• Владимир Суровцев: ​Всё мое творчество посвящено сохранению исторической памяти

    Всё мое творчество посвящено сохранению исторической памяти 9 июня исполняется 70 лет жителю Замоскворечья Народному художнику России Владимиру Суровцеву. Мы беседуем со скульптором в его мастерской на Пятницкой улице. - Владимир Александрович, с какими итогами вы подходите к 70-летию? - Начну с су…

    Владимир Суровцев: ​Всё мое творчество посвящено сохранению исторической памяти

    Категории: Новости, № 5
    В роли Александра Суворова ("Гардемарины-4")

    Всё мое творчество посвящено сохранению исторической памяти

    9 июня исполняется 70 лет жителю Замоскворечья Народному художнику России Владимиру Суровцеву. Мы беседуем со скульптором в его мастерской на Пятницкой улице.

    - Владимир Александрович, с какими итогами вы подходите к 70-летию?

    - Начну с сухих цифр. Всего у меня реализовано более 120 проектов, в том числе 6 полномасштабных конных статуй. В Москве 19 моих композиций – это памятники, бюсты, мемориальные доски.

    Мои работы можно увидеть в 19 странах мира, в том числе во Франции:

    - летчикам полка «Нормандия-Неман», его сейчас передвинули на центральное место в аэропорту Ле Бурже, французы считают его самым лучшим авиационным памятником в мире;

    - русскому экспедиционному корпусу, он установлен в 2011 году в центре Парижа вблизи моста Александра III, российские делегации, приезжающие в Париж, считают своим долгом поклониться памятнику, возложить цветы в память о наших воинах, воевавших в составе армий союзников в 1914-1918 года;

    - нашим соотечественникам - участникам французского Сопротивления на кладбищах Пер-Лашез и Нуайе-Сен-Мартен.

    Радует, что все мои памятники за рубежом живут, несмотря ни на какие сложные политические отношения. Ни один не убрали! А ведь сейчас чуть какая заваруха в мире – начинают войну с нашими памятниками.

    Мы только что отметили 60-летие космической эры. Несколько лет назад с сыном Данилой и с моим другом скульптором Вадимом Демченко (он тоже из Замоскворечья) создали скульптурную композицию, посвященную создателям космодрома Восточный. Шестиметровый монумент встал у железнодорожного вокзала города Циолковский в Амурской области. Основа композиции – диск-сфера, символ земли. На одной ее стороне три фигуры: космонавт, строитель и инженер. На обратной – казак. Почему? Осваивая эти земли, казаки были такими же первопроходцами, как и космонавты. В композиции присутствует и природа Амурского края и, конечно же, космическая техника – аппараты первых лет освоения внеземного пространства.

    - Для нас особо интересны ваши замоскворецкие работы… Например, во дворе дома 17 по Б. Ордынке с 2000 года прописана ваша Ахматова…

    - Это мой подарок району. Еще хотели на фасаде дома разместить стихи и монографию Ахматовой в бронзе, тогда мне не хватило денег. Я сейчас готов это сделать. Но нужно все согласовать, в том числе, и с собственниками, и с Москомнаследием.

    Хочу особо отметить, что это самый первый памятник поэту в нашей стране.

    - Почему памятник именно такой?

    - Была идея – создать скульптуру по рисунку Модильяни, мы хотели соединить русскую поэтессу с итальянским художником. И эта тема продолжается, мне предложили у Люксембургского сада в Париже поставить композицию «Модильяни – Ахматова». Я сделал эскиз, надеюсь со временем реализуем этот проект.

    - На улице Бахрушина в 2001 году установлена и ваша мемориальная доска Ополченцам Замоскворечья.

    - Это первая из моих работ, посвященная ополченцам. Всего в Москве у меня еще две подобные работы: ополченцам Алексеевского района и ополченцам Наркомата иностранных дел, которые в 1941 году добровольцами ушли на фронт. Последняя установлена в старом здании МИДа на улице Кузнецкий Мост. Я горжусь этим мемориалом, этими людьми, которые, будучи дипломатами, интеллектуалами, «белыми воротничками», взяли в руки оружие и практически все полегли под Смоленском и Вязьмой…

    Мое обращение к этой теме не случайно. Мой дед Иван - ополченец, сапер прошел всю войну, дошел до Берлина. И отец в 41 году, имея бронь, ушел на фронт, был участником Парада Победы. Маршал Рокоссовский лично ему Красную Звезду вручал. Отец воевал под Сталинградом, и вот в 2015 году, к 70-летию Победы, в Волгограде, установили нашу с сыном конную статую Рокоссовского. Вот такая интересная связь времен и поколений.

    - Назовите еще работы, которыми гордитесь.

    - Не скрою, горжусь одной из первых моих работ. В 98 году на площади Яузские Ворота был установлен памятник Пограничникам Отечества. Ежегодно 28 мая пограничники устраивают у этого памятника торжественные мероприятия.

