• Русский Форд и его издательская империя

    160 лет исполнилось 5 февраля со дня рождения величайшего русского издателя и предпринимателя, как бы мы сейчас сказали, масс-медиамагната Ивана Дмитриевича Сытина. Создав крупнейшую в России издательскую фирму, он печатал и распространял книги, газеты и журналы. Мы, замоскворечане, вправе были бы гордиться - ведь главное детище Сытина - типография находится у нас, на Пятницкой улице. Переведенная сюда в 1879 году, она до 2010 года продолжала свою работу под именем Первой Образцовой. Жаль только, что новое руководство типографии посчитало невыгодным для себя печать книг. И ныне типография закрыта - так сказать, "подарок" российской культуре по случаю юбилея И. Д. Сытина.

    Русский Форд и его издательская империя 1

    Для России успехи Ивана Дмитриевича сродни разве только деятельности первопечатника Ивана Федорова. И не потому, что других издателей в России не существовало. Напротив, их было немало, и выпускали они прекрасно оформленные книги, журналы, газеты. Однако такого грандиозного размаха печатное дело достигло лишь под руководством Сытина. Но что самое удивительное и парадоксальное - сам знаменитый издатель и просветитель народа имел всего три класса образования! "А вышел я из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук", - вспоминал он.

    Родился Иван Дмитриевич в крестьянской семье 24 января (5 февраля) 1851 года в селе Гнездникове Костромской губернии. Завершив в двенадцать лет изучение наук, Иван отправился на заработки. Сначала помощником скорняка на Нижегородской ярмарке, а в 1866 году был определен "мальчиком" в книжную лавку известного московского купца-меховщика П. Н. Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось). Этот человек стал для Ивана Дмитриевича главным наставником в жизни, советчиком в сложных ситуациях, серьезным и строгим воспитателем. Первый год Ваня бегал в "мальчишках", выполняя всю черную работу по дому. Но уже через год стал камердинером, служил в покоях хозяина. Такое доверие оказывалось не каждому. Тем более что Шарапов был набожным человеком, любил древние устои и уважение к старшим. В доме было много книг религиозного содержания, дорогих и редких. Однако хозяин не боялся давать их читать, а напротив всячески поощрял это занятие. "Получал я эти книги в известном порядке и последовательности, - пишет в своих воспоминаниях Иван Дмитриевич, - старик украдкой следил, как я исполняю его заветы. Разрешал мне жечь свечу до десяти вечера, но строго приказано было не окапать редкие древние книги, которые стоили больших денег". После совершеннолетия Иван начал получать жалование - 5 рублей в месяц. Все называли его по имени-отчеству. Теперь должность его была - помощник заведующего лавки. Книги и народные картины, т. е. лубки, продавали вразнос офени, бродячие торговцы. Весь товар им отдавали в долг, и пропади такой офеня или обмани - за все убытки отвечал молодой заведующий. Шарапов часто повторял: "Работай, хлопочи, все твое будет". Своих детей у старика не было. Несмотря на то, что Иван Дмитриевич был уже взрослым человеком, вопрос, как обзавестись семьей, без согласия хозяина решать не хотел. Поэтому "после тщательных смотрин невесты" благословение на брак он от Шарапова получил. Кроме богатого свадебного подарка, он помог молодому отцу семейства взять ссуду в банке на открытие собственной литографии, поручившись за него своим капиталом, и сам дал в беспроцентный долг значительную сумму.

    Русский Форд и его издательская империя 2

    И вот 7 (19) декабря 1876 года в Москве заработала первая литографическая мастерская Ивана Дмитриевича Сытина на Воронухиной горе в Дорогомилове. Казалось бы, новое предприятие должно отнять все силы и время. Однако Иван Дмитриевич не оставил службу у своего покровителя, работал за двоих. Литография находилась в маленьком помещении, где стояла одна машина. Молодой владелец сразу смекнул, что от качества товара зависит многое, и даже простую продукцию старался делать лучше других. Не жалея денег нанимал известных художников.

