• Выступление Сергея Собянина на встрече с муниципальными депутатами ЦАО 28.05.13

    Стенограмма выступления мэра Москвы Сергея Собянина на встрече с муниципальными депутатами ЦАО 28 мая 2012 г.

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мы продолжаем встречи с депутатами местного самоуправления Москвы, обсуждаем самые различные темы. Должен сказать, что Центральный округ является одним из самых сложных округов, потому что здесь была сосредоточена основная инвестиционная деятельность, он наиболее инвестиционно привлекательный, поэтому каждый стремился на любом клочке земли что-нибудь построить. Решение этих вопросов, как всегда, является очень конфликтным и спорным. Помимо этого в Центральном округе проживает более 700 тыс. человек, а количество рабочих мест зашкаливает 2,5 млн. Это означает, что огромное количество людей ежедневно устремляется в Центральный округ на работу. Отсюда колоссальные транспортные проблемы, которые в Центральном округе выражены ярче всего.

    В округе сосредоточены основные памятники истории и культуры, которые находятся далеко не всегда в лучшем состоянии и требуют реставрационных работ. Сам жилищный фонд наиболее старый из всех округов Москвы. Плотность застройки такова, что уровень благоустройства дворов также вызывает много сложностей и вопросов в силу того, что во дворах очень много машин и практически нет свободного места для нормального обустройства дворов. Тем не менее любые вопросы необходимо решать, именно для этого мы с вами здесь и собрались.

    Несколько слов о тех программах, над которыми мы работаем. Начну с того, что и для Центрального округа является одной из главных проблем. Речь идёт о благоустройстве общественного пространства. Это видно и по моим встречам с депутатами. В число наиболее популярных вопросов всегда входят вопросы, связанные с благоустройством, созданием новых парков, скверов, пешеходных дорожек и так далее, и тому подобное. Да и в целом создание нового качества общест­вен­ного пространства является неким мировым трендом. Все мировые столицы стараются сделать свои города более комфортными для проживания. Конечно, благоустройство в том числе и Центрального округа не должно ограничиваться отдельными крупными объектами, поэтому в соответствии с нашей программой бóльшая часть работы проводится в жилом секторе, чтобы людям было комфортно жить в своём районе и дворе.

    Во-первых, мы продолжаем благо­устройство дворовых территорий. В 2011–2012 годах стояла задача провести базовое благоустройство — создать парковочные карманы, новые детские городки, поставить современные уличные тренажёры, отремонтировать газоны и так далее. Начиная с 2013 года благо­устройство районного уровня будет постепенно смещаться в сторону индивидуальных проектов. Жители сами должны сказать, что им не хватает для комфортной жизни, а задача депутатов и районных управ состоит в том, чтобы на основе предложений жителей формировать планы благоустройства конкретных дворов, небольших парков и скверов.

    Могу сказать, что в 2013 году бюджет благо­устройства и других местных программ, нахо­дящий­ся под конт­ролем депутатов местного самоуправления, составляет более 18 млрд рублей, в том числе в Центральном округе — почти 3 млрд.

    Всего в этом году запланировано провести благоустройство в Центральном округе в 180 дворах. Кроме того, запланировано оборудовать более 40 парковочных площадок. В 2012 году было проведено освещение 6 тыс. дворов. В 2013 году предстоит сделать дополнительное освещение 5,7 тыс. — почти столько же. И, как ни странно, в Центральном округе были выявлены, пожалуй, даже более серьёзные проблемы с освещением, чем в других округах. Поэтому больше четверти городской программы будет реализовано именно здесь. Это 1540 объектов, включая 640 дворов и 730 детских площадок.

