• "Эхо Москвы" о выставке Владимира Любаррова

    "Эхо Москвы" о выставке Владимира Любаррова в Театральной галерее

    Аудиозапись передачи Выставка в Театральном музее им. А.А. Бахрушина "Праздник без повода": echo.msk.ru/programs/museum/756626-echo

    Для тех, кто не сможет прослушать передачу текст:

    К. ЛАРИНА: Начинаем программу «Музейные палаты». Здесь в студии «Эха Москвы» вся наша компания: Ксения Ларина, Стас Анисимов… Стас, привет.
    С. АНИСИМОВ: Привет.
    К. ЛАРИНА: И наши замечательные гости: художник и писатель Владимир Любаров.
    ЛЮБАРОВ: Без иронии, пожалуйста. (смех)
    К. ЛАРИНА: У нас есть подтверждение, что писатель теперь! Все! И здесь же в студии также наша гостья Юлия Литвинова, руководитель пресс-службы Музея имени Бахрушина театрального. Здрасьте, Юля.
    Ю. ЛИТВИНОВА: Доброе утро.
    К. ЛАРИНА: Напомню, что речь пойдет о выставке, которая открылась в театральной галерее на Ордынке, выставка Владимира Любарова «Праздник без повода». На этой выставке побывали многие, кроме меня – все. (смех)
    К. ЛАРИНА: Вот, ну, Стас побывал, да?
    С. АНИСИМОВ: Да.
    К. ЛАРИНА: И открытие состоялось торжественное в четверг. Как это было, Володь, скажи?
    ЛЮБАРОВ: Как было открытие?
    К. ЛАРИНА: Да. Да, расскажи.
    ЛЮБАРОВ: Ну, как, всем налили.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: Без… По поводу, правда, по поводу открытия выставки. Всем налили, все выпили. После этого им было неудобно говорить мне гадости. Поэтому все говорили хорошие слова. Ну, что же, угостили, понимаете? А если бы вот не угостить, то, может быть, сказали бы и правду.
    К. ЛАРИНА: А кто был, расскажи.
    ЛЮБАРОВ: Кто был…
    К. ЛАРИНА: Кого мы знаем?
    ЛЮБАРОВ: Сережа Бархин был.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: Наташа Нестерова была. Коля Досталь был. Лев Аннинский был.
    К. ЛАРИНА: Какая компания замечательная!
    ЛЮБАРОВ: Наталья Александрова была.
    К. ЛАРИНА: Это из Третьяковки.
    ЛЮБАРОВ: Да, из Третьяковки. Людмила Маркина была.
    К. ЛАРИНА: Из Третьяковки.
    ЛЮБАРОВ: Андрей Макаревич был. Он, собственно говоря, и начал, открыл это все дело.
    К. ЛАРИНА: Такой оазис культуры.
    Ю. ЛИТВИНОВА: Светлана Сорокина была.
    ЛЮБАРОВ: Светлана Сорокина, да, да, да.
    К. ЛАРИНА: Вот, Юля помогает.
    ЛЮБАРОВ: Очень меня тронуло, Светлана Сорокина.
    К. ЛАРИНА: Ну, молодцы. Значит, я вас поздравляю. Сразу, давайте, скажем, до какого числа выставка продлится, Юля, скажите нам, пожалуйста.
    Ю. ЛИТВИНОВА: До 4 апреля.
    К. ЛАРИНА: Ага. У нас еще есть…
    С. АНИСИМОВ: Достаточно времени.
    К. ЛАРИНА: … достаточно времени для того, чтобы посетить этот праздник без повода.
    ЛЮБАРОВ: Обычно говорим: и выставка еще долго продлится… и потом: ой, слушайте, она уже закончилась!
    К. ЛАРИНА: Да, да, да. Придется продлевать.
    ЛЮБАРОВ: Поэтому надо идти сразу.
    К. ЛАРИНА: Юль, как вписывается Любаров в театральную галерею на Ордынке, скажи?
    Ю. ЛИТВИНОВА: Прекрасно вписывается. Очень органично, как будто бы его картины там родились, выросли, созрели и продолжают жить своей вот такой жизнью. С поводом, без повода, то есть, как будто бы это их родной дом.
    К. ЛАРИНА: Ну, что же, о содержательной части мы поговорим чуть позже, а сейчас, давайте, мы выполним наш долг перед нашими слушателями. Мы должны объявить призы.
    С. АНИСИМОВ: О, да!
    К. ЛАРИНА: И вопросы.
    С. АНИСИМОВ: Призов у нас сегодня изобилие. Это часть подарков от Бахрушинского музея, часть – это книжки Владимира Любарова. От Бахрушинского музея, вам уже коллеги все расскажут, потому что они разнообразные: наборы открыток всевозможных… то есть, это уникальные просто призы, поэтому, давайте, объявим вопросы.
    К. ЛАРИНА: Давай.
    С. АНИСИМОВ: Вопросов 4 и все они посвящены творчеству нашего сегодняшнего гостя.
    ЛЮБАРОВ: Правильно, правильно. Так, правильно, правильно, творчеству. ( смех)
    С. АНИСИМОВ: В какой серии Владимира Любарова вода выступает как главный композиционный и смысловой лейтмотив? Назовите эту серию.
    К. ЛАРИНА: Ты понял?
    ЛЮБАРОВ: Три последних слова я не понял. (смех)
    К. ЛАРИНА: А можно еще раз?
    С. АНИСИМОВ: Я думаю, слушатели все уже уяснили.
    ЛЮБАРОВ: Слушатели умнее, естественно.
