Дом, у которого украли парадные подъезды
Дом на углу Валовой и Новокузнецкой – яркий образец сталинской архитектуры. Угловая часть здания поднимается над основным объемом на один этаж и завершается балюстрадой с обелисками. Ранее балюстраду украшали еще и 6 декоративных шаров, но они, к сожалению, утрачены. Дом имеет шикарные подъезды, красивые главные входы с улицы и черные - со двора. И, представьте себе, что в 1990-х гг. жители остались без парадных подъездов. Ловкие граждане отделили стеной драгоценные квадратные метры и стали активно их эксплуатировать…
Об этой беде и других проблемах жителей мы беседуем с председателем Совета дома Александром Викторовичем Межениным и общественным советником Еленой Георгиевной Окороковой.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем доме.
- Это был ведомственный 4-х подъездный дом Московского института стали имени И. В. Сталина, построенный в 1951 году. Первые жильцы вселялись 1-2 января 1952 года. Архитектор - И.Н. Кастель, он же (совместно с Н.Д.Колли) проектировал расположенную рядом станцию метро "Павелецкая-кольцевая". Угол дома занимал большой магазин "Ткани", известный всей Москве. Адрес нашего дома со временем изменился. В ордерах при заселении было написано: Валовая, 4-2/44, сейчас: Валовая, 2-4 /44, строение 1.
Это дом ученых-металлургов, здесь жил профессорско-преподавательский состав института Стали, в 1962 году переименованного в МИСИС. Одна из квартир в 3-м подъезде принадлежит театру им. В. Маяковского, в ней организовано общежитие из нескольких комнат, где живут артисты. В 1985-95 гг. комнату здесь занимал известный артист Андрей Болтнев, снявшийся в более чем 50 лентах. Особо он любим зрителями по роли Лапшина в фильме "Мой друг Иван Лапшин", и Кротова в телесериале "Противостояние". В этой комнате он и скончался от инсульта, и поскольку московской прописки у него не было, вопрос похорон решался на уровне Мэрии.
В 1990-х годах в подъезде № 4 начали проводить капремонт с расселением, и затем там было создано ТСЖ. С чего и начались наши проблемы с дворовой территорией и аркой. Мы с ним существуем, в общем, мирно, но противоречия имеются, они связаны с дворовой территорией, она у нас общая для всех 4-х подъездов, а доступ к использованию части территории ограничен для наших жителей.
Межевание проведено было так, что сервитут – право проезда на Валовую и Монетчиковский - не установлен. Для проезда перекрыта арка дома 6 – исторический выезд на Валовую.
А единственному выезду на Новокузнецкую мешает стихийная парковка. Машины его перегораживают. С утра сюда заезжают те, кто привозит детей в сад, который здесь находится, а вечером – кто забирает. Регулярно проезд перекрывают посетители пункта выдачи заказов.
Вызывает вопрос законность постройки кирпичного сарая между нежилыми строениями 3 и 5 дома 42. На этом месте была калитка, когда строение 3 было жилым домом. Затем проход перегородили тонким забором, а потом вдруг выложили этот сарай. Хотя жители просили организовать там объединенную контейнерную площадку. Или, как вариант, дополнительный выход (или выезд) на Новокузнецкую.
Большая проблема – отобранные парадные подъезды. В 1990-е годы жители однажды проснулись и увидели, что выходы из подъездов на улицу замурованы, и можно пользоваться только чёрными ходами во двор. А со стороны улицы коммерсанты стали использовать для бизнеса драгоценные квадратные метры, благо метро в двух шагах.
Война за подъезды ведется давно. В подъезде № 3 сразу выгнали захватчиков. В остальных двух добиться правды оказалось очень тяжело. Вся нагрузка ложится на жителей. Вопрос приходится решать через суд. Не так давно закон и справедливость восторжествовали в подъезде № 2. В этом нам помогла прокуратура. Подъезд пришлось с трудом освобождать и полностью восстанавливать. Надо отдать должное нашей управе и управляющей компании в восстановлении этого подъезда. Большое спасибо за их работу.