    Следующее. Было принято отдельное решение по ремонту асфальта во внутриквартальных проездах. В отличие от магистральных дорог многие из них не ремонтировались по 20–30 лет. В течение года мы должны навести порядок в этом направлении. Предстоит заново уложить порядка 4,5 млн кв. м асфальта. И опять же в Центральном округе проблема ям и колдобин на местных проездах оказалась острее, чем где-либо, поэтому четверть всей городской программы по ремонту внутриквартальных проездов будет реализована именно в Центральном округе.

    Ещё одна часть программы по общественному пространству — благоустройство парков, скверов, бульваров и других озеленённых территорий, а также создание пешеходных зон. За два года мы привели в порядок 50 городских парков по всему городу. В центре города были завершены работы в скверах на Бульварном кольце. Теперь в 2013 году будут выполнены работы по благо­устройству на Садовом кольце. В скверах на Садовом кольце, а также в Пушкинском и Новопушкинском скверах, запла­нированы работы по дополнительному озеленению и созданию благоприятной городской среды.

    Утверж­дены проекты, предусматри­вающие исполь­зование качественных и красивых деревьев и кустарников — туи, сирени, можжевельника. Предусматривается качественное моще­ние дорожек и тротуаров, установка скамеек и других элементов для отдыха и прогулок. В порядке эксперимента возобновлено озеленение и на Тверской улице. Посмотрим, как оно приживётся, по итогам решим, как развивать эту программу дальше.

    Что касается эксперимента по созданию пеше­ходных зон, то сегодня уже не осталось сомнений в пользе этого начинания. Новая пешеходная зона в Столешниковом переулке и на Кузнецком Мосту пользуется огромной популярностью у москвичей, поэтому в 2013 году запланировано создание сразу нескольких пеше­ходных зон и маршрутов с полным или частичным перекрытием движения автомобилей. Это Никольская улица, Большая Дмитровка, Крымская набережная и другие центральные улицы. Каждый из этих проектов предусматривает создание широких и удобных тротуаров, устройство освещения на новом качественном уровне, создание условий для отдыха и встреч, проведения городских праздников, ликвидацию посторонних объектов.

    Отдельно запланировано благоустройство Арбатс­кой площади перед кинотеатром «Художественный», ремонт истори­чес­кой лестницы у Библиотеки имени Ленина, расши­рение тротуаров на Покровке и Маросейке для нормального движения пешеходов. Продолжаются многолетние работы по благо­устройству Парка Горького и других центральных парков культуры, а также работы по созданию инфраструктуры велосипедного движения. Уже летом открываем самую большую велодорожку Москвы — 16 км от «Музеона» до Парка Победы.

    И, наконец, самый масштабный проект по созданию нового общественного пространства — это парк в Зарядье на месте снесённой гостиницы «Россия». Этот проект уже вступает в стадию практи­ческой реализации. Мы начинаем проектирование, а затем строительство парка.

    Правительство Москвы, префектуры стали получать обращения от жителей не ограничиваться уже существующими парками, а выполнять благоустройство других сложившихся мест отдыха. Либо отдавать под новые небольшие парки какие-то заброшенные территории. Мы начали реализацию программы «Народный парк», собрали около 250 предложений, 48 из них отобраны для реализации уже в этом году. В центре они появятся на Покровке, на Бауманс­кой улице и ещё в ряде районов.

    Следующее направление развития общественного пространства — ремонт и реставрация истори­ческих зданий. Прежде всего эти здания нужно элементарно освободить от избыточной наружной рекламы, которая закрывает и портит основные городские виды. Как вы знаете, в 2011 году мы начали с лик­видации перетяжек и снятия щитов со строительных заборов и сеток. В конце 2012 года был утверждён новый регла­мент размещения наружной рекламы, предусматривающий серьёзное сокращение рекламных носителей в центре и на основных магистралях города.

    Был принят новый федеральный закон, регулирующий рекламную деятельность, дающий городским властям больше права и манёвра для наведения порядка в области рекламной деятельности.

