• Алексей Минкин о Раушской набережной

    2016.06.17 Раушская наб. Фото Лии Вихоревой

    2016.06.17 Раушская наб. Фото Лии Вихоревой

    Новая статья из серии "Улицы Замоскворечья" - Раушская набережная.

    Автор - известный московский краевед Алексей Минкин

    Странное название "Раушская" - не московское какое-то, не русское. А на поверку, при глубине изучения, оказывается,- самое что ни на есть наше - просто произошло оно от уменьшительно-ласкательного "ровушки", то есть небольшие рвы, канавки в дренажной противопаводковой системе этого низменного места. И быть по всему набережной "Ровушской", но была она "Роушской", а затем - что нередко случалось по Москве - лексически трансформировалась. Гуляют по ней нынче отнюдь не ветры тропических широт, а она так и не теряет права именоваться столичным полюсом тепла. Тоже, согласитесь, странно - быть может, влияние существующей на ней Московской ГЭС? И вновь причуда: промышленность Центрального округа либо загублена, либо перепрофилирована, а здесь, напротив Кремля, дышит и здравствует. Ну, и, пожалуй, последняя крупная нелепость Раушской: редко-редко какой из городских путеводителей достойно описывает данный район или вообще уделяет ему внимание. А жаль: на Раушской являли себя московской действительности (да и российской в целом) многие важные события, здесь обитали и работали выдающиеся творческие знаменитости, существовал свой духовный и деловой мир. Одним словом, Раушская имеет неповторимую историю и льготную путевку к тому, чтобы величаться незаурядной достопримечательностью Первопрестольной. Однако, всерьез пока, о подобной "льготе" молвы нет и, учитывая изложенное выше нелепицы, я тоже поступлю не слишком логично: сломав сложившиеся устои, начну наше повествование от конца - набережной и, кроме того, разделю путешествие на четыре условных отрезка. Итак,

    Раушская духовная

    1882. Храм святителя Николая в Заяицком. Из альбомов Н. А. Найдёнова

    1882. Храм святителя Николая в Заяицком. Из альбомов Н. А. Найдёнова

    Как известно, духовное становление личности зачастую отталкивается от жизни греховной, даже порочной, от падения во все тяжкие и тяготения к социальному омуту. Так и с Раушской: там, где она упиралась в старый Устьинский мост, соединявший Заяузье и Кулишки с Садовниками, к 1890 гг. от Новой площади был перенесен так называемый "Толкучий" рынок, нерадостно знаменитая московская барахолка, с неизвестными проблемами и явным нездравием. Некто, скрывавшийся под аббревиатурой "Й.Г.", в книге "Москва за столом" характеризовал бытовую сторону "'Толкучки" следующим образом: "Жулики - завсегдатаи трактира на Толкучем рынке. "Братия" пропивает там то, что выпросила Христа ради на улицах, и ест в харчевне на Толкучем рынке. Там не готовят кушанья, а потчуют за 10 копеек посетителей объедками, которые собирают лакеи в господских домах, а половые в разных трактирах. Объедки раскладывают в один котел, потом по порциям…" В общем, как говорится, не до жиру... Между тем, о своеобразном рынке в Садовниках, былой слободе работных