• Анонс: лекция "Архитектура апокалипсиса: Русское военное планирование перед Первой мировой войной"

    Анонс

    Анонс

    Лекторий Музея военной истории Российского военно-исторического общества "Стрелецкие палаты" приглашает на лекцию "Архитектура апокалипсиса: Русское военное планирование перед Первой мировой войной"

    Лекция состоится 22 октября в музее "Стрелецкие палаты" по адресу: Лаврушинский переулок, д.17, стр.1

    Начало в 14:00. Стоимость 250 руб.

    Запись на лекцию на сайте TimePad по ссылке: muzey-voennoy-istorii-str.timepad.ru/event/386593/

    Справки по тел.: (495) 648-18-14

    Победоносные войны Пруссии за объединение Германии – Австро-Прусская война 1866 года и Франко-Прусская война 1870–1871 годов – произвели настоящую революцию в военном деле. Главным уроком, который вынесли из них военные руководители всех Великих Держав, включая Россию, стало осознание необходимости заблаговременной подготовке государства к войне, заключавшейся, прежде всего, в разработке плана войны и выполнении еще в мирное время комплекса мероприятий по проведению мобилизации и сосредоточению армии.

    С этого времени генеральные штабы европейских стран вступили на путь "технократического" стратегического планирования, основанного на использовании новейших достижений военной науки – картографирования приграничных территорий, тестирования планов войны при помощи военных игр и полевых поездок, применении принципов транспортной логистики. Не стал исключением и русский Генеральный штаб, с 1873 года начавший планомерную подготовку к Большой Европейской войне.

    Насколько военная стратегия России отвечала общегосударственным интересам империи? Каковы были механизмы принятия решений оперативного характера в русском военном ведомстве? Существовали ли разногласия по вопросам планирования в Генеральном штабе Российской империи? Насколько эффективно разведка снабжала Генштаб сведениями о потенциальных противниках? Какую роль сыграла в русском стратегическом планировании "австрийская шпаргалка" – добытые агентурной разведкой планы развертывания армии Австро-Венгрии? Действительно ли русский план войны 1910 года был настолько пассивным и осторожным, что в нем, по образному замечанию известного историка Русского Зарубежья А.А. Керсновского, не было предусмотрено только "вторжение марсиан"? Ответы на эти и другие вопросы должны помочь раскрыть роль России в возникновении Первой мировой войны.

    Понять степень ответственности русского Генерального штаба за провал вторжения в Восточную Пруссию и нерешительный итог Галицийской битвы в августе-сентябре 1914 года вы сможете в Музее военной истории на лекции научного сотрудника Научно-исследовательского института военной истории Военной Академии Генштаба кандидата исторических наук Олега Алпеева. Олег Евгеньевич является признанным специалистом в этой проблематике и уже более 10 лет занимается ее изучением по архивным документам, им подготовлено более 60 научных публикаций по теме лекции.