    С начала 2013 года идёт демонтаж избыточной рекламы. Уже убрано более 600 щитов 6×3 м. Если помните, ещё весной на Садовом кольце эти щиты стояли через каждые 150–200 м, сегодня их там больше нет. Также идёт демонтаж запрещённых рекламных установок на крышах и стенах домов, панель-кронштейнов на фонарных столбах, разных тряпок на пешеходных ограждениях и других избыточных форматов рекламы.

    Кроме того, в этом году принято постановление Правительства о регулировании и наведении порядка с торговыми вывесками на предприятиях общепита, торговли, ресторанах, офисах и так далее. Мы только приступаем к этой работе, но должен сказать, что вывески в Москве в большинстве своём повешены хаотично, в разных форматах, разномастные, разных цветов и, конечно, не украшают город.

    Мы продолжаем и программу ремонта фасадов, которая в 2013 году охватит несколько сотен домов. Работы по архитектурно-художественной подсветке фасадов в 2012 году проводились на Новом Арбате, Тверской, проспекте Мира. В этом году к ним добавится Александровский сад, Бульварное кольцо, Садовое кольцо, Кутузовский проспект, Большая Якиманка и Ленинский проспект.

    Масштабная программа сформирована в сфере реставрации памятников истории и архитектуры. Я, правда, не знаю, но специалисты говорят, что такой программы в Москве не было со времен Олимпиады-80. Реставрационные работы проводятся не только за счёт бюджета Москвы, но и за счёт федеральных денег и частных инвесторов. В 2012 году реставрация велась на 226 объектах культурного наследия, причём на 131 из них эти работы были завершены. Наиболее значимый проект — это, конечно, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Но и в центре города было сделано немало. Например, был отреставрирован храм Великомученика Никиты за Яузой, летний домик в усадьбе «Нескучное» на Крымском Валу и многие другие исторические памятники. В планы реставрационных работ на 2013 год включено более 200 объектов, среди них Дом культуры имени Русакова на Стромынке, дом Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной улице.

    По специальной городской программе — вы знаете, мы приняли решение о сдаче в аренду за рубль в целях восстановления, реставрации памятников архитектуры, — уже переданы инвесторам, и идёт проектирование реставрационных работ по семи зданиям. Сегодня готовятся аукционы ещё по 50 зданиям, которые, конечно, надо реставрировать, они находятся в руинированном состоянии.

    Хорошо себя зарекомендовало сотрудничество с Московской Патриархией и другими религиозными организациями. За счёт субсидий из городского бюджета и собственных средств прихожан в прошлом году прошли реставрационные работы девяти храмов и других культовых объектов. Аналогичная программа сформирована и на этот год.

    Но, конечно, для центра города актуальным является не только возрождение памятников, но и решение проблемы обычных жилых домов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Я знаю, что в прежние годы были всякие игры с признанием домов аварийными: какие-то дома не хотели признавать, какие-то, наоборот, искусственно признавали, для того чтобы реализовать те или иные инвестиционные проекты. Считаю, что эта практика недопустима. Будем признавать аварийным то, что реально является аварийным и подлежит выселению. Должен сказать ещё несколько слов по благоустройству. Речь идёт о дополнительных деньгах, которые переходят непосредственно в распоряжение депутатов. Мы создали специальный механизм, при котором экономия на торгах, а также доходы от подоходного налога за аренду квартир, продажи патентов индивидуальным предпринимателям, сборы за платную парковку и штрафы за неисполнение контрактных обязательств со стороны подрядчика идут на благоустройство района. Только первый транш этих дополнительных средств в этом году составил более 1,1 млрд рублей. На долю Центрального округа пришлось почти 90 млн. Больше всего перечислено в районы Хамовники и Пресненский. Должен сказать, что мы будем постоянно перечислять деньги, которые поступают из этих источников, так что очередной транш будет в ближайший месяц.