Спасибо неравнодушным жителям, которые не жалели времени и сил на борьбу за подъезды, это, прежде всего, Валентина Викторовна Ионова (3 подъезд), Надежда Константиновна Орлова и Нонна Евгеньевна Хилькова (2 подъезд).
А подъезд № 1 до сих пор используется как вход в кофейню…
- Что ж, ваше дело правое, победа будет за вами… Что еще мешает жителям?
- Коммерческая деятельность в жилых квартирах. Посетители и сотрудники ходят через наш подъезд. А это достаточно большой поток людей, напрягает. И по закону через жилой подъезд ходить нельзя!
Контора располагается на втором этаже. Конечно, мы жаловались, но проверка Мосжилинспекции не увидела здесь нарушений, заглянула в квартиру – им показали диван – типа люди спят, это жилая квартира. Что интересно, проверяющие не видят таблички с названием конторы в упор. Не замечают и находящееся в подъезде бюро переводов, правда, без таблички.
- Табличка размещена на фасаде с согласования собственников?
- Конечно, нет…
А в квартирах фирмы зарегистрированы с интересным адресом: Новокузнецкая ул., 44/2. То есть получается, что к нашему жилому дому они вроде бы и не относятся. Выходит, по Валовой нет коммерческой структуры, а по Новокузнецкой – есть.
Дом угловой, и у него может быть еще одно обозначение на картах. Но для регистрации должен использоваться официальный адрес дома. Получается, что этот момент никто не контролирует.
- Был ли в доме капремонт?
- Фасад года три-четыре назад нам сделали, причем хорошо. Но этого добиться непросто было. Много сил стоило. Мы здесь дневали и ночевали все лето, заставляли подрядчика менять рабочих, пока не добились качественной работы.
Теперь срок ремонта - 2036 год. Может и к лучшему: можно надеяться, что тогда работы будут выполнять профессионалы.
- Приблизить срок не хотите?
- Если только замену электрики и коммуникаций в подвальных помещениях. Кстати, это ещё одна проблема: подвальные помещения дома заняты коммерческими фирмами. Они получают прибыль из квадратных метров, а жильцам нет доступа к коммуникациям.
С осени 2018 года в стояке холодной воды температура иногда поднимается до 40 градусов! Это стало происходить после ремонта, проведенного банком и установки им дополнительного оборудования. Управляющая компания причину пока не нашла и не устранила. Надеемся, что найдет и результат будет.
Хочется, несмотря ни на что, быть оптимистами и верить, что у нас все получится. В любом случае, обязательно будем продолжать отстаивать интересы дома.
Беседовал Андрей Востриков
Дом строил Московский институт стали имени И. В. Сталина. Старожилы рассказывали, что партийные руководители столицы велели сдать дом к красному дню календаря - 21 декабря 1951 года (дню рождения Сталина). Если застройщики не укладывались, то объект переходил к Метрогипротрансу, следовательно, квартиры - его сотрудникам. Но все закончилось хорошо, строители уложились в сроки, и жилье досталось вузу.
* * *
Актер Анатолий Лобоцкий: "В этом замечательном доме имелась ведомственная квартира, которая в свое время предлагалась приме театра Татьяне Дорониной. Но она от предложения отказалась, поэтому там были поставлены перегородки, и жилище превратилось в некую театральную коммуну. Там жили такие же бездомные, как и я, молодые и не очень, артисты. Народу на моей памяти сменилось очень много. Это была по-своему уникальная квартира. Ни в коем случае не общага, даже не коммуналка! Скорее, некий клуб, особенный, творческий, где можно было в любое время суток застать самых разных людей: народных артистов, цыганского барона, грузчика из соседнего магазина, бомжа с Павелецкого вокзала, бывшего резидента советской разведки в одной из европейских стран, адмирала… Некоторые фамилии сейчас просто страшно назвать. В общем, жизнь всегда кипела. Писались пьесы, на пальцах и на листах бумаги создавались спектакли, проходили репетиции, разгорались споры, иногда доходившие до драки… "