людей, обслуживавших доморощенные вкусы государевой трапезной, напоминал Толкучий проезд, исчезнувший с постройкой к 1938 г. архитекторами Н. Соболевым, Г. Гольцем и инженером В. Вахуркиным нового Большого Устинского моста. Быть может, то был - по сути самого явления - не лучший пример городской топонимии, но и он нес пестрый окрас ушедшего быта, помимо моста, сегодня на месте былого торжка высится и возведенный в 1920-х жилой дом по Раушской, 32, образующий со стоящей напротив Университета дизайна и технологии своеобразный парадный въезд от Яузского бульвара к Садовнической улице и к Замоскворечью в целом. А еще расплывшийся в котле эпох быт замоскворецкой барахолки увековечил талантливый русский жанрист Владимир Ваковский: на октябрьском предаукционном показе "Сотбис" 2008 г. выставлялось полотно этого мастера "Толкучий рынок в Москве". На его заднем плане хорошо заметны кремлевские башни. "А это, Саша, Кремль", - сообщили домашние взрослые уроженцу Замоскворечья и будущему писателю Александру Добровольскому, впервые взобравшемуся на широкий подоконник и озадачившемуся видом нечто, повергшего впечатлительного мальчика в сильное возбуждение и неописуемый восторг. "Самое интересное в комнате были подоконники - такие, что на них можно было сидеть с ногами, можно было расставить кругом себя несколько коробок с солдатиками и все же там мог устроиться со своими сокровищами еще кто-нибудь из братьев. Подоконники были каменные, холодные, и мама запрещала на них сидеть, но даже это не действовало. Слишком много чудес можно было видеть оттуда. Здесь пережил я первое душевное потрясение. Угловое окно выходило на Москва-реку, квартира была на втором этаже и вид открывался величественный". Добровольские обитали в доме Челышева и к праздникам исправно посещали обедни в приходском Николо-Заяицком храме, дорога к которому лежала мимо старого Устьинского моста и Толкучего рынка: "Выйдя из дома, мы поворачивали на "толкучку" - так называлась часть площади перед мостом, огороженная деревянными столбиками, окрашенная красной краской, где шла ручная торговля всяким старьем, и где всегда толпилось много народа". Примечательно, что описываемое торжище по старинке иногда звалось "Баташовкой" - до 1880-х в границах будущего торга находилась городская усадьба знаменитого заводчика. Ну, а сам рынок существовал у Раушской с 1899 г. до окончания периода нэпа, После чего значительные перемены случились и в судьбе Добровольского: дружба с Даниилом Андреевым и принадлежность к духовным чадам святого Праведного отца Алексия (Мечева) сделала участника Телешовских "сред", писателя и мемуариста советским арестантом. Крещён же лефортовский узник и вынужденный калужский учитель был рядом с "Челышами", в храме Николы в Заяицком - одном из тех, что в ярком созвездии замоскворецких святынь опишет на страницах "Лета Господня" Иван Шмелев. Таким образом, и мы подобрались к центру духовной жизни Раушской, по которому одно время сама набережная именовалась "Заяицкой", а поперечный ей 2-й Раушский переулок - "Николо-Заяицким".

