• Архимандрит Тихон Шевкунов - гость Свято-Тихоновского университета

    Архимандрит Тихон (Шевкунов) встретился со студентами Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В начале встречи ректор Университета протоиерей Владимир Воробьев напомнил, что 12 марта исполнилось двадцать лет со дня основания вуза. Отец Тихон, в свою очередь, рассказал, как ему, тогда еще молодому иеромонаху Донского монастыря, приходилось хлопотать об организации молебна перед новообретенными мощами святого Патриарха Тихона на открытие вуза. О. Тихон ответил на большое количество вопросов студентов. Вопросы были разделены на темы, список которых отец Тихон огласив, предлагая выбрать, с чего начать. Под дружный смех и аплодисменты зрителей было начать с вопросов на тему "В. В. Путин".

    Архимандрит Тихон Шевкунов - гость Свято-Тихоновского университета

    Отец Тихон пояснил свою позицию по поддержке Путина в разгар избирательной кампании. Свой выбор он вновь объяснил трезвым расчетом в том числе и в связи с политической обстановкой в мире, включая возможную войну с Ираном, и подробно прокомментировал недоумения, связанные с агитацией в пользу одного из кандидатов в президенты со стороны священнослужителя.

    - Один раз за весь предвыборный период корреспондент газеты "Крестовский мост" задал мне один вопрос: за кого я буду голосовать? И ответ я дал тоже один раз: я буду голосовать за Путина по таким-то и таким-то причинам. Причем, особо подчеркнул и выделил, что это мое личное мнение, которое я никому не навязываю. Это был единственный случай, когда я обозначил свою позицию, поскольку мне задали конкретный вопрос. Является ли это активной агитацией? Я не готов с этим согласиться. Просто ответ на вопрос, мое личное мнение.

    В числе аргументов в защиту кандидатуры Путина отец Тихон назвал положение Церкви в последние годы.

    - Если я не прав, пусть историки меня поправят. Но как мне представляется, за всю историю Русской Церкви, не было такого периода внешней свободы для Церкви, как сейчас - ни при Рюриковичах, ни при Романовых, ни в годы советской власти, ни в постсоветское время. Сейчас нам дается возможность такая, какой не было никогда в истории России.

    В числе проблем о. Тихон назвал и сложности с преподаванием, и сопротивление на местном уровне, но, по его мнению, эту косность надо преодолевать в живой практике.

    Также священник заверил своих слушателей в том, что Владимир Путин, как ему известно, как минимум несколько раз в год исповедуется и причащается.

    Каждый может написать Благую весть!

    - Я не могу не видеть себя самого в традиции духовной литературы, русской классической литературы - не в том смысле, что я себя считаю таковым, а в том смысле, что я на ней воспитан, и ничему другому я подражать в той или иной степени не могу, - сказал отец Тихон о своем творчестве и о книге "Несвятые святые". - Для меня русская и западная классическая литература - это главный ориентир в этом деле, творчестве и ремесле. Насколько это получилось - судить не мне.

    -Думаю, что такую книгу годам к пятидесяти может написать практически каждый православный христианин! - уверен священник. - Жизнь наша из всего этого состоит, стоит только посмотреть. Каждый из нас может написать свою Благую весть, свое Евангелие - об участии Бога, о спасении Господом Иисусом Христом и нас, и Церкви, и мира, и наших близких.

    Писать продолжение "Несвятых святых" о. Тихон не планирует, зато выразил желание написать другую книгу и снять многосерийный фильм о Церкви в богоборческом государстве.

    О вере и творчестве

    О. Тихону задали вопрос: послужила ли христианская кончина режиссера Сергея Бондарчука в назидание его сыну Фёдору.

    - Федю мы видим в основном в гламурных тусовках, в светской жизни. Когда я ездил причащать Сергея Фёдоровича, он был совсем молодым, крещеным, но абсолютно далеким от Церкви человеком. Слава Богу, он человек верующий, церковный, исповедуется, причащается. Но как вы понимаете, людям, которые живут в этой актерско-режиссерской карусели, не так уж и просто. Вернее, такому человеку очень хорошо и просто, до тех пор, пока он по-настоящему не осознает себя христианином и пока не сделает этот выбор.

    С другой стороны, мы видим драму отца Иоанна Охлобыстина - я не имею чести быть с ним знакомым лично, но со стороны вижу, как ему противоречиво и тяжело, и как внутри человеку приходится... Слава Богу, Федя не клирик. Он православный человек, ездит в Троице-Сергиеву Лавру, у него есть духовные друзья, и, думаю, это замечательно влияет на его жизнь.

    Монашество в России есть!

    Много вопросов о. Тихону задали о монашестве.

    - Двадцать лет назад, когда как грибы на старых грибницах стали вырастать старые новые монастыри, все мы, пожившие в старых монастырях, особенно рядом со старцами, очень скептически отнеслись к этим комсомольским призывам в Оптину пустынь и так далее. Сейчас я эти мысли вспоминаю со стыдом. Пришли мальчишки и девчонки и двадцать лет выдержали в монастырях почти без духовников, почти без нормальных игуменов, потому что духовники и игумены либо были опытные священники, которые сами монастырской жизни никогда не вели, либо были их же ровесники.

    Да, было всякое. Почти тысяча монастырей сейчас! Монах - это штучное производство, это продукт, который возрастает очень долго. Какие добрые, смиренные, разумные монахи у нас начинают появляться!

    Бывают и по Достоевскому, Ферапонты, которые криком пытаются что-то добиваться. Но и эти злобные перерождаются! Придут и они к праведному состоянию! Господь все уравняет. Именно Он нас взращивает.