    С. АНИСИМОВ: Следующий, да, вопрос. В отличие от деревни Перемилово, этого города, запечатленного в работах Владимира Любарова, нет на карте. Вот, назовите этот город. Есть еще подсказка, но мы ее пока прибережем…
    К. ЛАРИНА: Не надо.
    С. АНИСИМОВ: Да, прибережем ее. Третий вопрос: как называется живописная серия Владимира Любарова, в которой герои его прежних работ приобщились к здоровому образу жизни? И последний вопрос такой, с подвохом и немножко с юмором, но, тем не менее. С чего начинал свою карьеру столичного преуспевающего художника Владимир Любаров? Назовите…
    К. ЛАРИНА: То есть, первую специальность?
    С. АНИСИМОВ: Да. Первую специальность.
    К. ЛАРИНА: Ты помнишь, Володь?
    ЛЮБАРОВ: Конечно, помню. Да, но…
    К. ЛАРИНА: Значит, на смс присылайте пока: +7-985-970-45-45. Но, учитывая количество призов, я так думаю, что мы и по телефону можем принять ответы во второй части программы. Юль, а от вас какие там призы и подарки, про это расскажи.
    Ю. ЛИТВИНОВА: У нас, у нас, у нас, во-первых, книга «110 шедевров Бахрушинского музея», у нас несколько пригласительных билетов: 5 – на выставку «Дела семейные», которая посвящена творческой династии Мироновых-Менакер. Выставка идет у нас в основном здании на улице Бахрушина. У нас справочник «В спектакле участвует техника» Листовского. Издание, выпущенное совместно… нашим музеем совместно с журналом «Сцена». У нас набор открыток «Версаль на Зацепе», два набора открыток.
    ЛЮБАРОВ: … богатые вещи…
    К. ЛАРИНА: Все, отдали все практически.
    ЛЮБАРОВ: И бескорыстно.
    С. АНИСИМОВ: Мейерхольд, еще вот набор открыток Мейерхольд.
    Ю. ЛИТВИНОВА: Набор открыток, да, да, да.
    С. АНИСИМОВ: «Мейерхольд — пространство любви» называется, очень хорошие.
    Ю. ЛИТВИНОВА: Да. Вот. По-моему…
    С. АНИСИМОВ: Да, еще вы забыли DVD ЖЗЛ…
    Ю. ЛИТВИНОВА: Да, DVD, конечно, конечно. Еще DVD, да, «Жизнь замечательных людей», да.
    К. ЛАРИНА: Ну, надеюсь, там есть Владимир Любаров, в этой серии?
    ЛЮБАРОВ: Видите, как я проиграл, со счетом 10:1.
    К. ЛАРИНА: А, у тебя же кино есть.
    ЛЮБАРОВ: Конечно, но кино я не принес. В принципе, чтобы перебить их, да…
    К. ЛАРИНА: Что, еще что-то забыли, Юля, сказать?
    Ю. ЛИТВИНОВА: Да, нет. Вроде, пока все.
    К. ЛАРИНА: Все назвали?
    Ю. ЛИТВИНОВА: Все.
    К. ЛАРИНА: Ну, вы поняли, какое у нас сегодня количество призов и подарков, так что, милости просим. Еще раз напомню номер смс: +7-985-970-45-45. И телефон прямого эфира 363-36-59. В следующей части мы обязательно выслушаем ваши правильные ответы. Ну, давайте, мы начнем с выставки. Володь, из чего она собиралась? Там есть вещи, которые никогда не выставлялись?
    ЛЮБАРОВ: Да, конечно, конечно. Там есть вещи, которые никогда не выставлялись. Но дело в том, что она чуть-чуть раньше, потому что я всегда представляю какую-то созревшую новую серию. А тут мне предложили выставку, ну, как бы неожиданно, как праздник без повода. Я посмотрел помещение, зал вот, совершенно правильно сказала Юля, вот, как будто я там когда-то родился. И, может быть, и персонажи там бывали. Мне очень понравилось. Вот. И потом, вышла книга. Вот, это все, так сказать, образовалось.
    К. ЛАРИНА: Повод образовался.
    ЛЮБАРОВ: Образовался, да, повод… без повода. Но, тем не менее, я ее как бы построил под этот, так сказать, рефрен, или как это… Дело в том, что я в деревне научился праздновать без повода. Вот, раньше я работал, как все советские люди в советских учреждениях. Праздников была тьма. Там, начиная с официальных, 7 ноября, 1 мая… и кончая, там, уже День рыбака…
    К. ЛАРИНА: Как у нас персонаж был в кино: Юрский – по-моему, «Любовь и голуби», он ходил с календарем все время и говорил, какой сегодня праздник, какой сегодня повод. Да, да, да.
    ЛЮБАРОВ: Я не знаю, просто я, может, тут старше всех, это действительно. Мне говорили: слушай, сегодня праздник Парижской коммуны. Я говорю: ну, и что? Как ну и что?! Мы сегодня решили выпить. Это же важный день! Я говорю: конечно, важный… И более того, я как бы вынужден был в какой-то степени подчиняться этому.
    К. ЛАРИНА: Праздновать.
    ЛЮБАРОВ: Конечно, иначе – ты отрываешься от коллектива и, в общем… а это очень опасная вещь. А здесь мне никто не говорил: сегодня праздник, Парижская коммуна… Они говорили: Вовка, сегодня надо выпить.
    К. ЛАРИНА: В деревне?
    ЛЮБАРОВ: Сегодня Коля приехал, вот. А вчера, мол, Лешка выпивал, ему надо подправиться.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: Вот он - праздник. Закуска под ногами растет буквально. Все. А у тебя, говорят, Любаров, есть выпить, мы знаем. Понимаете, и мне, вот, самое интересное, что эти праздники мне больше всех понравились. Я и сейчас вот. Я уже, так сказать, не живу постоянно в деревне, но и сейчас я праздную только без повода.
