• Амонашвили​ Шалва Александрович, Народный депутат СССР

    Амонашвили​ Шалва Александрович, Народный депутат СССР

    Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Грузин

    Отец - Амонашвили Александр Дмитриевич (1910—1942), погиб на фронте

    Мать - Амонашвили Мария Ильинична (1915—1990).

    • Окончил Тбилисский государственный университет, факультет востоковедения.
    • Педагогическую деятельность начал пионервожатым в 1952 году, будучи студентом второго курса. В 1958 году окончил аспирантуру при НИИ педагогики им. Я. С. Гогебашвили и защитил кандидатскую диссертацию по педагогике в 1960 году.
    • Относится к числу редких учёных, которые отказываются от своей кандидатской диссертации, поскольку она опровергается его последующими идеями. Своими учителями называет Академика Давида Онисимовича Лордкипанидзе ("...Он пристрастил меня к классической педагогике... (Коменский, Ушинский, Гогебашвили, Руссо, Песталоцци, Макаренко, Сухомлинский и другие классики) и Барната Иосифовича Хачапуридзе (доктор психологических наук, создал свою версию теории установки, исследовал невоспринимаемые раздражители в установке)[1]. В 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1970—1980-е годы он активно взаимодействует с известными московскими педагогами и психологами, в частности с В. В. Давыдовым, который оказывает ему помощь, когда деятельность Амонашвили подвергается резкой критике со стороны официальной педагогики и его пытаются освободить от должности заведующего лабораторией.
    • С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения.
    • В 1989—1991 годах был народным депутатом СССР, членом ВС СССР.
    • С 1991 по 1998 год заведовал кафедрой начального образования в Педагогическом университете имени С. С. Орбелиани (Тбилиси).
    • С 1998 г. - заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ)

    Жена — Ниорадзе Валерия Гивиевна (1935—2012) — доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ. Дети: Амонашвили Паата Шалвович (род. 1964) — психолог, социолог, писатель, издатель, Нино — филолог, ювелир

    Житель района Замоскворечье: Пятницкая ул.

    Кандидат педагогических наук (1960), доктор психологических наук (1972), с 1989 года академик АПН СССР (сейчас Российская академия образования), член Академии Педагогических Наук Украины, заведующий лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) (с 1998), почётный доктор Софийского Университета имени святого Климента Охридского, основатель Международного Центра Гуманной Педагогики (2001), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008, 2013), «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003), «Рыцарь детства» (2007).

    Организатор ежегодных Международных Педагогических Чтений.

    Член-корреспондент АПН СССР с 23 мая 1985 года, действительный член АПН СССР с 27 января 1989 г., почётный член РАО с 21 марта 1993 года, действительный член РАО с 30 мая 2001 г. Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии[3]. Почётный член МОИП (2015). Доктор Honoris Causa Софийского университета (Болгария)[4]. Научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах[5]. Ректор Академии педагогического искусства и социализации[2]. В сентябре 2001 года для целей дальнейшего научного исследования и популяризации идей гуманной педагогики при Международном центре Рерихов (МЦР) был создан Международный Центр Гуманной Педагогики под руководством Ш.А.Амонашвили[6]. Руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вместе с членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издаёт «Антологию Гуманной Педагогики» (вышло более 40 томов).

    Международный Центр Гуманной Педагогики реализует образовательные программы для родителей и учителей, организует семинары, встречи, фестивали российского и международного масштабов, проводит психолого-педагогическую консультационную и просветительскую работу в рамках гуманного мировоззрения.

    Награды и премии

    • премия Ленинского комсомола (1988)— за цикл работ по проблемам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
    • «Рыцарь Гуманной Педагогики» (2003)
    • премия Правительства РФ в области образования (2008)[7]
    • Рыцарь детства (2007)[8].
    • премия Правительства РФ в области образования (2013).[9]
    • медаль: «К.Д.Ушинского, «Учитель Великой России».

    Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

    Основные установки

    Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, относиться с оптимизмом по отношению к ребёнку.

    Принципы: очеловечивание среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

    Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим, предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.

    Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

    Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.[11]

    Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

    Основные методические подходы

    Технология обучения детей с шестилетнего возраста.

    Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.

    Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.

    Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.[13]

    Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

    Сочинения:

    • Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980
    • Созидая человека. — М., 1982.
    • Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А. В. Петровского. — М., 1983.
    • Как живете, дети? — М., 1986
    • Единство цели. — М., 1987
    • Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984
    • В школу — с шести лет. — М., 1986
    • Размышления о гуманной педагогике.- М., 1996
    • Школа Жизни.- М.,1996.
    • Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской. — М., 2003.
    • Вера и любовь.- М., 2009.
    • Исповедь отца сыну.- М.,2009.
    • Письма к дочери
    • Баллада о воспитании
    • Истина Школы.- М.,2006.
    • Без сердца что поймём?
    • Спешите, дети, будем учиться летать!.- М..2005.
    • Почему не прожить нам жизнь героями духа.- М.,2003.
    • В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры. — Артемовск, 2008.
    • Рука водящая. — Артемовск, 2009.
    • Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света. — Донецк, 2009.
    • . Как любить детей (опыт самоанализа). — Донецк, 2010.
    • Амона-Ра: Легенда о Камне. — Артемовск, 2010.
    • Песнь Великой Любви. Саломея. Воин света. — М.: Амрита-Русь 2017
    • Песнь Великой Любви. Воин света. Тысячу лет спустя. — М.: Свет 2018.

    См.: