• Кошаев Николай Михайлович. Очерк. Презирающий смерть

    Сколько участников войны - Героев Советского Союза проживало в Замоскворечье? Никто никогда не вел такую статистику, а ведь эти люди, пожалуй, главная гордость района. Редакция "ВЗ" решила восполнить этот пробел. Мы не только называем фамилии, но и рассказываем об этих, отмеченных высшей наградой страны, людях. Сегодня знакомим вас с участником Великой Отечественной войны полковником Николаем Михайловичем Кошаевым.

    Это уже 15 по счету наш, замоскворецкий, Герой Советского Союза. Он жил в доме для преподавательского состава Института стали им. Сталина, который был сооружен в 1948-51 гг. на перекрестке Новокузнецкой улицы и Садового кольца (Валовая ул., 2-4/44, стр. 1).

    Биография Николая Михайловича Кошаева началась 22 мая 1911 года в городе Набережные Челны. Родился он в простой рабочей семье. Окончил Уральский индустриальный институт, после чего работал инженером-строителем на Нижнетагильском металлургическом заводе. В 1935 году Николай был призван на службу в Красную Армию. Там, очевидно, он и нашел свое настоящее призвание, поскольку на гражданскую службу уже не вернулся - в 1937 году окончил курсы усовершенствования командного состава. А в 1939-м уже воевал - принял участие в Польском походе Красной Армии.

    Вечер 21 июня 1941 года танкист Николай Михайлович Кошаев проводил на своей квартире – приехал на побывку из военных лагерей. Засиделся до глубокой ночи за разбором почты, как вдруг услышал шум моторов. Немецкие самолеты вылетели на бомбежку наших городов. Сразу же отправился в часть, к своему танку, и в 12 часов дня, когда вся страна слушала выступление по радио В. М. Молотова, Кошаев уже воевал. В 30 километрах от границы закипело сражение. Около 4 часов дня немцы подбили его машину. Танк вспыхнул, двое из экипажа погибли, Кошаев и башенный стрелок отделались ожогами. Таким был для Николая Михайловича первый день войны.

    Дальше один за другим потянулись фронтовые будни, где, по сути, каждый день был подвигом. И уже в октябре 41 старший лейтенант Кошаев получил свою первую награду – орден Красной Звезды. И не только за отвагу и бесстрашие, но и за смекалку. Как это было? Танкисты обороняли шоссе на подступах к Курску. Враг беспрерывно подбрасывал силы. Тогда Кошаев пошел на хитрость: незаметно для немцев старший лейтенант заминировал поле. Ничего не подозревая, противник ринулся на наши позиции и попал на мины, получив удар во фланги и тыл.

    Вот как этот подвиг описан в Наградном листе: "Тов. Кошаев показал себя храбрым и мужественным патриотом нашей Родины. В р-не ЖДАНОВ, находясь под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника, лично сам минировал поля, что явилось хорошим заграждением для танков противника, и этим помог сорвать атаку противника. Достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды."

    В этом бою немцы потеряли 17 танков, два из них подбил экипаж танка Кошаева.

    В октябре 1942 отважный командир, уже в звании майора, получил медаль "За отвагу". Он участвовал в обороне Сталинграда в районе бывшей деревни Старая Отрада, ставшей окраиной города. Строки из "Наградного листа": "Участник Отечественной войны с 22.6.1941. За время войны показал себя мужественным, стойким, презирающим смерть командиром. Являясь оперативным работником штаба, находится непосредственно в боевых частях бригады. В боях южнее Старой Отрады тов. Кошаев лично подбирал командный пункт бригады, умело его организовывал...".

    "Презирающий смерть командир" - очень емкая характеристика Кошаева. Он действительно не боялся погибнуть и своим бесстрашием наводил ужас на врага.

    С начала 1943 года Николай Михайлович стал начальником штаба 11-й гвардейской танковой бригады, которая входила в это время в состав 2-й танковой армии. Потом его назначили командиром бригады. Кошаев упорно и настойчиво учил своих подчиненных бить немцев "по-гвардейски", положил много энергии и труда на сколачивание и обучение новых подразделений, которые вскоре показывали чудеса храбрости на поле боя. И снова высокая награда: за бои в Брянской области, под Севском ему вручили орден Отечественной войны I степени.