    К. ЛАРИНА: То есть, когда просто душа захочет, да?
    ЛЮБАРОВ: Совершенно верно. И всех призываю.
    К. ЛАРИНА: А тост какой-нибудь, надо же при этом говорить что-то, мы же так привыкли, что надо что-то говорить. Когда повода нет, за что же?
    ЛЮБАРОВ: Ну, интересно, я такое количество интервью уже дал, что на тосты мне хватает. Но, вот, например, «ты меня уважаешь?»
    К. ЛАРИНА: Это как бы уже… это финал. Да, да.
    ЛЮБАРОВ: Это финал. Конечно.
    К. ЛАРИНА: Ну, так хорошо, и что из этого родилось? Какая-то драматургия выставки существует, праздник без повода?
    ЛЮБАРОВ: Надо ходить на открытие.
    К. ЛАРИНА: Я поняла. Да, да.
    ЛЮБАРОВ: На культурные мероприятия надо ходить, и тогда, я надеюсь, что я не буду сейчас рассказывать про драматургию выставки, потому что это легче всего, все-таки, увидеть там. Во всяком случае, я вот под эту, так сказать, тему, которую я считаю очень важной философской, что надо праздновать не по заданию, а по душе.
    К. ЛАРИНА: По велению души.
    ЛЮБАРОВ: По душе. И чтобы человек был хороший.
    К. ЛАРИНА: Стас, там праздничная атмосфера, вообще?
    С. АНИСИМОВ: Там душевная атмосфера. Там вот такой праздник, не то, что вот прямо какие-то фейерверки, но там такая теплая домашняя атмосфера, что оттуда прямо не хочется уходить. И, прежде всего, конечно, она создается при помощи работ, которые там висят, но и посетители сами – просто уникальные люди, от которых прямо так и лучится вот эта теплота и душевное добро. То есть, люди, которые туда приходят, они, конечно, совершенно, вот…
    К. ЛАРИНА: Они приходят, во-первых, по любви.
    С. АНИСИМОВ: Именно, что! Да, и по любви, и по своему какому-то внутреннему стремлению к тому, чтобы, ну, как-то увидеть часть себя в этих работах. Все, кто там был, они все рассказывали о том, что они что-то там покупают себе, какие-то там частички. Вот, как раз для того, видимо, чтобы эта часть осталась при них же.
    К. ЛАРИНА: Ну, вот, после новостей мы, наверное, послушаем сразу репортаж Стаса из галереи. Как раз там, наверняка, есть и отзывы первых посетителей выставки. И потом продолжим разговор с нашими гостями. Конечно же, отдельно поговорим о книге, поскольку было объявлено, что Любаров теперь еще и писатель.
    ЛЮБАРОВ: Союз писателей уже дает рекомендацию.
    НОВОСТИ. Продолжаем программу «Музейные палаты». Напомню, что сегодня мы приглашаем вас на выставку «Праздник без повода», выставка Владимира Любарова в театральной галерее на Ордынке в музее Бахрушина. У нас в студии, конечно же, Владимир Любаров и руководитель пресс-службы музея Бахрушина Юлия Литвинова. Программу ведут Ксения Ларина и Стас Анисимов. Давайте, чтобы долго не бегать вокруг да около, давайте, уже пойдем прямо в саму галерею на выставку. И вот, у нас есть проводник Стас Анисимов. Послушаем его репортаж, а потом продолжим наш разговор.
    С. АНИСИМОВ: Владимир Любаров устроил всем праздник без повода. Ну, а когда это самый повод на Руси кому-нибудь требовался? Например, жителям деревни Перемилово он точно не нужен. Это старинное местечко, конечно, ассоциируется с работами Владимира Любарова, но имеет вполне реальные географические координаты и находится на границе Владимирской и Ярославской областей. А прежде там проходил Екатерининский тракт. Ходят слухи, что будто сама Екатерина Великая так назвала деревеньку, в которую отправила опостылевшего фаворита. Население – не в сказке сказать, а только Владимиру Любарову под силу описать. Мужики – неказистые, словно топором рубленые, да себе на уме. И бабы – большущие, как на опаре замешанные, на которых и пахать, и воду возить, они и коня на скаку остановят, ну, и так далее. Живут перемиловцы по стародавнему правилу: гулять – так до беспамятства. Песню петь – чтоб слеза взяла. А любить – так чтоб сгореть дотла. Вот она, Россия без гламура.
    СВЕТЛАНА: Мне очень нравится атмосфера на его выставках. Люди приходят унылые, а уходят улыбающиеся. И как-то свои болячки отходят, становятся не такими значительными. Это совершенно точно.
    С. АНИСИМОВ: Светлана знает, о чем говорит, атмосфера на выставке, действительно, душевная. Такая же, как и на русских застольях. Разумеется, как и все жители российской глубинки, перемиловцы не пренебрегают красными днями календаря, которые отмечают, что называется, по полной программе. Но все же, настоящими праздниками считают те, что случаются без всякого повода. Ну, просто потому, что душа поет. Впрочем, для нынешней выставки повод у Владимира Любарова, все-таки, имеется. И весьма нешуточный. Художник написал книгу рассказов, чем немало удивил своих друзей и родственников, но больше всех – самого себя. Каждая из вошедших в книгу историй, по мнению автора, тоже своеобразный праздник без повода. Вроде внезапного взрыва веселья на деревенской завалинке.
