• Скульптор Владимир Суровцев – гость «Вестника Замоскворечья»

    Скульптор Владимир Суровцев – гость «Вестника Замоскворечья»

    В редакцию газеты «Вестник Замоскворечья» зашёл в гости известный скульптор Народный художник России Владимир Суровцев. Беседа за чашкой чая вылилась в интересны материал, фрагменты из которого предлагаем пользователям нашего сайта. Полностью статью читайте в газете «Вестник Замоскворечья» № 18/2011.

    Сразу тремя яркими событиями отмечено у Народного художника России скульптора Владимира Суровцева лето 2011 года. Мастер отметил сразу два юбилея - свое 60-летие и 35-летие творческой деятельности и открыл в Париже памятник солдатам и офицерам Русского экспедиционного корпуса, направленного на помощь французской армии в годы Первой мировой войны.

    Надо отметить, парижане уже давно оценили творчество Суровцева - в столице Франции стоят уже два памятника его работы. Творения Суровцева украшают не только Францию, но и еще 17 стран мира. Скульптором создано более 35 монументальных произведений, только 15 из которых нашли прописку в России. И что особенно приятно, все свои творения он создает в Замоскворечье - его мастерская находится на Пятницкой улице. Здесь, на Пятницкой, был задуман и воплощен в зримые черты и тот самый памятник русскому солдату, ныне вставший в историческом квартале Парижа на аллее Кур-ла-Рен.

    О создании памятника русским воинам договорились Владимир Путин и французский премьер Франсуа Фийон еще в 2009 году. Был организован конкурс, победителем в котором был признан Суровцев. За воплощением этого проекта лично следил Владимир Путин. В самый канун Нового 2011 года состоялась встреча скульптора с российским премьером. "Это был для меня невероятный подарок под Новый год, - рассказал Владимир Суровцев. - За четыре с половиной часа до торжественного боя Курантов Владимир Владимирович пригласил министра культуры Александра Алексеевича Авдеева и меня как одного из авторов этого проекта в свою резиденцию, и мы вместо отведенных пяти-семи минут проговорили практически 20 минут".

    По словам Владимира Суровцева, памятник стал составной частью русского треугольника в самом сердце Парижа - сам монумент, мост Александра III и будущий православный храм на набережной Бранли.

    Композиция получилась очень мирной, лиричной. На постаменте - бронзовый поручик Русской армии. Офицер смотрит вдаль, рядом с ним конь, пьющий воду из родника. Каска с гордым российским двуглавым орлом снята, это дань памяти павшим.

    "Не хотелось в центре Парижа делать человека с ружьем, размахивающего гранатой или идущего в атаку, - объясняет скульптор. - Мы постарались сделать памятник, скажем так, человеческим, чтобы он не давил, не отторгал проходящих мимо людей, а притягивал к себе внимание. Он о тех людях, которые храбро сражались и погибли, но основная идея композиции - это обращение через суровые события прошлого к нынешним и будущим поколениям, призыв к тому, чтобы больше не было войн. Конь, пьющий воду из родника, - это возвращение к истокам, роду, Родине. Мы назвали композицию "Родник", хотя это слово не выбито на постаменте.

    У некоторых критиков конь вызывал недоумение - все-таки там не было русских кавалерийских частей. Но ведь лошади были, вся артиллерия, например, была тогда на конной тяге, а Россия в то время была первой в мире конной державой, насчитывавшей 26 миллионов коней. Кроме всего прочего, я сам очень люблю лошадей, занимаюсь конным спортом. Наверное, сказываются гены моего деда Василия Фомича, хопёрского казака, который принимал участие в знаменитом Брусиловском прорыве".

    Еще одна интересная деталь памятника - французская каска с российским двуглавым орлом. Дело в том, что союзнические войска, сражавшиеся во Франции, носили свою национальную военную форму, но каски были французские, правда, с национальным гербом. Кстати, эту деталь подсказал скульптору министр культуры Франции.

    Над композицией скульптор работал чуть меньше года вместе со своим сыном Данилой, выпускником Суриковского института, а также с архитекторами Владимиром и Олегом Сутягиными.

    Тепло приняли памятник представители русской эмиграции в Париже, ведь это еще одна серьезная ниточка, которая связывает их с нашей страной.

    День открытия памятника стал для русского Парижа настоящим праздником, впрочем, как и для всех жителей города, больших ценителей творчества нашего скульптора. Ведь подножия всех его французских памятников всегда украшают живые цветы. Множество букетов принесенных и в этот день напомнили о тех цветочных коврах, которыми, по воспоминаниям очевидцев, устилали французы путь следования наших воинских частей в апреле 1916 года.

    Верная союзническим обязательствам, Россия во время Первой мировой войны не раз приходила на помощь Франции. В 1916 году в Европу в распоряжение союзников был направлен Русский экспедиционный корпус, насчитывавший более 45 тысяч солдат и офицеров. Две его бригады отбыли из Марселя на греческий фронт, а оставшийся во Франции основной контингент русских пехотинцев защищал вместе с французскими войсками регион Шампань-Арденны.

    О том, как воевали солдаты и офицеры экспедиционного корпуса, говорят строки приказов 5-й французской армии: "...под энергичным командованием своего командира генерала Лохвицкого отборная бригада блестяще овладевает всеми объектами атаки, несмотря на тяжелые потери, особенно в офицерском составе". Всего на полях сражений во Франции тогда погибли более восьми тысяч русских солдат и офицеров!

    Выступая на церемонии открытия, Владимир Путин призвал помнить уроки истории и с уважением, ответственно относиться к нашему общему прошлому, не идеализируя его и не допуская глумления над ним. И добавил, что многие страницы нашей истории в советское время были искусственно вырваны, переписаны в угоду примитивным, упрощенным идеологическим схемам.

    Так же считает и Владимир Суровцев. "Что меня очень радует, - признается скульптор, - мы, наконец, перестали историю нашего отечества и нашего государства считывать с 1917 года. Мы, наконец-то, приходим к глубокому, хочется верить в это, историческому пониманию, что нашему государству уже более в целом двух тысяч лет. И предыдущая история до XX века не менее интересная и не менее драматичная, чем история нынешняя и современная. Горжусь тем, что мне уже удалось на эту тему сделать вместе с сыном ряд, на мой взгляд, важных проектов".

    Действительно скульптору есть чем гордиться. В разных странах установлены композиции, увековечивающие память российских воинов.

    В настоящее время юбиляр завершил (к его большой гордости вместе с сыном) следующие работы:

    Памятник А. Т. Твардовскому, который вскоре украсит Тверской бульвар.

    Памятник "Солдату-Гвардейцу" к 70-летию образования советской гвардии.

    Памятник маршалу К. К. Рокоссовскому, дважды Герою Советского Союза К 70-летию битвы под Москвой на бульваре Маршала Рокоссовского встанет конная скульптура полководца.

    И, конечно же, Владимир Суровцев полон новых творческих планов.

    "В Москве на Ордынке есть памятный знак по рисунку Модильяни - он посвящен Анне Ахматовой. Давнишняя мечта: воплотить в скульптуру тему поэта и художника. Также хотелось сделать большую персональную выставку в Париже", - признается скульптор.

    Думается, эти и еще многие планы и замыслы найдут свое воплощение.

    Установка памятника стала настоящим подарком Парижу, но и самому скульптору к его двум юбилеям. Ведь главной наградой творцу всегда является признание.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.