    Раушская, 26 или 2-й Раушский, 1 - таков адрес впечатляющего барочного храма святителя Николая в Заяицком.

    Церковное здание созидалось последовательно: около 1597 г. известно оно в дереве, с 1652 г. или 1686 г. - в камне. Рядом, к югу, к 1670 г. вырос сруб еще и Знаменской церкви, полвека спустя слаженной в камне, а в конце XVIII столетия разобранной. Некоторыми исследователями считается, будто урочище "Заяицкое" пошло от слободки "заяицких" казаков, поддержавших Лжедмитрия, и с завершением смуты частично выселенных от реки Яик (Урал) в Замоскворечье. Однако казаков ни "задонскими", ни "закубанскими", ни "заяицкими" не называли. Были "яицкие".

    По версиям, выдвинутым в "Седой старине Москвы" И. Кондратьевым, в приходе Никольского храма на Раушской жил иконописец Андрей Заицкий, расписывавший, в числе иных, и Успенский Кремлевский собор. Либо имя урочищу дал древний образ святителя Николая, доставленный от принадлежавшего Соловецкой обители Заицкого острова. Это сомнительные варианты.

    Скорее всего, загадочный топоним покорение московской карты начал с обитавших окрест заяицких татар, торговавших с Первопрестольной экзотической бухарской продукцией: коврами, фруктами, фаянсом. Да и лежащие по соседству улицы и урочища нередко нарекались именами с явными тюркскими корнями - тот же Балчуг от татарского "балчех" означает "болото", "грязь". Так или иначе, мне кажется, весьма уместно было бы подарить 2-му Раушскому его законное, уникальное для Москвы историческое наименование: "Николо-Заяицкий". Между тем, главным престолом храма на Раушской был и остается Преображенский, что не мешает прихожанам в обиходе звать церковь "Никольской". К середине XVIII столетия Николо-Преображенская церковь в Заяицком обветшала и, благодаря винному откупщику Емельяну Яковлевичу Москвину вкупе с отцом и сыном Турчаниновыми (то ли москвинскими компаньонами, то ли должниками), в 1741 г. забрезжило сооружение изящного здания. Увы, в самом начале храмоздательства Москвин умер, дело подхватил Андрей Андреевич Турчанинов. Поднимаемый по образцу "Ивана Воина" на Якиманке храм строил замечательный зодчий, составитель знаменитого плана Москвы Иван Мичурин, о личности и творениях которого поведала в книге "Ошибка канцлера" Н. Молева. Дворянин Мичурин происходил родом из Галичского уезда Костромской губернии и "осьмнадцати" годов попал в Петербургскую школу навигационных, наук, а затем постигал строительные премудрости у итальянца Микетти и в Голландии. Зодчий прославился постройками Свенского монастыря Брянска и тем, что Растрелли доверил ему постройку потрясающего Андреевского собора в Киеве. А вот на Раушской случилась беда: на третий год возведения храм рухнул, и все пришлось вершить сызнова. Весьма вероятно, завершением затянувшихся до 1759 года работ занимался уже Дмитрий Ухтомский, князь и руководитель Московской архитектурной школы. По сведениям Сытина, в 1639 году в приходе Николы Заяицкого имелось четыре двора причта, а у погоста - дворы садовников, которых к 1722 году насчитывалось 47 человек. Кстати, обширное кладбище возле церкви существовало и в 1812-м - в тот год "Никола" пожаром охвачен не был, но зато не избежал грабежа французами. Тем не менее, интерьер "щеголял" барочным иконостасом и рядом образов XVII столетия. К тому же существовали роскошные ризница и библиотека, а еще действовали содержавшиеся на помин души Афанасия Мошкина А. В. Мошкиной богадельня на 6 женщин и приходская школа. Новая напасть на "Николу" нежданно пришла от большой москворецкой воды: в 1908-м храм потрепало значительное наводнение, максимум которого пришелся под Пасху. Досталось и входившим в приход окрестным домам - в частности, дому № 28 по Раушской. Поднявшийся паводок "подмочил" и возведенные в 1820-х гением русского ампира Д. Жилярди лабазы на церковном участке, а также стоящий на противоположном от храма углу набережной и 2-го Раушского (№ 24/2) дом, переделываемый после Отечественной войны, но датируемый 1760-ми годами. Тем не менее, шалая вода мало-помалу сошла, и жизнь вокруг, казалось, улеглась в привычное устоявшееся русло. Ан нет: в Москву залетел красный октябрьский петух, драчливо принесший чудовищные перемены. Подобно сотням собратьев сорока сороков, затворили и "Николу Заяицкого", втиснув внутрь трансформаторный цех и исказив здание до состояния обрубка. Уничтожили и настоятеля - протоирея Василия (Смирнова), имевшего честь и смелость правдиво высказаться о богохульной власти. Священника казнили на Бутовском полигоне, а в 2000 г. он был канонизирован, войдя в великий сонм русских исповедников, и новомучеников. И все-таки, подобно соседствующей храму воде, символу жизни, очищения и возрождения, "Никола" выстоял и поднялся из трущоб небрежения. Между прочим, настоятелем возрожденного храма был правнук новомученика Василия о. Димитрий Смирнов. Любопытно, что именно под его духовное руководство в храм пришел небезызвестный иерей Иоанн Охлобыстин, ныне временно запрещенный в служении, - фигура неоднозначная, противоречивая и наглядно фокусирующая в себе особенности текущих дней. А "Никола" в те же самые дни действительно стал краше - изменился не только его внешний или внутренний облик. Приход, входящий в православное братство во имя Московского святителя Алексия, содержит книжную лавку, переплетную и швейную мастерские, пекарню. Напротив, через 2-й Раушский, отреставрированы палаты приходского дома середины XVIII века (дом № 4), где освящен крестильный Алексиевский храм. Именно там, в доме причта, в далеком уже 1993 году, я впервые получил в руки номер "Вестника Замоскворечья"...