    ПОСЕТИТЕЛЬНИЦА: Я специально на эту выставку приехала, потому что я уже немножко знаю эти работы. И раньше относилась, ну, так, знаете, любопытно посмотреть, но до конца не понимала, и больше к классике тяготела, поэтому не все было понятно и интересно не все. А потом вдруг я увидела одну работу, вот, мне кажется, она называется «Зимний ангел», ее здесь, к сожалению, нет. И вот эта работа меня настолько поразила! Там сюжет очень такой, простой, и, в то же время, непростой. Там идет по деревенской улице зимней мужичок типичный деревенский в валенках, озябший, в шапке в этой. И под мышкой несет крылья ангела. То есть, он настолько устал, замерз и все, не до чего, что вот у него, даже, крылья ему тяжело. Вот, мне так показалось. Я не знаю, что имел в виду Любаров. Но меня это потрясло.
    С. АНИСИМОВ: Посетив не одну выставку, легко заметить то, что эти картинки из русской жизни всегда будут иметь успех. Не зря же Любарова копируют арбатские художники. Не это ли – народная любовь?
    ПОСЕТИТЕЛЬ: Вы знаете, у него картины, они мне не то, что понятны, они вызывают во мне эмоции какой-то, знаете, мне понятна эта жизнь, которая изображена, и почему-то становится на душе легче, что показаны люди такие, какие они есть. Потому что кругом у нас как бы маски. И у него много серий, и вот лично я очень люблю серию «ФискультПривет». У нас даже дома висят магнитики с выставки. И чем они мне привлекательны: там эти полные женщины, которых он изображает, - а поскольку это проблема всех женщин волнует, - видно, как они… ну, какой-то юмор есть в том, что они занимаются зарядкой, видно, что они это не смогут. И в то же время, вы знаете, какой-то оптимизм появляется, глядя на них.
    С. АНИСИМОВ: Владимир Любаров, выставка «Праздник без повода», картинки из жизни деревни Перемилово. Так далеко – так близко.
    К. ЛАРИНА: А что, вот, тетеньки в основном приходят, Стас?
    С. АНИСИМОВ: Были тетеньки, мне попадались. Да, но тетеньки с сыновьями были.
    К. ЛАРИНА: В основном женщины…
    ЛЮБАРОВ: Вчера был рабочий день, мужчины работали, а женщины пошли на выставку Любарова. Поэтому. Нет, мужчин довольно много приходит.
    К. ЛАРИНА: А мне кажется, что женщины больше любят Любарова. Да.
    ЛЮБАРОВ: Женщины больше.
    К. ЛАРИНА: Потому что ты их любишь.
    ЛЮБАРОВ: Люблю больше женщин.
    К. ЛАРИНА: Ну, давайте, про книжку немножко поговорим. Володь, из чего она… ну, во-первых, первые тексты появились, там, по-моему, на выставке в галерее «Дом Нащокина», когда ты первый раз вывесил свои тексты своих таких небольших рассказов, или эссе.
    ЛЮБАРОВ: Да, я потихоньку, я такой человек, неуверенный в себе, кажется, что я такой самоуверенный. Я, вообще, неуверен. Я вывесил тексты в галерее. И тексты понравились. Как-то, ну, они дополнили экспозицию.
    К. ЛАРИНА: Нужно объяснить немножечко, все-таки, а что это такое? Они не объясняют же картину, правда же? И не рассказывают о том, что там изображено. А это какие-то свои ассоциации или, может быть, история, как это возникло…
    ЛЮБАРОВ: В целом это, скорей, все-таки, истории из жизни. Но, вот то, что было в галерее «Дом Нащокина», косвенный комментарий, все-таки, к определенной картине или к определенной теме. Потому что здесь в книжке уже этого нету, здесь есть просто рассказы, к которым я потом с трудом подбирал картинки. Ну, они просто написаны, как праздник без повода. Я, значит, еще хочу сказать, иначе я забуду. Дело в том, что в книжном магазине «Москва» на Тверской 17-го марта в 18 часов будет презентация, официальная презентация этой книги.
    К. ЛАРИНА: То есть, встреча с автором.
    ЛЮБАРОВ: Да, значит…
    К. ЛАРИНА: Макаревич опять придет… (смех)
    ЛЮБАРОВ: Нет, я думаю, что, это самое, я думаю, что придут люди, которые захотят узнать, как стать писателем ни с того ни с сего. Вот, это я все расскажу. Насчет Макаревича не обещаю. Не знаю.
    К. ЛАРИНА: Значит, 17-го в книжном магазине.
    ЛЮБАРОВ: 17-го в 18…
    К. ЛАРИНА: «Москва» на Тверской.
    ЛЮБАРОВ: В «Москве» на Тверской. Долг выполнил.
    К. ЛАРИНА: Мы поняли. Да. Эта книжка у вас продается на выставке?
    Ю. ЛИТВИНОВА: Продается.
    ЛЮБАРОВ: Да. На выставке они…
    К. ЛАРИНА: Давай, расскажи какую-нибудь историю. У тебя столько историй. Историю из твоей жизни.
    ЛЮБАРОВ: Вот этого я не ожидал… (смех)
    ЛЮБАРОВ: Дело в том, что, когда я, значит, прочитал… ну, книжка, когда они готовилась, уже прошло, там, три-четыре, значит, месяца. И взял и прочитал свою книжку сам.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: И подумал: как такой косноязычный человек, - вот, как бы на бумаге все вроде гладко, в жизни-то я косноязычный.
    К. ЛАРИНА: Ну, ладно. Не наговаривай на себя.