    Сам будущий медиамагнат затемно до работы в "хозяйской лавке" прибегал сюда и усердно трудился: разрезал только что отпечатанные картинки. Иван Дмитриевич обладал редкой предпринимательской смекалкой и быстро реагировал на покупательский спрос. Скоро началась Русско-турецкая война. Народ скупал газеты и зачитывался сводками боевых действий. На "ура" шли сытинские карты боевых действий. Из всех российских издателей именно Сытин первым догадался, какой доход можно извлечь из этой нехитрой полиграфической продукции. Целый год, в течение которого шла эта тяжелая для России война, Иван Дмитриевич Сытин был практически монополистом в деле печатания военных карт. Дело оказалось настолько выгодным, что уже спустя год он полностью рассчитался со всеми долгами, хотя первоначально отводил на это лет пять. Имя молодого издателя запомнилось, и дела литографии пошли значительно лучше. Уже в 1879 году молодой предприниматель купил себе домик на Пятницкой улице, куда и переехал вместе с семьей и литографией. Вот так и было положено начало знаменитой Сытинской типографии.

    Продукция Сытина была замечена на Всероссийской промышленной выставке в Москве и отмечена медалью. Однако война кончилась, и пора было искать новое место приложения сил.

    В феврале 1883 года Иван Сытин с группой товарищей зарегистрировал книгоиздательское товарищество "И. Сытин и Ко" с уставным капиталом 75 тысяч рублей. Спустя несколько месяцев он открыл свою первую лавку у Ильинских ворот.

    Русский Форд и его издательская империя 3

    До 1883 года правом печатать календари обладала лишь Императорская Санкт-Петербургская Академия Наук, а с 1884 года это право получили все. И Сытин поспешил этим воспользоваться. К 1893 году его фирма контролировала 50% этого рынка в России и издавала в год до пятнадцати наименований календарей, среди которых были крестьянские, церковные, военные, купеческие, домовые, медицинские. К концу века общий тираж выпускаемых в сытинских типографиях календарей достиг огромной по тем временам цифры в 3 700 000 экземпляров.

    В 1884 году судьба свела Ивана Дмитриевича с Владимиром Григорьевичем Чертковым - другом и поверенным Льва Толстого. Он предложил издателю сделать серию книг для народа, куда бы входили лучшие произведения писателей России. Чертков обращался и к другим более известным людям, но его идея их не заинтересовала. "Дешевые книги для народа? Много ли от них заработаешь?" А Иван Дмитриевич согласился. Так было положено начало издательству "Посредник". Содружество продолжалось пятнадцать лет. Благодаря познавательности, увлекательному содержанию и доступности книг, успех изданий "Посредника" был небывалый. Дело было поставлено так, что писатели считали за честь, если их публиковали в "Посреднике". Доходы с книжек были копеечные. Однако благодаря тому, что тиражи вместе со спросом были не просто большими, а огромными, прибыль была немалой. Кроме того, Сытин получил титул "издателя-просветителя". Что, в свою очередь, помогло добиться от Московского комитета разрешения на печатание и распространение своих учебных пособий. Азбуки и буквари стали в России одним из самых ходовых товаров. Человек мог увлекаться детективами, или вообще, кроме газет, не читать ничего, но первой его книжкой все равно был изданный Сытиным букварь. К началу XX века из сытинских типографий вышло 18 700 000 экземпляров различных учебников.

    В начале 1890-х годов Сытин первым в России закупил на Западе для типографии на Пятницкой двухцветную ротационную машину. Стоила она по сравнению с литографским станком на порядок дороже, зато при больших тиражах давала ощутимую разницу в себестоимости изделия. При миллионных тиражах копеечной литературы, с которой работал издатель, выигрыш получался существенным, и машина окупила себя уже в течение первого года работы.

    В 1891 году Сытин очень дешево купил журнал с названием "Вокруг света". Издавался он на плохой бумаге, тиражом в пять тысяч экземпляров. Иван Дмитриевич взялся, как сейчас бы сказали, за раскрутку печатного органа. Была полностью заменена редколлегия, резко улучшилось качество полиграфии и оформления, а к работе над журналом были привлечены знакомые еще по "Посреднику" Мамин-Сибиряк и Станюкович. Кроме того, в качестве бесплатного приложения к журналу стали выпускаться сочинения таких титанов приключенческого жанра, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Фенимор Купер... Уже через год тираж журнала вырос в три раза, а через три - почти в десять раз.