    1922-24 Иконостас храма свт Николая в Заяицком

    1922-24 Иконостас храма свт Николая в Заяицком

    А еще при храме с 1995 года действует Колокольный центр с уникальным, единственным в своем роде, музеем-лекторием православного звона, приютившийся во взметнувшейся на полсотни метров ввысь колокольне. Примечательно, что традиция колокольного звона в Европе утвердилась аж с IV-IX веков, а на Руси лишь в XII веке. И пресловутый малиновый звон связан с названием итальянского города. Однако у нас литье и звонарское искусство достигли истинного совершенства. Сами колокола, нарекаемые именами, а по истечению срока пользования нередко и погребаемые, почти очеловечивались. Их звук считался целебным. Что ж до Белокаменной, на Пасху, двунадесятые и великие праздники существовал обычай, по которому начинал гул Кремлевский "Иван Великий", а подхватывал торжество звука пономарь "Николы Заяицкого". Вот и сейчас умелый Никольский звонарь оглашает окрест тяжелым набатным благовестом или легкими мелодичными переборами. Их хорошо слышно и на той части набережной, что условно можно назвать

    Раушская деловая, торговая и промышленная.

    Неподалеку от храма, на Раушской, 22, находится здание Мосгортранса. Это ведомство, преисполненное деловитой кипучести, в данных объемах стало наследником Управления городским трамваем. Управление заняло дом в 1908 году, а позднее надстроило его дополнительным этажом для расширения делопроизводства. Трамвайному управлению было куда как удобно разместиться под боком Московской ГЭС, вырабатывавшей ток и для нужд стариннейшего общественного транспорта.

    1912. Раушская наб. Чаеторговная фирма Петра Боткина сыновья. Фото Александры Боткиной

    1912. Раушская наб. Чаеторговная фирма Петра Боткина сыновья. Фото Александры Боткиной

    До трамвайных чиновников символом дома являлась отнюдь не электрическая дуга матриархальной "Аннушки", а ароматно-бодрящий народный напиток - чай. Да, чай на Руси со времен Михаила Федоровича пить полюбили. У нас ведь как довелось: не та жена, что басни правит, а та, что щи варит. Вот после наваристых жениных щец с ядреной кислой капустой, крутых огурчиков да доброй селедочки чай на чай не казался палкой на палку. А то и попросту с мороза побаловаться обжигающим чайком - худо ли? Или изрядно, с рвением и вкусом, истекая потом, опоражнивали не один самовар и за присест меняя до семи полотенец, - мне думается, в той церемонии крепость заварки не имела отведенного ей значения. Но чай на прилавках не залеживался, а кофе среди обывателей в расчет не брался - и потому те, кто ввозил из Китая душистый налиток, богатели быстро. Также быстро и обрастали авторитетом. Кто ж на Москве не слышал о чаеторговцах Усачевых, Поповых, Перловых? Или Боткиных? Как раз для Боткиных к 1903 году и возвел на Раушской солидный корпус полузабвенный ныне Георгий Александрович Кайзер. Выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, он созидал не так чтобы много, но, будучи старшиной Московского совета детских приютов, в основном, руку набивал на богоугодных заведениях. С другой стороны, не обижал отказами и купечество. Так, в порядке частной практики Кайзер поднял над москворецким зеркалом трехэтажное здание с разместившимися там складом, правлением и конторами чайной фирмы "Петр Боткин и сыновья". На момент постройки преобразованная в товарищество фирма Боткиных процветала - к слову сказать, в руководство ее входил женатый на одной из Боткиных художник Остроухов, а также промышленник и политик Гучков. "Петр Боткин и сыновья" владел крупнейшим российским сахарным заводом, имел три десятка отделений по империи и филиал в Англии - только вот сыновья Петра Кононовича, помимо продолжателя дела Петра Петровича, "подкачали": в огромной и удивительной семье кого-то потянуло к литературе и философии, кого-то - к искусству и во врачевание. Чудесно, конечно, но для фирмы судьбоносные увлечения братьев обернулись упадком. Кстати, часть помещений на Раушской Боткины пожертвовали обществу пособия нуждающимся членам семей пожарных команд и полиции. Потом дом продали, и с продажей – усмешка судьбы - большая торговля из него ушла. Как некогда развернулись от Раушской фасадами к Садовнической жилые дома, превращая набережную в фабрично-складские нагромождения.

    Впрочем, уже к концу XVIII столетия крепкие каменные дома вновь обрисовали контур набережной - правда, в 1812-м почти все они сгорели и почерневшие огарки пустующими дырами окон взирали на реку аж до 1830-х. Из уцелевших и безусловно перестроенных стоит отметить дом № 10 конца XVIII века и дом № 20 первой половины XIX столетия.

