• Права и обязанности лиц призывного возраста

    Весной и осенью на территории Российской Федерации проводятся мероприятия по призыву граждан на военную службу в Вооруженные Силы РФ. К сожалению, далеко не все молодые люди, достигшие призывного возраста, а также их родители, обладают необходимой юридической грамотностью в вопросах, касающихся исполнения важнейшего долга гражданина любой страны.

    Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" и от 26 февраля 1997 г. N 31-Ф3 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", а также в соответствии с Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденными соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г. N 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 г. N 1609.

    Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с законодательством; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

    Для отдельных категорий граждан предусмотрено право на освобождение от призыва на военную службу и право на отсрочку от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством. Отсрочка может предоставляться на срок до одного года. По истечении срока действия отсрочка либо продлевается, либо гражданин подлежит призыву на военную службу. Следует помнить, что отсрочку может предоставить только призывная комиссия и никто иной. Все документы, подтверждающие основания для отсрочки, должны быть предоставлены призывником.

    Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах - органами местного самоуправления (первичный учет). Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления.

    Граждане обязаны являться в военкомат по повесткам, при этом в повестке указывается цель вызова. До заседания призывной комиссии граждане обязательно проходят медицинское освидетельствование, по результатам которого определяется категория годности к военной службе.

    Призывник при прохождении освидетельствования имеет право предоставлять медицинские документы, свидетельствующие о состоянии его здоровья, требовать от врача-специалиста приобщения медицинских документов к его личному делу, записи его жалоб на состояние здоровья в лист медицинского освидетельствования, который приобщается к личному делу призывника.

    У призывника есть право ознакомиться с результатами медицинского освидетельствования на основании ст. 24 Конституции РФ, как с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Призывник вправе обжаловать результаты медицинского освидетельствования, а именно заключение о его годности к военной службе, как в административном порядке, так и в судебном. При этом призывник вправе требовать проведения в отношении него контрольного медицинского освидетельствования, осуществляемого призывной комиссией субъекта РФ.

    Если в состоянии здоровья призывника произошли изменения, то он вправе, на основании п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, требовать проведения в отношении него повторного медицинского освидетельствования. При этом ранее вынесенное заключение военно-врачебной комиссии становится недействительным.

    В ст. 21.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от медицинского обследования. В случае уклонения призывника от медицинского обследования или неявки на призывной пункт с результатами обследования для повторного медосвидетельствования военный комиссар в установленном порядке извещает органы внутренних дел о необходимости розыска гражданина и административного задержания, при этом виновный может быть привлечен к административной ответственности.

    Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или уклонение от медицинского обследования, предусматривается ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета.

    Граждане, состоящие на воинском учете, при переезде на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства или выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев обязаны сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства или место пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию встать на воинский учет в двухнедельный срок; граждане, подлежащие призыву на военную службу и в период проведения призыва выбывающие на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; граждане, подлежащие воинскому учет, обязаны сообщать в двухнедельный срок в органы, осуществляющие воинский учет, об изменениях своего семейного положения, состояния здоровья, места жительства, образования, места работы и должности.

    Административная ответственность также предусмотрена за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

    Статьей 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность. Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара, при условии документального подтверждения причины неявки, являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, признанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.

    Если все вышеперечисленные права и обязанности будут соблюдаться как призывником, так и представителями власти, то защита Отечества может стать не только долгом и обязанностью, как это прописано в Конституции Российской Федерации (ст.59), но и закономерным желанием послужить своей стране.

    Межрайонный прокурор М.Н.Киселев

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.