• Вместо музея паровоза - Музей Московской железной дороги

    Музей московской железной дороги начинает свою работу в здании бывшего музея "Траурный поезд В. И. Ленина" в начале Кожевнической улицы. Советский "музей одного паровоза" и запущенный сквер перед зданием преобразились. Ныне в здании - не только один вагон с паровозом. Здесь можно увидеть старые чертежи, форменную одежду разных времен, инструменты, с помощью которых восстанавливали рельсы после гражданской и Великой Отечественной войн. На одной из витрин - подшивка газеты "Гудок" за 1945 г., раскрытая на майском номере с "Актом о капитуляции Германии". Рядом - макет современного высокоскоростного "Сапсана", действующие модели поездов и т. д. А Павелецкий вокзал, он находится через забор, фактически стал звуковым дополнением экспозиции: отлично слышно как с перрона уходят поезда, объявления по громкой связи и прочий вокзальный шум.

    музей ржд

    Главным экспонатом музея остается "проклятый" паровоз У127. Он был выпущен Путиловским заводом в 1910 году. Работал на Рязано-Уральской и Ташкентской железных дорогах. В гражданскую был отбит у белых под станцией Соль-Илецк. При этом был убит высокопоставленный офицер. В 1921 году паровоз пригнали на Павелецкий. Те, кто его пригнал, в пути заболели испанкой и умерли. Те, кто принимал паровоз, тоже умерли от испанки. У 127 поставили под забор. В нем поселились какие-то бродяги (бомжи), и они умерли. Следующая партия бродяг - снова трупы. Кто-то из деповских в будку провоза полез, что-то открутить хотел - и стал очередной жертвой. Год после этого никто к паровозу не подходил. Но молодые комсомольцы, борясь с суевериями, в 1923 г. на субботнике его отремонтировали и покрасили в красный цвет, избрав при этом в качестве почетного машиниста В. Ленина. Менее чем через 7 месяцев "почетный машинист" умер, и паровоз доставил вагон с телом со станции Герасимовская на Павелецкий вокзал. За паровозом закрепилась устойчивая дурная слава и прозвище "черная вдова". В конце 1920-х буквально с интервалом в неделю погибли два механика этого паровоза. Не боялся, а гордился правом ездить на красной "черной вдове" только один человек - машинист Матвей Лучин, но и он не уберегся - сгинул в недрах ГУЛАГа, равно как и прокатившийся однажды на У 127 вместе с Лучиным нарком путей сообщения Ян Рудзутак. Последней каплей стало попадание в 1936 г. молнии в паровоз, при котором механик, находившийся в будке, ослеп. Никакими угрозами нельзя было никого заставить работать на паровозе. И стал У 127 первым в СССР паровозом-памятником. На этом злоключения не закончились. В 1941 году У 127 отправили в эвакуацию в Симбирск. Бригада, сопровождавшая паровоз, вскоре после возвращения из этой поездки погибла в полном составе под бомбежкой. Постсоветская история, также драматична. Говорят, что владельца автосалона в павильоне "Траурный поезд" в лихие 1990-е настигла пуля киллера, такое же случилось и с его преемником.

    паровоз ленина

    Во время строительства музея рабочие из Средней Азии потребовали, чтоб шайтан-машину оградили фанерным куполом, так как паровоз проклят и прикасаться к нему ни в коем случае нельзя!

    Константин Константинов,

    В статье использована информация заместителя директора Музея городского транспорта Михаила Егорова и Романа Мишина

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.