    Интересно, что в 2003 г. между ними вздыбился разработанный М. Посохиным-младшим осязаемый разграничитель эпох (дом №16), он же - специфический обелиск современным нуворишам. Он же - арендуемый Газпромбанком деловой центр Мосэнерго. Да-да: с конца XIX столетия энергетика - основа хозяйственной стороны Раушской. Ее главная силовая установка - распластавшаяся вдоль набережной и внутри кварталов (дома № 6,8,12) МоГЭС № 1, давшая начальный ток в 1897 г. и снабдившая им жилые дома, предприятия, городской трамвай. Основной корпус электростанции, созданной при Обществе электрического освещения, имел машинный зал и соседствовал с притулившейся восточнее конторой ГЭС - все они руки инженера Н. Басина. В главном здании сохранились витражи работы И. Жолтовского - и тот же мастер неоклассики к 1928 г. возвел на внутреннем дворе предприятия нетипичное для своего творческого почерка сооружение котельни в конструктивистском духе: остекленная стена, вынесенные эркеры, затейливое членение фасада. хх

    Питая энергией центр города, станция действует и сегодня - и у многих из нас работа ее, а также электрификация в целом связаны с образом Г. Кржижановского. Он и впрямь трудился здесь управляющим кабельным отделом МоГЭС. И все же нельзя не вспомнить о его непосредственном начальнике, первом директоре станции Роберте Эдуардовиче Классоне. Идейно он в кратчайшие сроки устранил последствия наводнения 1908 г., когда разгулявшаяся вода подтопила, станцию, и лишила света треть города. Классон произвел реконструкцию ГЭС, заказал прочные окна-иллюминаторы, настелил железобетонные полы. Замечу, что при Классоне рабочие и служащие подведомственного ему учреждения получали ежегодные 10-процентные надбавки к жалованью, награды за стаж и премии за экономию топлива. Они имели 8-часовой трудовой день и пользовались отпусками. Тем не менее, и у пролетариев станции, подстрекаемых единомышленниками и однопартийцами Кржижановского, то и дело вскипали умы, доводя их до стачек и митингов. А в октябре 1917-м "передовой класс" и вовсе захватил ГЭС, обесточил Кремль и прочие места скопления юнкеров, солдат и офицеров, верных присяге. Нет, не всегда признательность и благодарность за лучшее сводятся у нас к непререкаемому правилу.

    С другой стороны, ГЭС № 1 связана с прекрасными, светлыми личностями - такой, к примеру, как одаренный зодчий, искусствовед и коллекционер Илья Евграфович Бондаренко, в 1935-39 гг. служивший ведущим архитектором строительного отдела Мосэнерго. Талант Бондаренко и личные качества, сблизили его с виднейшими представителями нашей архитектурной школы, изобразительного искусства, литературы. Исходя из сказанного, познакомимся с очередной условной частью набережной, именуемой