    ЛЮБАРОВ: Абсолютно точно. Тут чего же говорить. Ну, не знаю я, как-то оно на бумаге получается глаже. Мне главное, чтобы людям было интересно читать, потому что, в отличие от живописи, где я, то, что называется, фантазирую, где я то, что называется, там какие-то…
    К. ЛАРИНА: Где у нас книжка? Нету книжки?
    С. АНИСИМОВ: С собой тут нет…
    К. ЛАРИНА: Принеси книжку, пожалуйста.
    ЛЮБАРОВ: … ассоциации. Я, все-таки, при всей как бы наивности живописи, я – профессионально получивший образование художник. То здесь я выступаю как молодой, может быть, наивный, литератор. Кто пишет уже…
    К. ЛАРИНА: То есть, дружба с Войновичем кончилась плохо. Потому что Войнович стал писать картины…
    ЛЮБАРОВ: Да.
    К. ЛАРИНА: … а Любаров стал писать книжки. Вот, видите, как бывает!
    ЛЮБАРОВ: Да, я ему позвонил и сказал, что я написал книжку.
    К. ЛАРИНА: И что он говорит?
    ЛЮБАРОВ: Ну, как, что говорит. Когда-то он был молодым художником, теперь я стал молодым писателем. Вот, но, надо сказать, он мне сказал: быстрей присылайте мне книжку, мне интересно. Ну, хорошо, говорит, написали…
    К. ЛАРИНА: Ну, я хочу сказать, что, конечно, эта книга вас подробнее познакомит не только с творчеством Владимира Любарова, но и с его личностью, с его жизнью. Потому что, помимо картинок, как он называет, - это слушатели начали на меня ругаться: почему вы называете картины художника «картинками». Так, он сам их так называет! Картинки.
    ЛЮБАРОВ: Да.
    К. ЛАРИНА: Да? Ну, что делать?
    ЛЮБАРОВ: «Картины» - как-то не звучит. Картинки – хорошо.
    К. ЛАРИНА: Так, вот, кроме картинок, здесь есть еще и фотографии из семейного архива, насколько я понимаю.
    ЛЮБАРОВ: Ну, вообще, надо сказать, что получилось так, что я начал с рождения и закончил сегодняшним днем. Так что, в какой-то степени это, так сказать, автобиографическая… автобиография в таком вольном стиле.
    К. ЛАРИНА: Ну, расскажи какую-нибудь историю. Я же не буду книжку цитировать.
    ЛЮБАРОВ: Ну, хорошо, расскажу. Надо было подготовиться.
    К. ЛАРИНА: Ну, давай, чего тут только нету. И про боксера, и про вокзал. Ну, чудесные же… ну…
    ЛЮБАРОВ: У меня замечательный дядя был, все его называли «дядя Миша с большой головой». А почему так было? История вся правдивая. А он работал главным технологом в типографии «Красный пролетарий». Может, поэтому я, кстати говоря, и пошел по книжному делу, поэтому он для меня очень большой человек. А откуда у него большая голова? Он в молодости очень любил девушек. Ну, вроде, я тоже, честно говоря, в молодости. И за ним гнались, за ним гнались. То ли это ревнивый муж был, то ли еще кто. И он упал в шахту лифта головой вниз. И голова у него стала расти.
    К. ЛАРИНА: Ой, ужас какой…
    ЛЮБАРОВ: И росла. Но он – нормальный абсолютно человек, но голова вот такая большая. И его все звали «дядя Миша с большой головой». Поэтому, когда у меня часто спрашивают, почему у ваших персонажей голова больше натуральной, я говорю, что вот у меня был такой дядя, у него была большая голова.
    К. ЛАРИНА: … поразила твое воображение.
    ЛЮБАРОВ: Да, замечательный был человек. Он человек был чудесный.
    К. ЛАРИНА: Тогда расскажи нам про маленьких тетенек. Потому что есть, как Стас правильно заметил, большие, но обязательно есть какая-нибудь маленькая где-нибудь затесавшаяся случайно среди больших.
    ЛЮБАРОВ: Можно я расскажу…
    К. ЛАРИНА: Да.
    ЛЮБАРОВ: У меня же серия как бы про милиционеров есть.
    К. ЛАРИНА: Да.
    ЛЮБАРОВ: Теперь уже непонятно, как их называть, да? И меня… я, вообще, милиционеров боюсь. А у меня родился внук. И он, уже начиная с года, он бредил милиционерами. Вот, идешь с ним, и он показывает на милиционера, ему нравится.
    К. ЛАРИНА: Интересно, все дети обычно боятся милиционеров.
    ЛЮБАРОВ: Он обожал, значит. Но я ему купил на Измайловском рынке, значит, эту самую фуражку милицейскую.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: Значит, его папа Игорь достал жезл. То есть, вот, он ходил, никакая ему одежда не нужна, вот он – в милицейской. И вот, такой восторг испытывал, когда он видел по телевизору милиционера. И я неожиданно для себя начал рисовать их. Вот, короткая история, да? Я ее здесь написал. То есть, я описываю то, что со мной, так сказать, произошло в жизни.
    К. ЛАРИНА: Ну, здесь, в этой книге-альбоме, - наверное, так это можно назвать, - собраны картины из самых разных серий, да, твоих? И «Едоки», и «Еврейской счастье», и «ФизкультПривет», и многие многие другие. Но, конечно же, персонажи из Перемилова.
    ЛЮБАРОВ: Они построены по другому принципу, потому что «Еврейское счастье» у меня входит в «Детство»…
    К. ЛАРИНА: Вот они, мои любимые. Мои любимые! Вот они, сидят на завалинке. Менты, которые нынче полицейские. Могут так полицейские отдыхать? Вряд ли. Только милиционеры. Да?