    По мнению отца Тихона, у женского монашества в России тоже происходит расцвет. В качестве положительных примеров женских монастырей он назвал Рождественский монастырь в Москве.

    Зачем Церкви деньги?

    На просьбу посоветовать, как отвечать на недоумения о "богатой Церкви", отец Тихон призвал к честности.

    - Каждый священник должен с чистой совестью ответить на этот вопрос - и бедный сельский батюшка, и богатый московский архимандрит.

    За финансовую сторону жизни Сретенского монастыря (жизнь монастыря, детский дом, поддержка двух сайтов и т.д.) "московский архимандрит" отчитался на месте. 15-17% - спонсорские деньги, основная статья доходов - издательство (до четырехсот наименований книг в год), вторая - сельское хозяйство (скит в Рязанской области).

    На создание издательства было получено благословение архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

    - Как-то раз, когда меня назначили настоятелем подворья Псково-Печёрского монастыря, отец Иоанн, благословив меня, обсуждал со мной вопросы об устроении монастыря. Деньги - не главное, но важнейшее из второстепенного. Так вот, как только мы дошли до второстепенного, он спросил: "А кубышка у тебя есть?" Я отвечаю: "Ну, не знаю, Господь пошлет...". И он мне сказал: "Господь-то, конечно, пошлет, но ты сам должен об этом позаботиться". И благословил: "Чем ты можешь заниматься?" - "Наверное, издательством". - "Вот и давай, занимайся издательством".

    Взяли кредит в банке и начали издавать книжки. Доходов от деятельности монастыря хватает на текущую жизнь обители. Но для того, чтобы построить храм, необходимо обращаться к спонсорам (в Сретенском монастыре отец Тихон планирует построить вторую церковь - храм Новомучеников и Исповедников на крови, что на Лубянке).

    - Я обращаюсь редко, но по-крупному, - рассказывает отец Тихон. - Но надо отметить, что многие откликнулись, потому что поучаствовать в строительстве храма, который будет построен в память и в осмысление тех трагических событий, хочет немало людей.

    Неизбежная в таких обсуждениях тема дорогих автомобилей приобрела практический характер:

    -Пробовал я ездить в Рязанскую область в скит на советской машинке. Были очень большие проблемы. Я сам автомобилист и все это знаю. Теперь в моем распоряжении микроавтобус и Audi. Не бронированный. Я старался подбирать обычную чиновничью машину, удобную. Чтобы в ней могли поместиться четыре человека. Чтобы на ней триста километров туда, триста километров обратно - можно было проехать, но чтобы выйти после этого и еще что-то мог сделать, чтобы не лежать под ней.

    Совсем роскошные машины - это, конечно, не дело, хотя не мне об этом говорить - Audi тоже машинка неплохая.

    Чему научиться у инославных?

    На вопрос о возможности диалога с протестантами о. Тихон ответил решительно:

    - Я никак не отношусь к возможности религиозного диалога, так как считаю, что он очень опасен, в связи с тем, что протестанты все время затягивают нас в эти круги некой синкретической общей религии. Даже когда они говорят, что не хотят этого, все равно затаскивают - это их миссионерская составляющая. Но у протестантов мы можем очень многому поучиться. Помните Тютчева? "Я лютеран люблю богослуженье". Четко и ясно сказал нам святитель Игнатий Брянчанинов: Церковь Христова - это Церковь Православная. Что представляет собой церковь католическая, церковь протестантская - мы не знаем. Мы знаем, что это христианские общества, и никаких сомнений в этом у меня нет. Вопрос об их спасении тоже абсолютно не подлежит моей компетенции.

    Из Псково-Печёрского монастыря я приехал за границу совершенно дикий и шарахался от католиков. И вот однажды меня привели на встречу с молодежью. Это был 90-91 год. Я увидел такие же, как здесь, молодые лица, и еще моложе - шестнадцать, семнадцать, восемнадцать лет ребятам. Я слышал по разговорам, что это настоящие христиане, как я это понял. Я спросил у их священника: "Как вы их удерживаете? Такое море соблазнов в западном мире! Почему они не поддаются соблазнам? Почему они такие стойкие настоящие христиане?"

    Католический батюшка посмотрел на меня, как на идиота, и сказал: "Да потому что они Христа любят больше, чем все эти соблазны".

    Рассказал отец Тихон и о жизни насельников монастыря. Оказывается, наместник каждому дает отпуск на 2-3 недели.

    -Кто-то ездит к нам в скит, кто-то - к родителям на дачу отсыпаться. Мы живем в эпицентре Москвы. Мы живем просто в автомобильной пробке. Хотя бы просто подышать, откашляться по-настоящему - уже дорогого стоит.

    Никто никому не нужен, кроме

    Последний вопрос касался страсти уныния. "Что делать и как дальше, если понимаешь, что никому не нужен?"

    Отец Тихон ответил словами одного из своих героев, отца Никиты:

    - Человек в этом мире не нужен никому, кроме самого себя.

    И добавил:

    - И Господа Бога.

    Для меня это было великой истиной. Как деревенский батюшка, совершенно необразованный, с семью классами образования - правда, еще все Отцы - мог это сформулировать? "Человек никому не нужен, кроме себя и Господа Бога". Это, может быть, очень жесткое слово. Я нужен своим монахам, студентам и прихожанам. Они мне тоже нужны. Родители нужны детям, а дети - родителям.

    Но наступает какой-то предел, когда человек остается один. И тогда он понимает, что несмотря ни на какую заботу, он не нужен никому, кроме самого себя.

    И это было бы ужасно, если бы отец Никита не добавил: "И Господа Бога".

    Мария Сеньчукова

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.