николай, и храм Спаса Преображения на Болвановке, где вы - настоятель, имеет трагическую судьбу, варвары ХХ века его разрушили… Но в настоящее время восстановить церковь нет возможности, так как храмовую территорию занимает детский сад фабрики "Рот-Фронт". Есть ли сдвиги в этом направлении?

    - Сейчас готовится постановление правительства Москвы о том, чтобы фабрике "Рот-Фронт" предоставить рядом недоремонтированный детский садик № 47 на Новокузнецкой. Но неожиданно возникли возражения со стороны руководителя департамента образования Москвы Л.П. Кезиной. Что весьма странно. Во-первых, более 5 лет садик на Новокузнецкой стоит в запустении. Во-вторых, выводимый сад находится у стен фабрики - крупного промпредприятия, что недопустимо по всем санитарным нормам. В-третьих, еще один момент, который, к сожалению, люди нецерковные не учитывают. Около каждого храма и нашего в том числе, есть кладбище, и прогулочные площадки этого детского сада находится как раз на его месте. Это не просто кощунственно, но и опасно. Прошлым летом прокладывали теплотрассу вокруг детского садика, я сразу обеспокоился и предупредил рабочих, чтобы они были внимательней при работах. И действительно, были потревожены останки пяти человек. Надеюсь, что все-таки разумное отношение возобладает и наш мэр доведет исполнение своего решения до конца.

    - Как бы вы могли прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг храма иконы Божией Матери "Взыскание погибших" на Зацепе, 41 в стенах РЭА им.Г. В. Плеханова?

    - Несколько лет прихожанами этой церкви ведется активная подготовительная работа по возрождению святыни. Сейчас Святейшим Патриархом утверждено приходское собрание, в недалеком будущем они зарегистрируются как юридическое лицо. Но пока нет понимания со стороны руководства Академии, оно ссылается, на какую-то странную мотивировку - многоконфессиональный состав студентов. Если это всегда был православный храм, причем здесь многоконфессиональность? Есть информация, что здание просто сдается под коммерческий институт и "Гута-банк". Так что многоконфессиональность тут только вежливое прикрытие…

    - Тем более, что в Москве прецедентов возрождения храмов в вузах достаточно: Университет путей сообщения, Университет землеустройства…

    - Вы забыли главный вуз России - Московский государственный университет им.М. В. Ломоносова с храмом святой Татианы. Я думаю, что президенту Плехановской Академии следовало бы обратить на это внимание.

    - В квартале между улицами Люсиновской и Б. Серпуховской будет построен большой жилой массив. Население увеличится. Есть ли перспективы возвращения верующим храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", расположенного в середине Большой Серпуховки?

    - Необходимость возрождения храма есть, но для этого нужна инициатива снизу, самостоятельная группа верующих, зарегистрированная община. Там движение только-только начинается, проводятся собрания…

    - В связи со строительством, ведущимся в непосредственной близости от храма Иоанна Предтечи под Бором, внутри церкви отваливается угол, есть смещение в районе паперти. Церковь постройки XVI в., памятник федерального значения. Что делать в этой ситуации? Обращались ли вы в Главное управление охраны памятников Москвы? Кто и за чей счет будет осуществлять ремонт. Будете ли вы подавать в суд на строителей?

    - Я интересовался этим, разговаривал с настоятелем отцом Сергием. Он сказал, что в связи с этими событиями они пригласили представителей из охраны памятников, были поставлены "маячки", для того, чтобы зафиксировать эту картину, и в случае каких-то тревожных изменений принять соответствующие меры. Пока они в суд не обращались, но я думаю, что за этим дело не станет. Они контролируют ситуацию, но я думаю, что этот факт свидетельствует о непродуманном отношении архитекторов и строителей к памятникам старины.

    - Вопрос от нашей читательницы Людмилы Беловой: есть ли в Замоскворечье приходы, в которых миряне могут при желании принимать активное в оказании социальной помощи пожилым людям, больным и т.д.?

    - Это прежде всего храм святого царевича Димитрия при Первой градской больнице. Он, правда, находится не на территории района Замоскворечье, но на территории Москворецкого благочиния. Там есть не только училище сестер милосердия, но еще и просто центр по оказанию помощи, есть и патронажная служба, которая обслуживает лежачих больных. Кроме того, они очень помогают самой больнице, ведь сестра милосердия и медсестра это совсем не одно и тоже. Может быть, профессиональные качества одинаковые, но отношение к своей работе, к больным у сестры милосердия несколько иное. Информацию о Центре можно получить по тел. 236-92-63 и 237-52-88.

    - Спасибо, батюшка, за интересную беседу.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.