Уровень закредитованности россиян стабильно растет. Поэтому ФАС задумалась о том, чтобы обязать финансовые организации использовать в рекламе своих продуктов "охлаждающие" фразы. Например, таким образом банки и МФО могут призывать клиентов оценивать свои возможности и потенциальные риски перед тем, как подавать заявку на кредит или займ.
Как сообщается на сайте sro-mfo.ru, благодаря этому россияне будут более тщательно подходить к принятию на себя новых финансовых обязательств. В перспективе это поможет снизить уровень закредитованности граждан. ФАС даже уже предложила один из вариантов фраз, которые будут мотивировать граждан тщательнее подумать над решением об обращении в банк или МФО — "Оцените свои риски и возможности". Ее продолжительность, по задумке авторов инициативы, должна составлять как минимум 5 секунд (например, на радио). В визуальной рекламе, которую демонстрирующейся по телевидению или в Интернете, надпись с этой фразой должна занимать как минимум 7% от площади баннера или экрана (в случае с телевизорами).
Также предлагается, чтобы рекламодатели указывали адрес сайта с описанием условий, влияющих на полную стоимость кредита. При этом они также должны будут добавить еще одну "охлаждающую" фразу – "Изучайте все условия по займу/кредиту". Ее должны проговаривать на протяжении как минимум 3 секунд. Если реклама визуальная (например, в Интернете или по телевидению), то надпись с этой фразой должна будет занимать как минимум 5% экрана либо рекламной площади.
Рекламодатели не всегда имеют возможность указывать ссылку на страницу с описанием условий. В таком случае они должны будут следовать требованиям текущего законодательства, обязывающих размещать дисклеймер, в котором подробно перечислены все условия, способные повлиять на ПСК.
Требования к указанию последней были недавно ужесточены. Если в рекламе упоминается процентная ставка, то диапазон ПСК необходимо указывать, каким бы образом она ни транслировалась — в Интернете, по радио, по телевидению и т.д.
В правительстве отмечают, что все это важно, поскольку в ином случае россияне могут принимать необдуманные решения из-за рекламы. В результате этого граждане попадают в долговую яму, из которой затем весьма трудно выбраться. Поправки в законопроект планируют вынести на рассмотрение уже через 1-2 недели.
Представители ФАС уверены, что текущее законодательство не дает банкам и МФО возможности сделать рекламу финансовых услуг и продуктов более понятной для потенциальных клиентов. Сейчас в дисклеймерах требуется указание слишком большого объема информации. По этой причине рекламодатели формально соблюдают законодательство, но на самом деле просто используют для размещения данных очень мелкий шрифт. В результате потенциальные клиенты испытывают трудности с прочтением текста. Кроме того, некоторые рекламодатели и вовсе демонстрируют дисклеймеры в течение всего нескольких секунд.
Текущее законодательство подразумевает, что в случае упоминания ставки в рекламе продуктов и услуг банков и МФО следует указывать ее полный диапазон. При расчете учитываются все расходы, которые понесет клиент при обслуживании кредита (в том числе оплату страховки, комиссий и т.д). Также в законодательстве сказано, что шрифт, которым пишется ПСК, по размеру должен как минимум соответствовать шрифту, использованному для указания сведений о ставках. Еще одно важное требование — перечисление условий, способных оказать влияние на ПСК.
Однако представители ФАС заявляют, что законодательство не регулирует формат предоставления всей этой важной информации. Это и приводило к тому, что, стремясь указать все необходимые сведения, рекламодатели прибегали к использованию очень мелкого шрифта. В результате текст становился нечитабельным. Поправки, уверены в ФАС, помогут решить все эти проблемы.