    В. ЛЮБАРОВ: Не знаю я. Мне вообще эти переименования кажутся…
    К. ЛАРИНА: Но зато сколько теперь пищи для художника.
    В. ЛЮБАРОВ: Пускай тогда взяток не берут, если они полицейские.
    К. ЛАРИНА: Народ обижается. Я вот слышала, говорят, в «Московском комсомольце» написали статью про то, как народ обижается, что теперь полицейские взяток не берут. Типа, мы-то думали, что вы шутите, а оказалось, на самом деле.
    С. АНИСИМОВ: Это ненадолго. (смех)
    В. ЛЮБАРОВ: Их потом опять переименуют.
    К. ЛАРИНА: Стас, ты расскажи про выставку, а то ведь ничего не добьешься.
    С. АНИСИМОВ: Да, да.
    К. ЛАРИНА: Придите и смотрите.
    С. АНИСИМОВ: Именно, да. Как я уже заметил перед новостями, все из посетителей обязательно рассказывали о том, что у них дома есть какие-то изображения. Что они специально покупали себе магниты, открытки, каталоги, обязательно. Вот, мне кажется, что это вот какая-то вот потребность в человеке, который приходит на выставку, соединиться со своей частью, которая есть в нем, вот, безусловно, ведь, в работах Владимира Любарова все мы изображены. Пусть, может быть, необязательно, скажем так, буквально, уж если так выражаясь, но в переносном смысле, это же про всех про нас. И поэтому, когда люди что-то… и хотят унести, не просто вот так вот на память, да, а именно то, что видят в себе частичку. И вот поэтому все вот эти вот настроения душевные, да, и любовь просто безграничная. Потому что…
    В. ЛЮБАРОВ: Я просто, знаете, хочу хоть каплю дегтя…
    К. ЛАРИНА: … сарказма…
    В. ЛЮБАРОВ: … в эту бочку меда.
    К. ЛАРИНА: Ну-ка.
    В. ЛЮБАРОВ: Значит, между прочим, искусствоведы меня за это ругают. За сплошной позитив и отрыв вообще как бы от действительности.
    К. ЛАРИНА: Почему, там есть у тебя печаль светлая.
    В. ЛЮБАРОВ: Защищай меня. Правильно, я не против. Просто…
    С. АНИСИМОВ: … оставим искусствоведам…
    В. ЛЮБАРОВ: Вообще, это очень немодно: позитивный взгляд на мир. Вот, мы только что слышали новости: кого-то застрелили, где-то цунами. Вообще, по-моему, ни одного хорошего события почти…
    К. ЛАРИНА: Володь, а где там позитив, где искусствоведы увидели позитив, вот, если так разобраться? Если говорить, там, про деревню Перемилово – все пьют, как подорванные, понимаешь?
    В. ЛЮБАРОВ: Там некоторые лежат лицом в тарелку…
    К. ЛАРИНА: … все пьяные лежат, да, либо в луже…
    В. ЛЮБАРОВ: … некоторые прямо в лужу… Дело в том, что, уже это совершенно помимо моей воли, они вызывают, так сказать, позитив, даже не соблюдая правильный образ жизни. Но это же, я не виноват в этом, я не стараюсь что-то приукрасить, может, я - такой веселый идиот.
    С. АНИСИМОВ: Нет, абсолютно нет…
    К. ЛАРИНА: Я нашла ответы на вопрос, самый распространенный, который Любарову все время задают: почему я рисую толстых женщин? Версия первая: «В деревне Перемилово все женщины крупные и красивые, а мужики - так себе, ни ростом, ни весом не вышли. Плюгавенькие, одним словом. В Перемилове женщина – главная, на ней держится хозяйство и душевное здоровье семьи. А мужикам все до фонаря, они живут своими интересами: выпивают, в картишки перекидываются, озоруют. Моя жена Катя, - вот тут интересно, – тоже молодая, красивая и крупная, хоть и городская девушка. А я – тощий мухомор, под стать перемиловским мужичкам и собственным картинкам. Так что, когда говорят: «Экий ты фантазер! Так в жизни не бывает». Я возражаю: бывает». Версия вторая. «Меня часто спрашивают: почему я рисую толстых женщин? И, действительно, почему я их рисую? Во-первых, наверное, потому, что просто люблю их рисовать. Для меня толстая женщина – особый эстетический объект. Мне нравится, как она ходит, сидит, лежит. Нравится ее пластика. Мне нравится в ней все. Мир толстой женщины совсем не похож на мир женщины худой. В нем нет нервности, изломанности, надрывной сексуальности, присущей худым женщинам. Красивым худым женщинам, я имею в виду. Толстая женщина органично вписывается в любой ландшафт, в любую среду обитания. Она организует мир вокруг себя. Моя толстая женщина – это некий космический объект, она неразрывно связана с природой. Она даже летать умеет. А во-вторых, я рисую толстых женщин потому, что в деревне Перемилово худых отродясь не водилось». Но, видите? Какой текст!
    В. ЛЮБАРОВ: … украсила мой текст! Просто как прочитан, да? Замечательно.
    К. ЛАРИНА: Можно исполнять со сцены.
    В. ЛЮБАРОВ: А можно я тебя буду приглашать читать?
    К. ЛАРИНА: Давай, на презентацию. Хочешь, приду к тебе, почитаю?
    В. ЛЮБАРОВ: О! С удовольствием!
    К. ЛАРИНА: Да? Вместо Макаревича.
    В. ЛЮБАРОВ: Конечно. (смех)
    В. ЛЮБАРОВ: Конечно.
