Мне же посчастливилось попасть на сайт ACER-MJO. Вышеупомянутый сайт рассказывает посетителям о том, как живет Русская Православная Церковь в эмиграции в Париже. А также о том, что вот уже многие годы ACER-MJO (движение православной молодежи) организовывает летний лагерь в Альпах. В местечке Серважер на высоте 1100 метров располагается база ACER, куда на целый месяц приглашаются дети от 7 до 15 лет, и на неделю в конце июля - студенты. Вот такая неопределенно заманчивая картина. Что может быть привлекательнее, чем неделя в горах в компании с французскими студентами?
Долго ли, коротко ли, но в 4 утра следующего дня мы в количестве 8 человек загрузились в фургончик "Toyota" и поехали к югу, прочь от столицы моды и парфюма навстречу сказке альпийских гор. В этом году лето выдалось не просто жарким: + 34 оС в полдень стало обычным делом. Представьте длинную трассу, разрезающую серой полосой желтизну полей. Представили? И так 8 часов подряд. Хулио Кортасар необычайно живо описал состояние стояния в пробке в рассказе "Южное шоссе". Ты и тысячи таких, как ты, скованы единой цепью из металлических корпусов машин. На несколько километров вперед и назад спины автомобилей раскалены солнцем, горячий воздух искажает пространство, поднимаясь от поверхности шоссе. Впрочем, на что я жалуюсь? Нет ничего прекрасней милой Франции! Поверьте! Через 8 с половиной часов перед нами открылась необычайная картина. Высокие горы скрывают у подножия крошечный городок. Не больше десяти домов, зато в центре - площадь, на площади - фонтан. Красиво? Еще бы! Дорога извивается, и фургон поднимается все выше. Сверху нависают скалы, снизу в пропасть ссыпаются вылетевшие из-под колес камни. Французские студенты едут на каникулы, за каждым поворотом дороги оставляя заботы большого города. Пожалуй, самое чудесное в жизни - это путешествие. Конечно, есть еще много чудесного, это безусловно. Однако путешествие - это восторг, что такое… До этого я ни разу не видела горы так близко. Самое волнительное - это дорога серпантином. Вот, пожалуйста, и экстрим. Повороты очень крутые, а дорога одноколейная. Перед каждым поворотом отчаянно, изо всех сил надо гудеть, и в то же время прислушиваться - не гудит ли кто там, за поворотом. Если встречаешься с машиной, кому-то приходиться сдавать назад, до широкого места, чтобы разъехаться. Простите за такие подробности, однако это действительно впечатляет.
Теперь самое время рассказать о роли религии в Серважере. Вообще, движение ACER-MJO появилось в годы эмиграции русских в страны Европы в первой четверти ХХ века. Стремясь сохранить традиции, культуру, язык, религию, люди, покинувшие родину, объединялись. Православная вера стала основой для единения и в то же время предметом, тщательно оберегаемым. Воспитывая детей в христианской традиции, эмигранты и их потомки организовали летние лагеря. Одним из них является Серважер. Он мало чем отличался бы от спортивного летнего лагеря, если бы каждый день не начинался со службы в храме, если бы перед едой не читались молитвы, если бы отец Николай не заботился о духовной пище на день грядущий…
Серважер находится на небольшой горной платформе. На юго-востоке стеной стоят горы до неба, а на западе в глухой дымке лежит милая Франция, мигая в сумерках мириадами огней. В честь нашего приезда в лагере устроили Олимпийские игры. Мир разделился надвое. Нет, не на мужчин и женщин, а на синих и белых! Двое суток шла спортивная борьба. На первый взгляд казалось, что "победит дружба", как чаще всего и происходит во время детских конкурсов. Однако все оказывается гораздо серьезней. Во-первых, с той самой минуты, когда ребенок узнает, к какой команде он принадлежит, начинается массовая подготовка болельщиков. "Белые" мажут лицо белой краской и обматываются туалетной бумагой. "Синие", обнаружив на кухне синие тазы и кастрюли, устраивают оркестр из ударных. Во-вторых, за двое суток страсти успевают накалиться до такой степени, что едва ли можно представить, что команды разделят между собой первое место. После многочисленных футбольных матчей для девочек, мальчиков, взрослых, после марафона, волейбола, бейсбола и баскетбола, по истечении двух дней, подаренных спорту, наступает церемония награждения. Победители ликуют. Но никто не уходит без аплодисментов и шоколадной медали; отец Николай, священник, который приезжает на лето в Серважер, награждается за самую восхитительную белую бороду, те, кто не участвовал в состязаниях - за неоценимую поддержку командам. Белые победили. Я была в команде белых!
