• Глава Минпрома выбирает зарубежных производителей вместо отечественных

    Очередным «Пикалёво» может стать город Нязепетровск в Челябинской области. У местного краностроительного завода незаконно и беспардонно отобрали контракт на поставку техники для строительства футбольного стадиона к Чемпионату мира - 2018 в Ростове-на-Дону. Работники градообразующего предприятия, от деятельности которого зависит благополучие более чем 12 тысяч жителей, вынуждены были обратиться к депутату Государственной Думы России Владимиру Бурматову с просьбой разобраться в ситуации.

    Как рассказало Агентство Политических Новостей, госзаказ на 220 миллионов рублей отдали китайской фирме, которая при этом выставила более высокую цену. Кроме того, по словам гендиректора Нязепетровского кранового завода Рафаэля Салихова, предприятие, качество продукции которого выше чем у китайских производителей, перестали приглашать и к участию в тендерах по поставкам техники для других стадионов, возводимых в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу. Депутат Бурматов посчитал случившееся «противозаконным» деянием и усмотрел в нём «коррупционную составляющую». О случившемся он проинформировал министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова.

    Вот только стоит ли ждать помощи от главы Минпромторга, который является известным лоббистом. Не исключено, что в истории с нязепетровским заводом, несмотря на то, что она произошла на Урале, считающемся финансовой вотчиной Мантурова, именно с его согласия контракт мог уйти к китайцам.

    Импортозамещение наоборот

    Подобные прецеденты в практике министра уже бывали. Памятна история с вертолётом Ми-34С1. Сначала отечественные предприятия долго работали над созданием этой модифицированной версии Ми-34, а потом государственный холдинг «Вертолёты России» (входит в ОАО «ОПК «Оборонпром» и объединяет все вертолётостроительные активы России) неожиданно отказался от этой идеи в пользу зарубежного аналога. Для чего было создано совместно с англо-итальянской Agusta Westland предприятие Heli Vert в подмосковном Томилине. Но за полтора года после открытия завод выпустил только две винтокрылые машины при проектной мощности 15-20 в год.

    Почему выбрали именно Agusta Westland понять не сложно, если знать, что министр сотрудничал с ее представителем Аароном Френкелем еще в бытность гендиректором «Оборонпрома». В 2005 году ОАО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля», где Денис Мантуров возглавлял совет директоров, договаривалось с израильской компанией Френкеля Loyd’s Investments Corp . об участии фирмы в модернизации различных моделей вертолётов Ми. В свое время Френкель буквально из-под носа увел у конструкторского бюро «Камов», в котором Мантуров также был членом совета директоров, контракт с минобороны Турции.

    Результат этого лоббистского тандема, может быть, и плачевен для страны, но уж точно не для кошелька министра. Создание так и не растиражированного Ми-34 С1 обошлось бюджету в 680 млн рублей, на разработку Ми-38 за три года потрачено 4 млрд рублей, на выполнение НИОКР в рамках программы развития гражданской авиационнойтехники России ушло более 21 млрд рублей. «В общей сложности разбазарена зарплата для всего завода за 35 лет», – утверждал в феврале текущего года Олег Епифанов, организатор митинга сотрудников ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП), градообразующего предприятия в Башкирии, специализирующегося на производстве вертолётов разработки «Камова». Работники предприятия выступали против массовых сокращений, возможного банкротства завода, а также передачи части производства в Китай.

    Первым делом вертолёты

    Вертолётами Мантуров, социолог по специальности, занимается всю жизнь. К прибыльному делу его приобщил тесть Евгений Кисель, который начинал с торговли вертолётами Ми-8 в Индию, Шри-Ланку и Китай. Он же пролоббировал назначение зятя замом гендиректора Улан-Удэнского авиационного завода, где собирали Ми-8. Затем Денис Мантуров перешел коммерческим директором в МВЗ Миля, работники которого вспоминали, как значительная часть прибыли завода выводилась через посреднические структуры. А потом семья Киселей-Мантуровых, вероятно, оценив прелесть посреднической деятельности по сравнению с ведением бизнеса напрямую, приняла активное участие в создании государственного холдинга «Вертолёты России» и передаче его в «Оборонпром». Теперь под этой вывеской семья министра распределяет государственные заказы, не забывая о личном интересе.

    Так, бдительные журналисты, проведя расследование, выяснили, что ОАО «Оборонительные системы», формально входящее в «Оборонпром» и объединяющее разработчиков и изготовителей средств и систем объектовой ПВО, на деле, через цепочку «прокладок», зарегистрированных по адресам учебных заведений и шиномонтажей, принадлежит неким физическим лицам. Благодаря такой схеме владения, от 15 до 30% от суммы госконтрактов может оседать у никому неведомых собственников (уж не у самого ли министра?). Да, из-за этого предприятия, как упомянутое выше КумАПП, могут недополучать прибыль, работать на изношенном оборудовании, не выплачивать зарплату, считаться фактически банкротами, но ведь они государственные – значит, заботиться и помогать им – его обязанность, а не конечного выгодополучателя.

    При этом сфера интересов Мантурова никогда не ограничивалась только ОПК. На протяжении всей своей карьеры он проявлял удивительную всеядность, когда речь заходила о возможных доходах. Так в середине 90-х будущий министр открыл собственный бизнес в сфере телекоммуникаций, решив создать конкуренцию «Билайну», поэтому и назвал компанию «Белл Лайн». Но проект провалился. Занимался также продажей авиабилетов и запчастей.