    К. ЛАРИНА: Нет, давай, договоримся. Договоримся.
    В. ЛЮБАРОВ: Я буду счастлив, что ты! О чем ты говоришь!
    К. ЛАРИНА: Начальник, все, решили.
    В. ЛЮБАРОВ: Ларина придет на презентацию! Только там разнесут магазин…
    К. ЛАРИНА: Да, ладно. Вообще, замечательные тексты. Я лишний раз убедилась, потому что они, хотя и наговаривают на себя, художники, говорят, что я косноязычный. Они написаны так, как ты рассказываешь.
    В. ЛЮБАРОВ: Я же не сказал, что я косноязычный, так сказать, на письме. Я сам удивился. Но в жизни я косноязычный. Я сейчас тут стараюсь так связать слова…
    К. ЛАРИНА: Ничего, ничего, получается. У нас уже пришли ответы.
    С. АНИСИМОВ: Да, ответы пришли.
    К. ЛАРИНА: Уже можно телефон объявить. И я попрошу тебя, Стас, напомни, пожалуйста, еще раз вопросы.
    С. АНИСИМОВ: О’кей. Вопросы следующие. Первый вопрос: в какой серии Владимира Любарова вода выступает как главный композиционный и смысловой лейтмотив? Вопрос второй: в отличие от деревни Перемилово, этого города, запечатленного в работах Владимира Любарова, нет на карте. Ну, назовите этот город. Как называется живописная серия Владимира Любарова, в которой герои его прежних работ приобщились к здоровому образу жизни?
    К. ЛАРИНА: Телефоны записать мне надо, телефоны записать. Нет, записать телефоны, которые сейчас будут звонить. Понимаешь? Вот, сейчас будут звонить люди и отвечать на вопросы. А ты в это время берешь и записываешь их телефоны. Не там, а вот сюда вот, так подходишь, и здесь вот видишь, здесь вот телефоны.
    С. АНИСИМОВ: И последний вопрос – отступление – и последний вопрос: с чего начал свою работу столичного преуспевающего художника Владимир Любаров? Вопрос с подвохом и с юмором. Давайте, сейчас пока зачитаю тех, кто с пейджера, чтобы уже люди не беспокоились, что у них уже есть свой приз. В. ЛЮБАРОВ: Серьезные вопросы.
    К. ЛАРИНА: Да. Сейчас мы будем принимать звонки, и ты будешь записывать…
    В. ЛЮБАРОВ: … серьезные, а последний – с подвохом.
    С. АНИСИМОВ: Это как вот у вас все, вроде как серьезно…
    К. ЛАРИНА: Ты будешь читать людей?
    С. АНИСИМОВ: Читаю. Марина, телефон 384, Никита телефон 914, Саша телефон 304 и Виктор 808.
    К. ЛАРИНА: Ну, все, я напоминаю телефон: 363-36-59. И можно попробовать отвечать на вопросы. Только наушники, Стас, раздай людям, пожалуйста, уши. А то же мы ничего не услышим. Итак, внимание, первый звонок, кто готов? Але, здравствуйте.
    СЛУШАТЕЛЬ 1: Здравствуйте.
    К. ЛАРИНА: Здрасьте.
    СЛУШАТЕЛЬ 1: Серия «ФизкультПривет»
    К. ЛАРИНА: «ФизкультПривет»
    В. ЛЮБАРОВ: Правильно.
    К. ЛАРИНА: Да. Вас зовут?
    СЛУШАТЕЛЬ 1: Анна.
    К. ЛАРИНА: Анна, спасибо. Записали. Записали? Следующий звонок. Але, здравствуйте. Але.
    СЛУШАТЕЛЬ 2: «ФизкультПривет».
    К. ЛАРИНА: Это уже сказали. Вы ошиблись и опоздали. Але, здравствуйте. Але.
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Але.
    К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Але, здравствуйте, я бы хотела ответить на четвертый вопрос.
    К. ЛАРИНА: Так.
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Так, название первой специальности, это четвертый вопрос, так? Он работал маляром, Любаров, на авторемонтной базе.
    В. ЛЮБАРОВ: Браво.
    К. ЛАРИНА: Он работал?
    В. ЛЮБАРОВ: Работал.
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Да, я просто знала, у меня много вещей, связанных с Владимиром Любаровым. Я его очень люблю, признаюсь ему в любви.
    В. ЛЮБАРОВ: Спасибо. Я вас тоже люблю.
    К. ЛАРИНА: Как вас зовут?
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Меня зовут Наталья.
    К. ЛАРИНА: Наталья, а вы были на выставке-то, на новой?
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Нет, на новой я еще не была. Мне очень хотелось бы его книгу, очень.
    К. ЛАРИНА: Обязательно. Обязательно. Обязательно. Все записали. Да, да, да. Записали вас.
    СЛУШАТЕЛЬ 3: Спасибо.
    К. ЛАРИНА: Спасибо вам. Следующий звонок. Але, здравствуйте, але. Это что такое? Кому-то… кто-то уже праздник без повода отмечает. Але, здравствуйте.
    СЛУШАТЕЛЬ 4: Здравствуйте.
    К. ЛАРИНА: Да.
    СЛУШАТЕЛЬ 4: Меня зовут Алексей.
    К. ЛАРИНА: Да, Алексей.
    СЛУШАТЕЛЬ 4: Щипок. Город называется Щипок.
    К. ЛАРИНА: Это правильный ответ?
    В. ЛЮБАРОВ: Правильный.
    К. ЛАРИНА: Правильный ответ.
    СЛУШАТЕЛЬ 4: А можно мне тоже альбом Любарова, пожалуйста?
