• О несостоявшихся проектах перестройки Сытинской типографии

    Проект. Kleinewelt Architekten (с)

    О несостоявшихся проектах перестройки Сытинской (Первой Образцовой) типографии рассказывает краевед Александр Фролов, "Архнадзор"

    Почти год назад, весной 2017 года, в Москве прошёл закрытый архитектурный конкурс на преобразование зданий Первой Образцовой типографии. Производственные корпуса предполагалось перестроить под элитное жильё. Разместить в них производство внутри Садового кольца почти невозможно, торговый или офисный центр – слишком тривиальное решение. Жильё могло оказаться новым для Москвы вариантом использования промышленных зданий. С весны 2017 года многое изменилось. Собственнику, владевшему тогда зданиями типографии, инвесткомпании Vesper, более здесь ничего не принадлежит, с её уходом перешли в разряд архитектурных фантазий и сами проекты. Но посмотреть на них и сделать некоторые выводы из конкурса будет полезно.

    Уже давно три главных корпуса типографии из четырёх составляют единый комплекс и охраняются государством как объекты культурного наследия. В реестре памятников так и написано: «Корпуса «Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д.Сытина» (после 1917 г. - 1-я Образцовая типография), 1880-е - 1890-е гг., 1900-е».

    Как охраняются? В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ. Приведём здесь только один маленький фрагмент закона: Статья 5.1.1. «на территории памятника или ансамбля запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объёмно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства».

    Теперь вы знаете, что здания типографии стоят на госохране. Знали или должны были это знать и архитекторы, участвовавшие в конкурсе. На конкурс поступило четыре проекта четырёх архбюро. Это KleineweltАrchitekten, Группа АБВ, ДНК АГ и Wall. Проекты получились разные, но все они имели сходные особенности. Например, все авторы предложили надстраивать охраняемые государством здания, менять оформление их фасадов.

    Группа АБВ сочла возможным увеличить проёмы первого этажа Пятницкого корпуса, сделав витрины от земли. Не удовлетворившись обработкой фасада от автора, архитектора Эрихсона, группа АБВ решила их «исправить» и подпустила мелкой кудрявой лепнины на подоконные пространства, а первый этаж оформила рустом, замковыми камнями и львиными масками. Конечно же, здание получило дополнительный этаж.

    ДНК АГ тоже доработала фасад Пятницкого корпуса, ободрав с него всю штукатурку. Эрихсон в начале ХХ столетия оформил этот фасад облицовочным кирпичом цвета тёмной охры в сочетании со светлыми штукатурными поверхностями. На чертеже ДНК АГ фасад показан краснокирпичным. Архитекторы даже не попытались смыть несколько слоёв краски с облицовочного кирпича, чтобы увидеть цвет оригинала. Заодно вместо советского пятого этажа они предложили достроить целых два!

    Точно так же поступило архбюро Wall. Фасад Пятницкого корпуса у них показан цвета красного кирпича.

    Победитель конкурса, KleineweltАrchitekten (руководители бюро: Николай Переслегин, Сергей Переслегин, Георгий Трофимов), сохраняет отделку фасада по Пятницкой в два цвета, штукатуркой и кирпичом, но цвет кирпича не тот, не авторский, Эрихсоновский, а обычный красный. Корпус конечно же получает дополнительный этаж. Видимо, для более благоприятного впечатления от проекта и для лучших продаж все корпуса получили новые имена. Архитекторы не сочли возможным сохранять старые названия, под которыми корпуса были известны не одно десятилетие. Пятницкий корпус стал Толсты'м, Вало'вый корпус – Есениным, а Старый – Гоголем.

    Надстройки и изменения отделки фасадов запланированы были всеми четырьмя командами во всех исторических зданиях, охраняемых государством. Видимо, заказчики конкурса поставили такие условия, задав необходимые им площади и объёмы, а архитекторы радостно согласились. И никого не смутило требование нарушать закон.

    Прошедший конкурс с очевидностью показал, что ни некоторые заказчики, ни часть архитекторов не считают для себя обязательным сохранять даже лучшие из сохранившихся в Москве и охраняемых государством зданий. Если бы не смена собственника, один из этих проектов попытались бы реализовать. Что ждёт здания типографии сейчас, с новым, а на самом деле старым, предыдущем владельцем? Подождём новостей, может быть, они будут более оптимистичными.

    Проект. «Группа АБВ» (с)

    Проект ДНК аг (с)


    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.