    Раушская культурная

    Культурная жизнь района когда-то кипела и в эпицентре МоГЭС. Но прежде того образованием и вразумлением здешних жителей занимались и по другим адресам: в частности, до 1920 гг. в национализированном доме фабрикантов Батуриных активно работала читальня Раушского общества народной трезвости. Действительно: какая культура на хмельную голову? Спьяну, как полагается и ныне, не то что с автомобилем - с кобылой не совладаешь. К слову, о лошадях, точнее, их, так сказать, культуре вождения - она как раз возле Раушской нарабатывалась: до 1835 г. у моста через Егорьевский канал, вскоре осушенный и превращенный в 1-й Раушский переулок, существовала, биржа извозчиков. Каких только типажей из народа не являлось здесь фантазиям писателей и художников. Неспроста и лежащий близ Балчуг навлекал на себя взоры драматургов и литераторов: Балчуг выведен в "Царе Борисе" А. К. Толстым и им же в "Князе Серебряном" поминаются питейные дома Балчуга. "Гремучий" Балчуг, начинавшиеся у Раушской старым Москворецким мостом (та переправа фигурирует в "Войне и мире" Л. Толстого), увековечен И. Шмелевым в рассказе "Голуби". Наверняка на большую классику за десятки лет существования нередко посягали постановщики и исполнители народного коллектива при дворце культуры Энергетиков, спрятавшегося за вереницей зданий Мосэнерго и числящегося по Раушской, 14… Подобно многим местным строениям, современный ДК пользует неоднократно переиначенное здание начала XIX в. Бесспорно, пик самобытной деятельности очага культуры пришелся на романтические годы "оттепели" и "перестройки". Однако даже к началу 1990-х там с успехом действовали более 20 коллективов художественной самодеятельности, изостудия, 2 народных университета, 11 любительских объединений, поэтический театр и - особенно - Центр авторской песни. Легендарный уже ЦАП привлекал на набережную и видных поэтов-песенников, и любителей бардовского жанра. Примечательный факт: судя по одной из радиобесед, Раушскую считает приятным ностальгическим местом лидер небуксующей "Машины времени" Андрей Макаревич. И еще: из возникшего в феврале 1976 г. народного театра при "Энергетиках", преобразованного затем в театр-студию, вырос театр "На Раушской"'. Увы, на сегодняшний день ДК Энергетиков, судя по всему, продан - занимавшие его коллективы и кружки, очевидно, прекратили существование. На сим, по большому счету, кажется, пресеклась мирская культура Раушской - если не учитывать страничек ее прошлого, поворошить которые стоит в той части, что зовется

    Раушская гостиничная.

    В книге "Бегущая строка памяти" недавняя прима театра на Таганке, Алла Демидова, вспоминает, как девочкой переживала годы войны у бабушки во Владимире, как погиб на фронте отец и свое возвращение в Москву, в комнату дома на улице Осипенко (ныне Садовническая) у Балчуга. Тогда, на Балчуге гнездились мастерские, возле которых так или иначе приходилось гулять. Однажды кто-то из рабочих, прознавших о гибели фронтовика - отца девочки, простодушно сунул ей в руку трешник. А вот в другой раз прогулка чуть не завершилась трагедией, виной которой могли стать вовсе не взрослые. Играя на Раушской в классики, наша героиня упорно стремилась к лидерству, игра ломалась и, в конце концов, ее подельщики заломали горе-вожака, и в качестве жесткого урока смирения подержали за парапетом над рекой. С тех пор девочка заметно замкнулась, все более уходя в свой внутренний мир - случай из детства, всего скорее, наложил отпечаток на характер Демидовой, становление личности и выбор профессии. Ну, а детство будущей актрисы протекало неподалеку, и ей, конечно, знаком дом № 5 по Садовнической - он же дом № 4 по Раушской. Дело в том, что выходящий на набережную, 1-й Раушский и Садовническую темный дом являл собою не что иное, как меблированные комнаты "Мамонтовского подворья".

    В XVIII-XIX вв. на этом месте курились принадлежавшие воспитательному дому бани, но со временем они обветшали, и в 1856 г. их и земельный участок подле прикупил отец известного всем Саввы Мамонтова Иван Федорович. В Москву Мамонтов-старший подался из Ялуторовска Тобольской губернии, занимался винными откупами, но куда быстрее разбогател на подрядах по прокладке "чугунки". Дела столкнули Мамонтова с легендарным Кокоревым - они вместе разрабатывали бакинскую нефть и основали Закаспийское торговое общество. Глядя на более удачливого товарища, затеявшего создать на Софийской набережной крупнейший гостинично-складской комплекс "Кокорейское подворье", Мамонтов, по подобию оного, к 1859 г. начал сооружение "Мамонтовского подворья". И очень близко от "Кокоревки". Не исключено, что автором здания на Раушской стал тот же крепостной зодчий Воронцовых-Дашковых, поднимавший и гостиницу Кокорева. Это - Антон Васильев (Булгарин). Нижний этаж "Мамонтовки" отвели под бани, два верхних - под номера. Только здесь почему-то мамонтовский прицел дал промах и слаженное к Всероссийской промышленной выставке в честь 200-летия со дня рождения Петра I детище Ивана Федоровича дохода не приносило. Дошло до долговой закладки и перехода амбициозного мамонтовского проекта в 1865 г. в карман кредитору - Тульскому земельному банку. Позднее расчленили на номера и бани, что-то перестроили. Кстати, в феврале 1879 г. в одном из помещений "Мамонтовского подворья" случилось событие, разнесшееся по городским закоулкам и мигом обросшее домыслами: в комнатах на Раушской приговором "Земли и Воли" был убит рабочий Н. Р., обвиненный в предательстве. "Мамонтовка" пережила и это. Перед 1917-м ею уже владели братья Леонтьевы, открывшие, в числе прочего, столовую. А по соседству с былой "Мамонтовкой" через 1-й Раушский, достопримечательность гостиничной столицы - отель "Балчуг–Кемпински. Москва".