    К. ЛАРИНА: Да, можно. Записывайте, сколько, чтобы нам не просчитаться.
    В. ЛЮБАРОВ: Да, вот, так.
    К. ЛАРИНА: Еще, следующий звонок, але, здравствуйте. Але, але. Очень долго, простите. Але, здравствуйте. Але.
    СЛУШАТЕЛЬ 5: Але, здравствуйте.
    К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.
    СЛУШАТЕЛЬ 5: Серия, по-моему, называется «Наводнение».
    К. ЛАРИНА: Про воду.
    СЛУШАТЕЛЬ 5: Про воду.
    К. ЛАРИНА: Совершенно верно. Спасибо. Вас зовут как?
    СЛУШАТЕЛЬ 5: Меня зовут Артем, я тоже хочу признаться в любви к Владимиру Любарову, особенно к его серии «Еврейское счастье».
    К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогой Артем. Все записали. Все что ли?
    С. АНИСИМОВ: Да, вопросы все исчерпаны. А расскажите, вот, про ваш плакат, который вы нарисовали…
    В. ЛЮБАРОВ: А можно я расскажу про последний вопрос?
    К. ЛАРИНА: А про плакат?
    С. АНИСИМОВ: Вот, он и есть, последний вопрос.
    К. ЛАРИНА: Давайте.
    В. ЛЮБАРОВ: Когда мы красили машины, я маляр был по покраске этих самых машин. Когда мы красили машины в желтый цвет, мы пили пиво после этого. Когда мы красили машины в коричневый цвет, мы пили портвейн. А вот, когда красили в черный, непонятно было, что пить, потому что только битумный лак можно было… (смех)
    ЛЮБАРОВ: Но я, как интеллигентный человек, достал черный рижский бальзам.
    К. ЛАРИНА: А, да, да!
    ЛЮБАРОВ: И вышел из положения. Но, вообще, это был… может быть, деревни Перемилово не было бы без этого, потому что я понял, вообще, что народ этот замечательный. Вот, народ, который, может, книжки не читает, да? И, там, школ каких-то не заканчивал, вот, он изумительный, этот народ.
    К. ЛАРИНА: А здесь, кстати, в книжке есть про них? Какие-то наблюдения твои, зарисовки, про людей из Перемилово?
    ЛЮБАРОВ: Конечно!
    К. ЛАРИНА: Да?
    ЛЮБАРОВ: Половина книги, по сути, именно, конечно, перемиловской теме посвящена.
    К. ЛАРИНА: А про плакат-то какой мы хотели рассказать?
    С. АНИСИМОВ: Плакат, который вы нарисовали!
    ЛЮБАРОВ: Ну, значит, я, между тем, как красить машины, я работал еще и художником. Немножко шил. Значит, и мне сказали, вот нужно сделать огромный плакат «на территории автобазы курить строго запрещается». Вот, директор мне говорит, но чтобы, говорит, было видно отовсюду. Я буквально это дело понял, изготовил все эти буквы больше человеческого роста. И, значит…
    К. ЛАРИНА: … напоминает историю Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова на пароходе…
    ЛЮБАРОВ: Да, этот плакат, он не помещался на территории, поэтому он шел вот так вот кругом.
    К. ЛАРИНА: Так.
    ЛЮБАРОВ: Не рассчитал. Но директор вышел, вот так вот посмотрел и говорит: «Ну, наконец, нам прислали настоящего художника». Я думал, сейчас выгонят. (смех)
    К. ЛАРИНА:То есть, ему понравилось? Отовсюду было видно.
    ЛЮБАРОВ: Потом я уже говорил, что это был первый перформанс мой, да. Инсталляция. Не осталось фотографии. Фотографии. Ну, вот, не помещался.
    К. ЛАРИНА: ...вот так по периметру… Ну что, дорогие друзья, мы должны заканчивать уже нашу встречу творческую с художником Любаровым. Напомню, что выставка проходит в театральной галерее на Ордынке. Это где, Юлечка, нам напомните.
    Ю. ЛИТВИНОВА: Ордынка, станция метро "Третьяковская".
    ЛЮБАРОВ: Понедельник и вторник – выходные дни.
    К. ЛАРИНА: Ах, безобразие.
    ЛЮБАРОВ: Работают они с 12-ти до 7-ми.
    К. ЛАРИНА: А ты там бываешь каждый день?
    ЛЮБАРОВ: Я сейчас туда поеду. Вообще, по субботам и воскресеньям, видимо, буду.
    К. ЛАРИНА: Чтобы можно было броситься к тебе.
    ЛЮБАРОВ: … чтобы морду можно было…
    К. ЛАРИНА: Нет, конечно, расцеловать, получить автограф. Вот, это все в субботу-воскресенье у художника, да?
    ЛЮБАРОВ: Да.
    К. ЛАРИНА: Хорошо. Ну, и напомню также, что в книжном магазине «Москва» 17-го марта в 6 часов вечера презентация книги Владимира Любарова «Рассказы. Картинки». Даже названия нет у книги!
    ЛЮБАРОВ: «Рассказы. Картинки»
    К. ЛАРИНА: Как, вообще, можно такую книгу издать без названия!
    ЛЮБАРОВ: Долго думали, как назвать. Но, к сожалению, поздно, поздно эта выставка «Праздник…», я бы ее назвал «Праздник без повода», но уже… опоздал. К. ЛАРИНА: Но уже есть выставка такая.
    ЛЮБАРОВ: Да. Ну, «Рассказы. Картинки». Ну, так.
    К. ЛАРИНА: Хорошо. Ну, что же, приглашаем на выставку. Спасибо большое нашим гостям.
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.