    С 17.03 по 11.04.1943 года бригадой под командованием гвардии полковника Кошаева было сожжено танков – 75, подбито – 47, уничтожено: пушек – 42, пулемётов – 68, тягачей – 4, автомашин – 29, солдат и офицеров – 3060.

    Зимой 1944 года на Правобережной Украине танковая бригада участвовала в разгроме окруженной Корсунь-Шевченковской группировки противника и за отличные боевые действия была удостоена почетного наименования "Корсуньская".

    За умелое руководство боевыми действиями бригады в районе Очеретня гвардии полковник Николай Кошаев был награжден орденом Красного Знамени.

    Через несколько месяцев, весной 1944 года, Кошаев, уже командир части, совершил самый главный, и последний свой подвиг. Он провел дерзкий по замыслу и изумительный по смелости рейд 18 танков по тылам врага. Это было в районе города Умань. Танкисты захватили аэродром с самолётами, штаб дивизии, вывели из строя 124 танка и другую технику, нарушили линию связи и коммуникации, уничтожили много врагов. Эта блестящая операция способствовала разгрому крупных сил противника.

    Бесстрашный командир все время был в передовом отряде танкистов, постоянно рисковал жизнью, но смерть обходила его стороной.

    8 марта 1944 г. в районе села Краснополка 11-я гвардейская танковая бригада остановилась у болотистой речки, и Кошаев, выйдя из танка, сам начал решать задачу форсирования водного препятствия. В это время началась бомбежка, взрывом полковнику отсекло кисть руки и ранило в грудь. Но главное – он остался жив.

    Командующий армии выслал за легендарным комбригом санитарный самолет, но тот не смог сесть из-за распутицы. Машина, на которой вывозили раненого, застряла в грязи. Перегрузили на танковый тягач... В итоге до госпиталя везли больше суток, началась гангрена, и руку пришлось отнять по локоть.

    В госпитале Кошаев узнал, что к его боевым наградам прибавилась еще одна - самая высокая и почетная. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1944 года за "образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм" гвардии полковник Николай Кошаев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

    Кроме того, за этот подвиг он был награжден также орденом США "Легион почета". Позже Николай Михайлович Кошаев рассказал: "Я вспоминаю, что, когда началась Уманьская операция, к нам в бригаду прибыл американский военный корреспондент. Сначала он находился в танке, а потом ему, очевидно, надоело смотреть через смотровую щель, и на остановке он попросил автомат и с десантниками оставался на броне танка до конца дня. Очевидно, ему было, что рассказать на своей родине".

    Еще Николай Михайлович рассказывал, что осколок, попавший ему в грудь, пробил дорогой для него документ: письмо, в котором говорилось: "Дорогой боец! Пишет тебе воспитательница детского сада № 7 города Куйбышева (ныне - Самара). Мы сегодня по случаю праздника раздали детям по одной конфете. В это время радио передавало сообщения о событиях на фронте. Света Глушкова снова завернула свою конфету в бумажку и попросила меня: "Тетя Дуся, отправьте эту конфету бойцу. Ему на войне трудно". Сама Света писать пока не умеет. За нее писала я. А праздник еще будет - наша Победа. С приветом, Е. Кротова".

    "В декабре сорок первого, - вспоминал Кошаев, - получил новогоднюю посылочку. Была в ней конфета и привязанное к ней письмо… Большая сила была в этом письме. Незнакомые мне Евдокия Кротова и маленькая Светлана Глушкова словно прошли со мной через всю войну".

    После излечения гвардии полковнику Кошаеву было предложено новое место службы — возглавить военную кафедру вернувшегося из эвакуации Московского института стали имени Сталина. Герой Советского Союза пробыл на этой должности почти два десятилетия, с 1944 по 1962 год. Добился, чтобы кафедра выпускала танкистов, и с 1949 по 1985 год из студентов готовили командиров танкового взвода.

    По воспоминаниям друзей и родственников, Николай Михайлович был удивительно благородным и скромным человеком. Его очень любили студенты, лекции Кошаева приходили послушать даже те, кто был на другом потоке. А еще он любил мастерить. После войны, будучи инвалидом, одной рукой изготавливал скрипки для своей дочери-скрипачки.

    Умер Герой 25 сентября 1976 года. Похоронен в Москве, на Востряковском кладбище.

    А весной этого года вышла книга "Николай Кошаев" - о своем героическом деде рассказала внучка - писатель Анна Горностаева.

    В Набережных Челнах, на малой родине, Герою установлен памятник.

    Галина Семенова