    Сие громоздкое название гостиница получила лишь к 1992 г., вслед за реконструкцией и сменой владельцев. Тогда же по проекту В. Колосницына ей нахлобучили горбатую мансарду, чем исказили сложившиеся высотные доминанты и обзор местности. А родословная помпезного строения относится к концу XIX столетия. Пятачок в изголовье Раушской издревле был бойким, торговым - отсюда шмелевский "гремучий" Балчуг. До переноса в 1937 г. А. Щусевым и инженером В. Кирилловым Москворецкого моста, улегшегося западнее и срезавшего часть четной стороны Балчуга, та старинная улица прежним, не единожды укладывавшемся по новой мостом напрямую соединялась с Зарядьем. Старый мост, где взималась мзда за проезд, в своих московских путешествиях описывал в XVII в. представитель Антиохийской Церкви Павел Алеппский. А у Балчуга и Раушской в 1730-х та переправа вела к лесным рядам - они горели, пока не были вынесены на Пречистинскую набережную. В общем, местечко славилось многолюдством и куплей-продажей. Его выгодным расположением воспользовались предприимчивые аборигены Осиповы. Поначалу они заложили двухэтажный доходный дом с лавками, но затем скромное здание снесли, и к 1398 г. на его месте подняли куда более значительную недвижимость. Полуподвал заняли склады, прачечная, котельня, первый этаж - магазины и ресторан Трехгорного пивоваренного завода, а верхние отводились под наемные квартиры, комнаты и номера, последний этаж был превращен в студии и мастерские художников, где проживали и работали Бялыницкий-Бируля, Куинджи, Клевер, Коровин. Мало-помалу "Осиповка" преобразилась в гостиницу "Новомосковская", и привратником у ее входа служил будущий дед Владимира Высоцкого (вот ведь мистика местности на театральных корифеев "Таганки") туляк Максим Серегин. Созидал же детище Осиповых академик архитектуры, модный зодчий А. В. Иванов, отстроивший в северной столице десятки доходных домов и продолживший плодотворный труд в Первопрестольной. Достаточно сказать, что на его счету гостиница "Националь" и до неузнаваемости перекроенный под нужды известного строгого содружества дом страхового общества "Россия" на Лубянке. Еще Александр Васильевич преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества и год являлся главой Московского архитектурного общества. А выразительное замоскворецкое его творение из "Новомосковской" превратилось в общежитие Народного комиссариата иностранных дел, надстраивалось, и в 1934-З6 гг. там обретался и сочинял свои московские очерки чешский коммунист, журналист и писатель Юлиус Фучик. С 1957 г. отремонтированное общежитие вновь стало гостиницей - но "Бухарестом", теперь - "Балчуг-Кемпински". Да, этот отель часто менял имена - как, собственно и притершаяся к нему набережная, бывшая Заяицкой и Набережной улицами, Заяицкой и Роушской набережными. Сегодня - Раушская. Длина ее невелика - 800 метров. Пройдя их от одного моста до другого, мы опускались в недра времен и поднимались на духовные высоты, метались в быту, знакомились с прошлым и настоящим, с яркими судьбами выдающихся соотечественников: старт был в пределах Николо-Заяицкого прихода, финиш - на Балчуге, возле гостиницы - что лишь подчеркнуло простую житейскую истину: в этом мире мы все постояльцы. И, тем не менее, нас многое здесь держит и сдерживает, в том числе пытливое стремление лучше познать свой великий город, историю и достопамятности составляющих его частей, среди которых заметное место являет и непримечательная, на поверхностный взгляд, замоскворецкая Раушская набережная.