Студентам в такие ночи не сидится. Мы собираемся, заводят машины, и вот мы спускаемся вниз, на ферму, где любезный хозяин выстроил ресторанчик. На ужин - традиционный "fromage fondu" (обычный сыр, расплавленный в специальной печке) с картошкой. Конечно же, вино. На десерт "Шартроз" - алкогольно-зеленый напиток. И еще, нечто специальное, локальное, альпийское - глиняный горшок с 9 носиками, как у чайника, внутри крепкий кофе с молоком и какими-то горячительным добавками; два соседних носика зажимаешь пальцами, а из центрального пьешь, потом передаешь соседу, он делает то же, смещаясь на один носик в сторону. Называется это развлечение "Гроль". А еще французы очень любят петь. Сидим мы в ресторанчике, все вместе спели какую-то песню, как вдруг все оборачиваются ко мне и давай хлопать. Шутка ли? Кругом одни французы, а надо что-то спеть, да так, чтобы… ну, сами понимаете! Кажется, мне удалось достойно выйти из положения - спела "миленький ты мой, возьми меня с собой… " - прошла "на-ура".
На конец недели намечалось самое значительное мероприятие - поход. Студентам предстояло пройти около 60 километров за три дня и, в конечном счете, оказаться возле монастыря, успеть на воскресную службу и вернуться в лагерь к вечеру, однако уже на автобусе. Мы снарядились в поход: огромные рюкзаки со спальниками, теплыми вещами на ночь, флягами с "аш-два-о" и едой, в тяжелых ботинках и с температурой окружающего воздуха + 30 по Цельсию. Это снова экстрим. Пройдя приблизительно полдня по лесным дорожкам то с горы, то в гору, мы очутились возле того самого ресторанчика на ферме. До него по трассе максимум минут пять, ну семь. Мы сделали здоровенный крюк, а отошли от лагеря на больше, чем на 2 километра. Зачем? Наивный вопрос! Мы же пошли в поход, поэтому выбирали самые живописные места… Мы забирались все выше и выше. В середине дня был организован привал с подкреплением сил. На параллелепипед сахара-рафинада выжимается лимон - эффект потрясающий (глюкоза/сахароза???+витамин С), а место занимает мало. За первый день прошли около 22 километров. На заранее оговоренном месте нас ждали палатки. Гигантский красный диск упал в клубы облаков. Началась гроза. Вообще грозы там случались очень часто, почти что через день. Но почему-то без дождя. Черные пухлые тучи нависали над хребтами и сверкали молниями. И еще одно замечание - во время похода мы ни разу не разожгли костер - слишком опасно. Сушь невероятная, в этом году от жары в Альпах пересохли мелкие речки.
На второй день к полудню мы пришли в альпийский городок. Узкие улицы под углом, поэтому почти все со ступеньками, дома теснятся на горных выступах. Через город протекает река тоже, соответственно, горная, холодная и голубая. К вечеру цель была достигнута, мы пришли к монастырю Saint-Antoine-le-Grand. Он спрятан в горной долине возле ледяного бурного потока реки. Все вокруг похоже на декорации - до того дивно. Отстояв утром праздничную воскресную службу, мы отправились в трапезную. Настоятель монастыря рассказывал о жизни монахов. Служба была удивительной - поют на французском, а мелодии византийского канона. Это неописуемое чувство - физическая усталость и душевное упоение. Очень здорово. К концу дня приезжает автобус, и три дня похода умещаются в часовую поездку. Великолепно. Едешь и с ужасом вспоминаешь, как, забираясь вверх по горе около 20 минут с тяжеленным рюкзаком, различаешь отчаянно-радостный голос: "On s"est trom!!!" - значит "Ошиблись! " Да что там! Всего-то перепутали направление. И начинается спуск вниз, а это, я вам, скажу, гораздо тяжелее. На плечи давит 8 килограммов рюкзака, из под ног летят камни, ботинки скользят по упавшей листве… Такие дела. А впрочем, что может быть лучше?
Даша Марченко