• Иконы Божией Матери. Прибавление Ума

    "Прибавление ума" - простонародное, но очень точное выражение мысли о даровании Господом и Пречистой Его Матерью всякому человеку премудрости и разума, нисходящих свыше, а не от плотской земной мудрости.


    Вот уже почти четыре столетия православные русские люди обращаются к этой иконе Божией Матери.

    Студенты молятся перед образом перед поступлением и в периоды сессий, родители покупают в надежде, что Господь подаст детям способности и интерес к учебе и даст им разум отличать доброе от злого.

    Образ с таким необычным названием редко встречается в храмах, а ведь сейчас, когда отступление от истины становится нормой жизни, значение его особенно велико.

    Но еще сто лет назад эта икона была почти не известна. Только начиная с конца XIX века, необычная иконография образа стала привлекать внимание специалистов.

    На Богородичных иконах "Прибавление ума" Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках изображена в полный рост на фоне портала или арки - как бы в преддверии храма. В руках Спасителя - скипетр.

    Иконографическая особенность - одеяние, которое наподобие колокола почти сплошь покрывает Богомладенца и Богоматерь. Они изображены спеленутыми вместе богослужебным облачением - фелонью. Пресвятую Богородицу окружают четыре ангела со светильниками (по два с каждой стороны) и четыре серафима - три в верхней и один в нижней части, который как бы несет Ее на своих распластанных крыльях. В самом низу мы видим три отдельно стоящие друг от друга города или же строения.

    Подобная иконография не имеет аналогов среди традиционных иконописных подлинников, иными словами, образ не может быть списком с какой-либо древней русской или греческой иконы. Специалисты обычно датируют ее возникновение XVI-XVII веками.

    В начале ХХ века русский исследователь Андрей Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери "Прибавление ума" послужила статуя Богоматери из Лореттской храмины в Италии.

    Этот образ был сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками.

    Лореттская храмина - это дом Пресвятой Богородицы в Назарете, где Она родилась от святых Иоакима и Анны, где архангел Гавриил благовествовал Ей о рождении от Нее Сына Божия и где прошли детские и отроческие годы Иисуса Христа.

    Еще в апостольские времена в этом доме был устроен храм, а позже его украсила царица Елена. Когда же в 1291 году под ударами мусульман пала Акра - последний оплот западного христианства на Востоке, Лореттская храмина была чудесным образом перенесена в Сербию, откуда, по совершении многих чудотворений, была перенесена в Италию и поставлена во владениях некоей матроны Лауретты. Местные жители, обратив внимание на крошечный, лишенный фундамента домик, обнаружили внутри него престол (освященный апостолом Иаковом, братом Господним) и упомянутую статую Пресвятой Богородицы.

    Правдивость этого средневекового сказания всегда вызывала множество сомнений со стороны историков и церковных археологов. В конце XIX века во Франции проводились специальные конференции "А правда ли это?", посвященные Лореттской храмине. Одним из основных аргументов сомневающихся было отсутствие каких-либо упоминаний об этой святыне на Востоке - в византийских хрониках и исторической литературе, а также малоизвестность Лореттской храмины на Западе до второй половины XVI в., когда при папе Павле II появляется описание святыни и бывших от нее чудес и воздвигается собор, построенный в 1464 году при папе Юлии и скрывший храмину под своими сводами.

    Известно, что на рубеже XV-XVI вв. Московская Русь имела обширные связи с Западной Европой, и вскоре о Лореттском домике узнали и на Руси. Считается, что первые изображения Лореттской Богоматери появились на Руси после посещения Святого Дома русскими паломниками в XVI веке. В мае 1524 года папа Климент VII вступил в переписку с великим князем Василием III, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. Папа рекомендовал московским послам побывать в Лоретто, осмотреть древний храм. После этого путешествия осталось письменное свидетельство под названием "Повесть о храме Святыя Богородицы, в нем же родися от Иоакима и Анны". Эта история распространилась по Руси в многочисленных списках. Вскоре после этого свидетельство об образе Богоматери из Лоретто было воплощено не только в слове, но и в красках. Согласно исследованию А. А. Титова, после большого Московского пожара 1574 года с образа Лореттской Божией Матери была написана икона на "московский манер", - среди других новых изображений псковских и новгородских иконописцев, вызванных в Москву по приказанию царя Ивана Грозного, сына Василия III.

    Эксперты пришли к заключению, что Лореттская статуя была изваяна умбро-маркеджанским скульптором в XIII-XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую вырезали из ливанского кедра.

    Судя по всему, написанное русскими мастерами изображение Лореттской Богоматери вобрало в себя черты явленной в России иконы и позаимствовало ее имя "Прибавление ума".

    Вглядываясь в иконографические детали, мы найдем этому немало подтверждений.

    Прежде всего, изображение Пресвятой Богородицы действительно напоминает лореттскую статую - и царскими венцами, и, в особенности, своим одеянием - ведь согласно католической традиции Лореттская Божия Матерь задрапирована в драгоценный материал с множеством украшений. Далее мы видим три здания, неизменно изображаемые у нижнего края иконы (а мы знаем, что на иконах ничего не может быть случайного) - не обозначают ли они различные места пребывания храмины и статуи - в Палестине, в Сербии и в Италии? И, наконец, ангельские силы, которые, окружив пресвятую Богородицу, как бы переносят Ее на своих крыльях, - не есть ли это также напоминание о чудесных перемещениях святого домика? Понятным становится необычность одеяния Богоматери с Младенцем на московской иконе - это далматик (царские одежды) Лореттской статуи. Объясняются и архитектурные детали иконы в виде арки в верхней части образа и светильников - это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лореттской Богоматери.

    Но если на Западе сейчас Лореттская статуя считается покровительницей летчиков, то в России предполагаемый список имеет совсем иной характер почитания. Как объяснить возникновение названия "Прибавление ума"? Можно предположить, что написанный образ прославился чудесами - исцелениями в случаях слабоумия и расстройства умственных способностей. Об этом говорят, например, местные сказания.

    Сохранилось предание, что икона с названием "Прибавление ума" была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова протоиерея Владимира Мирославского:

    "В ближайшее время после Патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном... Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум...

    Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом, он написал икону и назвал ее "Прибавление ума Пресвятой Богородицы".

    Этот образ исполнен особого смысла для современного человека: сейчас очень важно молиться об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутиям мира сего. Ведь ни один здравомыслящий человек, тем более христианин, не может сказать или даже подумать, что его ум вполне достаточен. Для того и дарован нам милостию Божией и любовию Пречистой такой образ, пред которым верующие обращаются к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Христу как Источнику премудрости и разума.

    Оригинал иконы "Прибавление ума" хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска. Но эта икона исчезла.

    Один из чудотворных списков иконы, написанный на холсте, находится в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

    Еще один список "Прибавление ума" начала XVIII века находится в Москве в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, что на Церковной Горке у метро "ВДНХ".

    И, наконец, образ Божией Матери "Прибавление ума" - один из самых почитаемых в храме святой Татианы МГУ им. Ломоносова.

    На фото:

    - образ из храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, Москва, начало XVIII в.;

    - образ из Покровского храма города Романов-Борисоглебск

    Празднование иконы Божией Матери "Прибавление ума" установлено 28 августа (нов. стиль).

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.