    Русский Форд и его издательская империя 4

    Дружеские отношения связывали Сытина с Антоном Павловичем Чеховым, он стал практически монопольным издателем популярного автора. Чехов горел желанием создать "народную газету" и постоянно убеждал в этом Сытина, который не сразу загорелся этим проектом. Но своего Чехов добился. Сытинское "Русское слово" начало выходить в Москве в январе 1895 года. С тиражом в 10 тысяч экземпляров, треть рассылалась бесплатно. Первые годы - одни убытки. Но когда в 1901 году главным редактором стал известный фельетонист Влас Дорошевич, газета "пошла". Дорошевич привел с собой целую команду великолепных журналистов, прекрасно чувствовавших как слово, так и эпоху, которую этим словом надо было отражать. В команде были такие "акулы пера", как фельетонист Амфитеатров, репортер Гиляровский и ньюсмейкер Потапенко. Несколько позже к ним присоединились Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев, Вячеслав Иванов.

    В короткий срок газета превратилась в самый читаемый и авторитетный российский печатный орган с ежедневным тиражом, приближавшимся в 1915 году к миллиону экземпляров. А у Сытина, неожиданно почувствовавшего, какой огромный политический и финансовый рычаг получил он вместе с газетой, проснулся подлинный интерес к масс-медиа-бизнесу. Вслед за "Русским словом" стало выходить иллюстрированное приложение "Искры" и несколько других изданий.

    В том же 1903 году при типографии Сытина создается художественная школа. Курс обучения составлял пять лет, причем каждый ученик был на полном обеспечении Товарищества. Основной капитал Товарищества достиг 1 000 000 рублей. Открылись торговые отделы в Иркутске, Ростове-на-Дону. Годом тяжелых испытаний стал 1905-й. 12 декабря ночью во время беспорядков разгромили и подожгли только что оборудованное здание типографии на Пятницкой. Во время пожара погибли все клише художественной школы, обвалились перекрытия нового здания типографии, погибли машины и запас материалов. Это была огромная потеря. Но Ивана Дмитриевича окружали самоотверженные, преданные делу люди. Благодаря им было восстановлено здание на Пятницкой. В 1906-м Сытин запускает три новые газеты: "Правда Божия", "Русская правда" и "Книговедение", через год еще четыре журнала, а 1916 году приобретает контрольный пакет акций главного российского журнала "Нива".

    В 1914 году каждая четвертая книга в России выходит из сытинских типографий. Здесь печатаются классики и современники, монархисты и националисты, либералы и консерваторы. Великий российский печатный олигарх не брезговал ничем.

    Сытин искал все способы удешевления книг для читателя малообеспеченного, неимущего, но тянущегося к званию. Его правилом было: "при наивысшем качестве - наинизшая цена". Притом он издавал и роскошные книги.

    Сам Иван Дмитриевич был экономен в личных расходах, не пил, не курил. Скромно одевался, не сорил деньгами, мог остановиться в недорогом отеле. Но при этом постоянно модернизировал производство, закупал за границей наилучшую технику. Организовал для рабочих бесплатное профессиональное обучение, льготное питание, лечение. Ценил мастерство, талант и хорошо платил за это. Щедрые пожертвования Иван Дмитриевич сделал на строительство Учительского дома на Малой Ордынке с библиотекой, театральным залом - народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания. Дом на Малой Ордынке, 31 уцелел, ныне здесь Театр Луны.

    К 1911 году оборот фирмы перевалил за 11 миллионов. В 1916 году вся Россия отпраздновала 50-летие издательской деятельности И. Д. Сытина. Юбилей отмечался 19 февраля 1917 года. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866-1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов. И кто тогда мог предположить, что через 9 месяцев случится катастрофа...

    После октября 1917 года Иван Дмитриевич передал все свои богатства новой власти, справедливо полагая, что так они "целее будут". Он был уверен в скором конце режима. Однако большевики устояли... Бывшая Сытинская, а теперь 1-я Государственная образцовая типография исправно выпускала в свет коммунистическую литературу. В 1922 году, на заре нэпа, Иван Дмитриевич вместе с сыновьями сделал отчаянную попытку возродиться к издательской жизни, зарегистрировав "Книжное товарищество 1922 года". Но оно просуществовало меньше двух лет. Развернуться советское правительство Сытину, конечно, не дало...

    В 1910-е годы Сытина называли "русским Фордом". Оба начинали с "нуля" и заработали многомиллионные состояния на создании массовой, доступной по ценам продукции. Хотя трудно себе представить, чтобы в самую пору своего могущества американец сказал, как Иван Сытин: "Голым пришел - голым уйду". Жаль, что это пророчество практически сбылось...

    Материал подготовлен Галиной Семёновой

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.