    В 2007 году, после назначения заместителем министра промышленности и торговли РФ, Мантуров часть своих активов ликвидировал, а другие, как бывший санаторий «Приморье» в Геленджике, принадлежавший «Оборонпрому»,переписал на супругу Наталью. Она владеет отелем через кипрский оффшор Monticello Holdings Limited, которому принадлежат также пакеты акций Улан-Удэнского авиационного завода и кировского производителя оборудования для авиапрома ОАО «Лепсе».

    Теперь в «Приморье» жизнь бьет ключом. Там, например, ежегодно организуется выставка «Гидроавиасалон», председателем оргкомитета которой является министр Мантуров. Там же проходят реабилитацию пациенты клиникипластической и эндоскопической хирургии «ЛанцетЪ»Натальи Мантуровой. Среди клиентов – даже председатель счетной палаты РФ Татьяна Голикова, супруга Виктора Христенко, которого Мантуров сменил на посту главы Минпрома.

    Толкач-лоббист

    В отличие от женщин удовлетворить потребности главы Минпромторга гораздо проще. До денег министр жаден, что не является секретом даже для столичных официантов и барменов. Один из них рассказывал, что «каждый, кто когда-нибудь обедал с Мантуровым, знает, что Дениска (несмотря на то, что приглашает сам) специально выбирает рестораны, в которых не принимают кредитки». Так что обычно расплачиваться приходится приглашенным. Неудивительно, что доходы Мантурова – одни из самых высоких среди министров. В 2014 году он задекларировал 113,5 млн рублей. Министру принадлежат 9-комнатная квартира площадью 480 м², гостевой дом, два автомобиля Porsche, а также права аренды на 99 лет на четыре земельных участка.

    И это только официально. Лоббистская деятельность министра распространяется на все сферы деятельности, с которыми он по долгу службы был когда-то связан. Кроме оборонного комплекса, будучи замом Христенко Мантуров курировал также химико-технологический комплекс, фармацевтику и таможенно-тарифную политику. Не зря его называют «толкачом-лоббистом» на службе у Дмитрия Мазепина, владельца одного из крупнейших химических холдингов ОАО «ОХК «Уралхим». В свое время подмосковное предприятие «Воскресенские минеральные удобрения» (ВМУ), входящее в холдинг, могло статьеще одним «Пикалево». Заполучив контроль над ВМУ, Мазепин довольно скоро исчерпал ресурсы, необходимые для развития предприятия, и решил возложить ответственность за социальный взрыв в Воскресенске на государство. Менеджмент завода закидал призывами о помощи все уполномоченные организации, в том числе и Минпромторг.

    То, что ВМУ еще держатся на плаву – явно не заслуга Мазепина, слабой стороной которого всегда была закредитованность. До сих пор олигарху помогали улаживать все неприятности с кредиторами, так что для него не важно, сколько стоит актив, который бизнесмен вожделеет включить в свой холдинг. Тому пример один из крупнейших экспортеров аммиака – самарское ОАО «Тольяттиазот». Создается впечатление, что «Уралхим» за долгие годы потратил на рейдерскую кампанию против владельцев и менеджмента завода больше средств, чем само предприятие стоит. В этом смысле Мазепин – чрезвычайно выгодный клиент для лоббиста Мантурова.

    Хозяин Урала

    Не менее высоко оценивает министр и возможности бизнес-структур, имеющих интересы в его финансовой вотчине. К примеру, Мантурова называли причастным к рейдерской атаке на Красногорский механический завод им. Зверева: близкий министру гендиректор ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» Сергей Максин пытался сменить менеджмент на предприятии. Чиновника также связывали с силовым захватом челябинского ОАО «Электромашина» (ЗЭМ), которое входит в холдинг НПО «Электромашина». Любопытно, что 40% НПО на тот момент принадлежало ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ), чей гендиректор Олег Сиенко считается человеком министра Мантурова. Именно УВЗ называли заказчиком рейдерской атаки на предприятие, которое должно было стать участником ФЦП с многомиллиардным бюджетом. Более того, руководитель Минпромторга пролоббировал назначение на пост полпреда президента в Уральском федеральном округеИгоря Холманских, бывшего начальника цеха «Уралвагонзавода», что вызвало крайнее недоумение политического истеблишмента страны.

    Именно всеядностью Дениса Мантурова и неразборчивостью в коррупционных связях можно объяснить количество критики в адрес министра. Депутаты сомневаются в его способности реализовать программу «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Генпрокурор Юрий Чайка критикует министра за неразумное расходование бюджетных средств. По результатам проведенных только в 2013 году проверок в авиастроительной и судостроительной корпорациях было возбуждено 48 уголовных дел, связанных с хищениями и преднамеренным банкротством предприятий. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечает, что главой Минпромторга фактически провалена программа развития фармотрасли.

    В конце прошлого года деятельность ведомства раскритиковал лично Президент РФ Владимир Путин за отсутствие планов по загрузке судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Ранее, в 2013 году, глава государства фактически обвинил Мантурова в том, что он отдает заказы в судостроении иностранцам. Остается только удивляться тому факту, что чиновник с таким индифферентным подходом к национальным интересам занимает столь высокие посты в государстве и продолжает разваливать российскую промышленность.
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.