    Несколько слов о градостроительной политике в отношении центра. Она вызывает наибольшее количество вопросов, даже в настоящее время, когда мы большую часть из них решили. В чём состоят наши подходы к развитию центра? Вместо массового сноса старых зданий, мы выступаем за сохранение и реновацию истори­ческой застройки. Вместо передачи под застройку каждого свободного клочка земли, мы занимаемся благо­устройством общест­венного прост­ранства. Вместо одностороннего усиления офисной и деловой составляющей, приоритетом стало развитие жилых, социальных, культурных и досуговых функ­ций в центре города. Вместо бесконечных автомобильных заторов мы стараемся создать сбалан­сированную систему организации движения пешеходов, велосипедов, общест­венного транспорта, такси и личных машин.

    В качестве первого и самого неотложного шага по спасению исторического центра Правительство Москвы обеспечило расторжение или пересмотр инвестиционных контрактов на строительство различных офисных, торговых и других объектов уплотнительной застройки. Всего по городу мы отказались от строительства более 11 млн кв. м различной недвижимости, значительная часть которой приходилась на Центральный округ. Разумеется, все ранее заключённые контракты прекратить было невозможно. Во-первых, в отдельных случаях это требует большой компенсации от города, а во-вторых, есть целый ряд судебных решений, которые обязывают город продолжить те или иные проекты, по ряду идут бесконечные судебные споры, как, например, по застройке площади Павелецкого вокзала: суды не только в российской юрисдикции, но и в Лондонском международном суде.

    Одновременно с пересмотром инвестконтрактов Правительство Москвы отменило ранее выданные разрешения на снос исторических зданий. Всего таких решений принято более 200. То есть 200 уже приговорённых к сносу зданий были сохранены для города.

    Утверждена схема высотных ограничений. Высотный регламент защищает сложившиеся городские панорамы, ограничивая строительство новых зданий высотой 75 м.

    Утверждены границы и зоны охраны объектов культурного наследия. Правительство Москвы взяло на себя разработку охранных обязательств на памятники архитектуры, которых в Москве порядка 4 тыс., и две трети из них не имели охранных обязательств, потому что разработка таких обязательств была возложена на инвесторов, на владельцев, которые были не заинтересованы это делать. Правительство взяло на себя эти обязанности, и за несколько лет эта работа будет завершена. Владельцы этих зданий будут обязаны выполнять те охранные обязательства, которые мы им предъявим.

    Кроме того, после многолетнего перерыва возобновилась работа по признанию исторических зданий памятниками истории и архитектуры. За последний год Правительство Москвы присвоило этот статус 54 зданиям.

    Наконец, идёт активная работа по подготовке режимов использования земель и градостроительных регламентов для центра Москвы. Такая работа уже находится в завершающей стадии. Принятие этих документов серьёзно ограничит вторжение в сложившуюся городскую среду.

    Теперь о других вопросах развития Центрального округа.

    Что касается модернизации транспортной системы: разумеется, основное транспортное строительство планируется за пределами центра Москвы. Но по сути все крупнейшие транспортные проекты — это проекты, снижающие избыточную нагрузку на центр города.

    Третий пересадочный контур Московского метрополитена — это альтернатива поездкам по Кольцевой линии и транзиту через центральные пересадочные узлы.

    Аналогичную роль должно сыграть Малое кольцо Московской железной дороги, которое превращается, по сути дела, в наземное метро.

    Строительство хордовых магистралей — это способ разгрузить от автомобильного транзита Третье транспортное и Садовое кольцо, а также набережные Яузы и Москвы-реки.

    Таким образом, мы рассчитываем, что через пять-семь лет пассажиры общественного транспорта и водители личных машин смогут пользоваться маршрутами, которые будут комфортнее и, самое главное, быстрее, чем традиционные поездки через центр.

    Но, конечно, есть и транспортные проекты, которые предстоит реализовать в самом центре. По программе строительства метрополитена Центральный округ должен получить две дополнительные станции метро на новой Калининско-Солнцевской линии — это «Волхонка» и «Плющиха».