    Назову и 8 метровый монумент Петру и Лефорту, открытый в Лефортове в 1999 году. Совместная работа с Еленой и Данилой Суровцевыми. Это дорога в Немецкую слободу, памятник Петру и Лефорту там особенно уместен. Там же, в Лефортове, есть еще одна наша работа - сквозной барельеф «Кавалькада. Пётр и соратники». Это самый крупный художественный рельеф, отлитый в чугуне. Интересно, что это была последняя перед закрытием работа завода «Серп и молот». У нас в Замоскворечье есть знаменитые чугунные ворота библиотеки Ушинского - шедевр литейного искусства. Так вот эта работа тоже вошла в историю.

    Памятник Твардовскому на Страстном бульваре. Я работал с министерством культуры России, общался с дочерями Твардовского непосредственно – с Ольгой Александровной и Валентиной Александровной. Они были моими главными консультантами. Памятник установили в сквере Страстного бульвара рядом с редакцией журнала "Новый мир", в котором А.Т. Твардовский был главным редактором. Мне рассказывали, что главный редактор «Нового мира» на планерке сказал сотрудникам: «Вы были на открытии памятника Твардовскому? Нет? Идите, посмотрите - это точное попадание в образ, в эпоху, это отражает психологию того времени».

    - Владимир Александрович, что изменилось с советских времен в отношении профессии скульптора?

    - Сегодня нет многого, что было ранее. Музеи ничего сейчас не покупают у мастеров, нет дома скульптора. Еще момент. Раньше скульптор считался работником идеологического фронта. Сейчас считается, у нас нет идеологии. Но ведь это не так, идеология присутствует всегда.

    Вот совсем недавно проходило голосование, кого ставит на Лубянскую площадь: Дзержинского или Александра Невского.

    - И какое же ваше мнение по этому вопросу?

    - Не надо более трогать Лубянскую площадь. Но и в Музеоне памятник Дзержинскому затерялся. Есть у меня идея - хорошо бы выделить место для значимых монументов советской эпохи на ВДНХ, собрать там памятники, которые делали большие мастера и которые имеют художественную ценность. И с Крымского вала перенести туда памятники Дзержинскому, Калинину. Надо сохранять советское наследие!

    Зачем через 100 лет продолжать гражданскую войну? Знаете, я в 2003 году в Сальске поставил памятник генералу Белой армии Маркову. И это был первый памятник участнику Белого движения в России - еще до клыковского Колчака. Сергей Леонидович Марков – герой русско-японской и Первой мировой войн, патриот, ученый, имел 8 орденов.

    И в то же время в Волгограде стоит мой памятник маршалу Рокоссовскому – красному командиру во времена гражданской.

    Я считаю, эти люди вошли в нашу историю, а историю надо принимать такой, какая она есть. И тех, и этих надо уважать, а не оценки выставлять, они не школьники. Да, в советское время было просто – белые плохо, красные хорошо. Я сам 20 лет был в КПСС, воспитан на «Чапаеве». Но вот что делать с тем фактом, что моего прадеда Фому Суровцева забили шомполами при раскулачивании? Мой двоюродный дед Александр Степанович Романов сражался в Белой армии, а родной дед Василий - в Красной. Вот так все переплелось. И что мне теперь делать? Мстить потомкам тех, кто забил моего деда шомполами? Вот так завязано все в этом мире. Мне кажется, должно еще некоторое время пройти, чтобы мы более спокойно все оценивали, кто прав, кто виноват. Вспомним, что провозглашали лидеры Белого движения – единая неделимая Россия, укрепление границ, централизация власти, уважение к частной собственности… - все то, о чем мы сейчас говорим.

    Мы говорим сейчас и о сохранении исторической памяти. Так вот уже 40 лет моя работа именно этому посвящена.

    - Назовите самые яркие ваши работы на эту тему.

    - Из тех, которые я особенно люблю – Барклай де Толли в Черняховске Калининградской области. Это единственный конный памятник одному из спасителей России, военному министру Российской Империи, полному Георгиевскому кавалеру.

    Уже упоминаемые Рокоссовский в Волгограде, Твардовский в Москве, еще «Солдат» в Марьине. Памятник «Штыковая атака» в Гусеве, посвященный Гумбинненскому прорыву августа 1914 года. Этот прорыв фактически спас Францию от захвата немцами.
    Памятник на Эльбе – месте встречи союзных армий, его открывали с ветеранами Второй мировой в 1995 году. С ним связана интересная история. Я был в 93 году в Германии, встречался с ветеранами Вермахта. И убедил их выделить деньги на этот памятник. «Почему мы должны платить за этот памятник?» - спрашивают. Я объяснил: «После встречи на Эльбе перестали массово гибнуть воины с трех сторон». «Да, - говорят, - ты прав».
    Сейчас туда, на Эльбу, приезжают дети, внуки, правнуки ветеранов…

    - Над чем вы сейчас работаете?

    - Несколько работ я делаю для столицы. Вот только что мы с сыном закончили памятник маршалу Сергею Бирюзову. Это начальник генштаба нашей армии, он был командующим ракетными войсками стратегического назначения, при нем мы достигли паритета по ядерным боеголовкам. Освобождал Крым, Донбасс, Югославию. Памятник встанет на улице его имени.

    Еще одна московская композиция посвящена Параду Победы. Хотелось бы, чтобы она была установлена на здании ГУМа. Почему? Что мы сегодня видим на Красной площади? Мавзолей, памятник Минину и Пожарскому - героям Смутного времени. И нет никакого символа, посвященного Победе в Великой Отечественной.

    Композицию я делаю по просьбе ветеранов Вооруженных Сил. Нашли спонсоров. Уже отлито три рельефа. Почему три? Дело в том, что в 1941 году прошло три парада: один, знаменитый, на Красной площади и два еще – в Воронеже и Самаре. В Самаре, кстати, был крупнейший авиационный парад, туда переехал дипкорпус и правительство. Поэтому и в Самаре, и в Воронеже тоже в течение этого года будут установлены памятники. Это будет работать на историю, на Россию.

    Расскажу еще об одном проекте. Он посвящен памяти женского партизанского отряда «Родина». Стоять он будет во французском городе Тиль на месте, где находился концлагерь Эрувиль. Наши девушки – заключенные в этом лагере, устроили побег, создали партизанский отряд. Били врагов, выжили, вернулись. У них есть дети, внуки.

    А еще ко мне обратились недавно из центрального Казачьего войска и попросили создать бюст Александра Невского для Кантемировской дивизии. Они шефствуют над дивизией, а благоверный князь Александр является ее Небесным покровителем. Так что планов много.

    - Ваши дети пошли по вашим стопам…

    - Да. Дочь Дарья и сын Данила стали скульпторами. Я ими очень горжусь. Дарья живет в Париже, работает и для России, и для Франции. Выиграла ряд конкурсов, получила много премий.

    Данила - выпускник Суриковского, некоторые работы мы делаем вместе с ним. Но он хороший самостоятельный мастер.

    - Есть такое мнение, что в Москве сейчас слишком много памятников, что даже надо объявлять мораторий лет на 10 на установку памятников. Что вы думаете по этому поводу?

    - Абсолютно не согласен. В масштабе города скульптуры немного. Тем более в новых районах, где живут сотни тысяч людей.

    Давайте обратимся к истокам нашей культуры. Кем были самые знаменитые деятели Серебряного века? Это люди, которые жили, выросли в культурной среде, их окружали красивые вещи, картины, книги, произведения искусства. Иначе не было бы Серебряного века.

    Иногда я слышу такие высказывания: «Зачем вы памятники ставите? Лучше ветеранам почините квартиры». Да, есть такая точка зрения. Но посмотрим зарубежный опыт. Я бывал в Греции, Италии, Нидерландах, других странах. И везде насыщенная городская среда. Есть один термин, который я люблю: «Произведение искусства – это переходный элемент от архитектуры к реальному образу природы». Такой вот посредник. Второй момент – эстетическая среда формирует психологию человека. Обратите внимание, как сейчас реконструируются скверы, как хорошеют набережные, газоны, появляются красивые скамейки, фонтаны и решетки – это тоже художественные объекты. И все это самым благотворным образом действует на человека, пробуждает творческие силы. Что памятников много – это не беда! Проблема не в количестве скульптуры, проблема в другом. Вот иногда привозят и ставят на всеобщее обозрение безобразные мусорные бачки - и никто не возмущается против этого. «Украшают» город унылой, бесчеловечной архитектурой – и ничего! Надо думать о градостроительной среде, пытаться вписаться в ландшафт, в природу, не нарушая ее…

    - Владимир Александрович, как и где вы будете встречать ваш юбилей?

    - Юбилей встречу на съемках фильма Светланы Дружининой «Гардемарины 4», где меня утвердили на роль Суворова.

    - Неожиданно…

    - Получилось так, что благодаря моему другу кинорежиссеру Михаилу Матросову, который снял обо мне фильм «Патриот» (тема - история России на фоне творчества художника), я познакомился с замечательным режиссером Светланой Дружининой. Она, присмотревшись ко мне, предложила эту роль.

    - Вы сразу согласились?

    - Я стал отказываться, утверждать, что непохож совсем, но Светлана Сергеевна настояла. Спросила только: «Верхом ездишь?» Я, говорю, 35 лет в седле. Буду играть Суворова в период освоения им Крыма, когда он отбивал натиск турок. Съемки займут июнь и июль. Очень рад, что встречу свой юбилей именно так!

    (Фотографии представлены редакции В.А.Суровцевым)

    Водопой
    2019.10.27 Б,Ордынка, 17. Памятник А.Ахматовой

    Памятник А.Твардовскому
    Памятник Петру и Февронии, Муром
    Памятник М.Барклаю-де-Толи, Черняховск
    Памятник Маршалу К.Рокоссовскому, Волгоград
    Памятник Воинам Великой войны, Гусев
    Памяти воинов Русского экспедиционного корпуса, сражавшихся во Франции в 1916-18 гг.
    Памятник Нормандии-Неман. Париж
    Памятник Нормандии-Неман
    Доска, посвященная Параду Победы
    Доска Нормандии-Неман
    Доска ополченцам НКИДа
    Стела ополченцам Алексеевского района
    2015.01. Доска А.Твардовскому в Черняховске

    Доска Б.Рунову