    Будут построены подземный паркинг и развязка на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала, которая после долгих разбирательств с инвестором отошла полностью городу. Город включил её в Адресную программу, и сейчас мы приступили к строительству. Идёт строительство нескольких подземных переходов — в «Сити», на Новослободской улице и других. Минимальной и щадящей будет реконструкция транспортно-пересадочных узлов, большую часть которых планируется выполнить в плоскостном варианте.

    О платном парковочном пространстве, я думаю, мы сегодня ещё поговорим. Единственное, скажу, что все средства, собранные за платную парковку, пойдут на благоустройство улиц, бульваров, дворов и районов, где взимается эта плата. В рамках пилотного проекта Тверской район уже получил более 4 млн рублей на эти нужды. После расширения зоны платной парковки дополнительные перечисления будут получать и другие районы Центрального округа.

    Что касается социальных отраслей, в частности здравоохранения. В 2010 году большинство больниц, я уже не говорю уже о поликлиниках Центрального округа, имели очень мало возможностей для проведения современной диагностики и лечения: в плановом порядке было практически невозможно пройти магнитно-резонансную и компьютерную томографию. Для исправления этого ненормального положения дел за последние два с половиной года в больницы и поликлиники Центрального округа было закуплено более 4,5 тыс. единиц современного медицинского оборудования, в том числе 16 компьютерных томографов и 14 МРТ. Сегодня они могут предоставлять весь спектр современных медицинских услуг. Как результат количество исследований компьютерной томографии выросло в 10 раз, с 4 тыс. до 40 тыс. в год, количество исследований МРТ — с нуля до 6 тыс. Это, собственно, только начало работы этой техники. Удалось повысить и заработную плату медицинских работников: по итогам 2012 года средняя заработная плата врачей в учреждениях Центрального округа составила 70 тыс. рублей — это на 45% больше, чем в 2010 году.

    На текущий год перед системой здравоохранения стоят следующие задачи: создание надёжных механизмов контроля качества лечения пациентов, новой системы повышения квалификации врачей, единой городской системы управления ресурсами здравоохранения (в том числе она необходима для того, чтобы сократить очереди и сроки ожидания приёма у врачей). Кроме того, на встречах с депутатами один из самых больных вопросов — работа поликлиник: их недостаточно. Есть, я уверен, такие же проблемы и в Центральном округе, также, думаю, мы их обсудим. Должен сказать, что мы сегодня заканчиваем формирование специальной подпрограммы строительства новых поликлиник в Москве.

    Что касается образования, в течение двух последних лет мы системно занимались улучшением условий обучения в детских садах и школах. Существенно выросли бюджеты образовательных учреждений, а вместе с ними и заработная плата учителей. Средняя заработная плата учителя в Центральном округе увеличилась на 50% — до 60 тыс. Образовательные учреждения получили новые компьютеры, интерактивные доски и другое учебное оборудование. Идёт ремонт и благоустройство школьных зданий и дворов. Я должен сказать, что для Центрального округа это наиболее сложный процесс, так как многие школьные здания — довоенной постройки или 1940-х годов, многие школы не имеют нормальных стадионов. Тем не менее мы последовательно будем работать, чтобы создать там нормальные условия. В частности, в 2013 году капитальный ремонт запланирован в шести образовательных учреждениях, текущий ремонт — в 147, благоустройство будет проведено на 37 территориях школ и детских садов.

    Коллеги, завершая своё выступление, хотел бы сказать, что недавно проведённая реформа местного самоуправления, повышение ответственности и полномочий депутатов, по сути дела, вернули местное самоуправление в систему управления городом. Сегодня уже невозможно представить, что ключевые вопросы местной жизни будут решаться без вашего участия, без участия депутатов. Поэтому ещё раз приглашаю вас к активному диалогу и взаимодействию. Спасибо, прошу задавать вопросы.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.